Шамони, Монблан и все все все



    По сравнению с большими и просто гигантскими горнолыжными курортами и объединениями Шамони выглядит достаточно скромно. Здесь "всего-то" в общей сложности 110 км. трасс и 39 подъемников. Причем разбито все это горнолыжное хозяйство на 5 отдельных районов катания. Вроде бы посмотришь на схему катания и не поймешь, что тут уверенно и с удовольствием катающемуся человеку делать... Однако в действительности все оказывается совсем не так!

    За неделю мы успели покататься в каждом из пяти районов и большинство из них оставили по-своему очень приятное впечатление. Но обо всем по порядку.

    С начала мы отправились в Les Houches - небольшой район катания с перепадом высот от 1900 до 1010 м. В этот день всю долину Шамони затянуло облаками и залило дождем... Ну какое может быть катание в таких условиях? Правильно - совсем никакого! По-хорошему этот день следовало бы и пропустить, но уж очень хотелось поскорее "протестировать" местные трассы, да и не покидала надежда, что непогода вот-вот закончится, и условия станут более-менее сносными. Не случилось... Промучившись полдня под дождем и с отвратительной видимостью, пришлось на все плюнуть и поехать домой. Сразу хочется сказать, что это был единственный неудачный эксперимент за всю неделю. Дальше все было гораздо симпатичнее!

    На другой день дождь закончился, и мы отправились аккурат к швейцарской границе, в район Domaine de Balme (от 2270 до 1264 м.). Самый дальний (минут 30 на автобусе от Шамони) и должно быть самый маленький из всех районов катания во всей долине, который, если судить по трассам, больше подойдет для начинающих и совершенствующихся горнолыжников. Здесь бы нас тоже постигло разочарование, если бы ситуацию не спас не снегопад, который зарядил сразу после обеда. Он очень быстро и достаточно плотно покрыл и трассы и достаточно широкие "поля" между ними и мы носились по ним как угорелые до самого закрытия подъемников. Особенно запомнилась трасса, а точнее офф-пист, что начинается с самой вершины в сторону Воларсина. Мы это посчитали небольшой компенсацией за предыдущий неудачный день, но естественно хотелось большего. И это случилось!

    На третий день погода слегка улучшилась. С учетом того что за день до этого и потом всю ночь шел снег, день обещал быть хорошим. Мы отправились, покататься в Brevent-Flegere (от 2525 до 1035 м.). Это "домашняя горка" в Шамони. В том смысле, что нижняя станция подъемника расположена в самом городе и туда не обязательно на чем-нибудь ехать, а можно добраться от отеля пешком. Встав пораньше, что бы захватить свежего снега побольше, мы прибыли к подъемнику. Оказалось, что не одни мы были такие шустрые. Именно тут я впервые увидел серьезных ребят с широченными лыжами, биперами, абс-рюкзаками и прочим фрирайдерскими штуками. И тогда я понял, что не зря Шамони называют столицей фри-райда. Потом еще ни раз было достаточно поводов убедиться в этом! Поднявшись на второй очереди фуникулера на Brevent, мы очутились на высоте 2525 м. Отсюда открывался отличный вид на горы с противоположной стороны долины - знаменитый Монблан и его живописных соседей. Я в горах далеко не первый раз, но меня просто потрясла эта мощь! Белоснежные шапки, острые пики, отвесные скалы и голубые глыбы ледников... Это не лирическое отступление и не фигура речи - это просто описание картинки, которая стояла у меня перед глазами. При этом я понимал, что, не смотря на то, что сейчас я нахожусь на почти головокружительной высоте (2525 м.), надо мной находится еще 2300 метров камней, снега и льда... Тут-то и становится понятно, что такое есть Шамони на самом деле!

    Некоторые парни с широченными фри-райдерскими лыжами, каждая из которых похожа на слегка "похудевший" сноуборд, сразу сиганули куда-то за ограждение трассы. Как мне объяснил мой товарищ, этот немаркированный маршрут заканчивался в соседней с Шамони долиной, откуда обратно нужно долго добираться на региональном общественном транспорте (или несколько быстрее, но заметно дороже на такси). Мы же, как и многие другие, отправились вниз с вершины к нижней станции фуникулера Brevent, то и дело, отклоняясь от трассы в сторону, что бы прокатиться по нетронутому еще никем снегу.

    Этот район катания естественным образом делится на две части, которые связаны между собой фуникулером. До обеда мы катались в одной из них, а после - в другой. Здесь больше всего горнолыжных трасс во всей объединенной зоне катания Шамони - есть попроще, есть и посложнее. Однако в этот день примерно половина всех катающихся с энтузиазмом "раскатывала целину". Примерно к полудню, доступных для этого участков практически не осталось и мы были очень рады, что не поленились подняться пораньше.

    В четвертый день я в одиночестве отправился "исследовать" район катания Les Grands Montets (от 3275 до 1252 м.). Из Шамони на автобусе минут за 20 доехал до поселка Аржентиер, где находится нижняя станция фуникулера. Выйдя из его кабины, можно было сразу отправиться на кресельный подъемник, однако меня очень заинтересовала какая-то огромную очередь - "Чего дают?"... Оказалось, что "дают" возможность подняться на фуникулере на вершину Гран Монте (3275 м.). Разглядев в очереди немало все тех же самых ребят с фри-райдерскими лыжами, я понял, что подняться туда будет очень интересно. Так и оказалось! Простояв "каких-то 30-40" минут я очутился на самой верхней точке в этом районе катания. Приготовьтесь к тому, что в хорошую погоду вы застрянете там на некоторое время на смотровой площадке - фотографируя или просто любуясь грандиозной горной панорамой во главе все с неизменным Монбланом и "прочими" 4-х тысячными гигантами, а также ледником Аржентьер, который находится настолько близко, что рассмотреть его можно, как говорится, в подробностях. Спуститься вниз оттуда можно либо на том же фуникулере (уже без всяких очередей) или по одной из двух черных трасс. Я предпочел второе. Причем меня так и подмывало, залезть за их ограждение и прокатиться по целине, которая кое-где еще просматривалась. В одиночку заниматься этим строго не рекомендуется! Горы в том месте совсем "не игрушечные", а близость ледника еще больше усложняет ситуацию. Вдобавок при выходе на трассу гордо развивался флаг в черно-желтую "шашечку" - обозначающий среднюю степень лавинной опасности... Потому я благоразумно "сел на хвост" небольшой группе во главе с местным инструктором (я его опознал по красной униформе) и старался держаться к ним поближе. Авантюра того стоила! Потому, спустившись, я, не раздумывая, устремился отстоять очередь на Гран Монте снова.

    В принципе, есть возможность избежать долгого ожидания. Предприимчивые хозяева местного подъемника додумались брать доплату - 6 евро, за возможность подняться на Гран Монте без очереди. Количество таких "специальных билетов" на каждый подъем ограничено, а сколько осталось времени до оплаченного подъема можно контролировать на специальном большом электронном табло - очень удобно.

    Для тех, кто не готов совершать авантюрных подвигов, в этом районе катания найдется также немало трасс разного уровня сложности, а для любителей попрыгать есть сноупарк.

    В Шамони есть еще один подъемник, подняться на котором должен буквально каждый, кто приезжает на этот курорт. Причем не зависимо от уровня катания и времени года! Делать это только рекомендуется в относительно хорошую погоду. Я намекаю про знаменитый Aiguille du Midi. Это действительно настоящее событие! С этой вершины лучше всего виден все тот же самый Монблан, а панорама на другие окрестные вершины, ледники, долину и сам город-курорт Шамони просто потрясающая - "застрять" там можно очень надолго!

    Нашими попутчиками на обоих очередях этого фуникулера обязательно будут несколько уже отлично нам знакомых фри-райдеров. Только они поднимаются на Aiguille du Midi не столько за тем что бы "смотреть-смотреть-и-смотреть", а совсем с другой целью. Их цель называется Белая Долина, и это один из самых знаменитых фри-райд маршрутов не только в Европе, но и во всем мире! В то время как восторженные туристы и прочие "зеваки" оккупируют смотровые площадки, эти безумцы с явным удовольствием от сознания собственной крутости начинают карабкаться вниз по единственному пешеходному выходу с верхней станции. Дальше их путь лежит по огромному леднику и надо сказать, что повод "задирать нос" у этих ребят имеется. Ведь что бы пройти этот маршрут длинною более чем в 20 км., нужно обладать не только хорошей физической формой, отличными горнолыжно-сноубордическими навыками и дорогостоящим фри-райдерским снаряжением, но и определенной смелостью. Это совсем не увеселительная прогулка - тяжелые условия высокогорья, камни и трещины скрытые под снегом, лавины и прочие трудности подстерегают их на протяжении всего маршрута. Случается, что не всем удавалось благополучно вернуться из этого, по-настоящему авантюрного, похода... Потому проходить его настоятельно рекомендуется только в сопровождении опытного гида, отлично знающего весь маршрут и уверенно ориентирующегося в горах.

    Проторчав на Aiguille du Midi пару часов, находясь под огромным впечатлением от всего увиденного, мы спустились в солнечный (в тот день) Шамони. Проходя потом по его улицам, я не раз задирал голову к верху, что бы еще раз посмотреть на такую крошечную снизу станцию, каким-то чудом воздвигнутую на отвесных скалах, практически на небесах. Каждый раз мне было удивительно, что возможно так запросто вознестись на такую невероятную высоту и потом как ни в чем не бывало спуститься обратно за какие-то пару десятков минут. Это никак не хотело укладываться в голове...

    Во все разрозненные районы катания в Шамони можно достаточно быстро доехать на автобусе, который регулярно курсирует по долине. Для поездки не требуется никакого билета, так как подразумевается, что у каждого пассажира имеется ски-пасс, в цену которого стоимость проезда уже включена. Впрочем, я ни разу не видел, что бы кого-то (и меня в том числе) попросили предъявить ски-пасс или другой проездной документ. Курсирует этот автобус строго по расписанию и достаточно часто, так что никаких проблем попасть "из дома" до выбранного на сегодня района катания не возникало. Время в пути - от 10 до 30 минут, в зависимости от удаленности пункта назначения. В помощь автобусу добавляется еще и железная дорога. Её станции были замечены в каждом поселке в долине. Прокатиться на ней ни разу не случилось, так как и автобуса было вполне достаточно, но "знающие люди" говорили, что проезд по ней при наличии карты гостя (выдается в отеле или в местном туристическом офисе каждому туристу, который ее попросит) тоже будет бесплатный.

    Если кому-то по какой-либо причине катания в Шамони и вправду не хватит, то для таких у местных жителей в запасе имеется предложение, от которого отказаться будет никак не возможно! Каждый владелец недельного ски-пасса Mont Blanc Unlimited может покататься по разу на соседних курортах - Курмайоре в Италии и Вербье в Швейцарии. Сам я не воспользовался такой замечательной возможностью, но все те же "знающие люди" рассказали, что добраться из Шамони в указанные места с целью покататься проще простого.

    В Курмайор из Шамони - от вокзала, ежедневно отправляется автобус. Причем проезд на нем уже включен в стоимость ски-пасса. Нужно всего лишь за день (лучше конечно даже за два, так как желающих обычно бывает не мало) в кассе возле вокзала забронировать место и получить специальный талончик, который сдать водителю автобуса при посадке. Примерно минут через 30-40 всех довезут прямо до нижней станции подъемника в Курмайоре. Ски-пасс Mont Blanc Unlimited, оправдывая свое название, действует там без ограничений.

    Что бы попасть в Вербье придется за свои деньги доехать по железной дороге до станции Le Chable в Швейцарии, где-то там же находится нужный подъемник и нужная касса по продаже местных ски-пассов. Предъявив там свой ски-пасс Mont Blanc Unlimited, вы получите местный однодневный ски-пасс. Как говорится - "всего и делов-то"!

    Кроме ски-пасса Mont Blanc Unlimited, не ограничивающего своего счастливого обладателя абсолютно ни в чем, в Шамони существует ски-пасс попроще - Chamonix Le Pass. Он несколько дешевле, чем первый и тоже действителен для прохода почти на все подъемники и проезда на ски-бусе. Но его уже будет недостаточно, что бы покататься в Курмайоре и Вербье, а также подняться на Aiguille du Midi и вторую очередь подъемника на Гран Монте.

    В целом могу сказать, что поездка в Шамони удалась. Впечатление не получилось испортить ни плохой погоде, ни отсутствием большого (нужного!) количества снега. Я даже в серьез подумываю как-нибудь заехать туда снова, когда ситуация со снегом будет несколько получше (обычно во второй половине сезона - феврале и марте) что бы по-настоящему попробовать знаменитого местного фри-райда и, конечно же, отважиться на поход по Белой Долине. И знаете что еще? Огромный Монблан произвел на меня на столько сильное впечатление, что я как-то настойчиво стал задумываться над идеей приехать в Шамони летом и даже попробовать забраться на его вершину - по какому-нибудь специальному, самому несложному маршруту для "чайников"... Альпинизм и я - мы как-то все время обоюдно сторонились друг друга, но вот что-то залетела такая мысль в мою голову и никак не собирается оттуда убираться! Буду думать, собирать информацию и даже готовиться морально и самое главное физически. С Шамони прощаться не собираюсь!

    Marco
    31/01/2011 19:38


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    07.03.24 Доступ зрителей на церемонию открытия летней Олимпиады во Франции ограничат
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    30.01.24 Получить шенгенскую визу стало немного проще
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    30.12.23 Между Берлином и Парижем впервые за десятилетие пошли поезда
    21.12.23 Во Франции запрещают курение на пляжах
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    29.11.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Ниццу
    27.11.23 Во Франции в начале 2024 года отменят тысячи рейсов