По следам Адама (Танзания)

Поездку на сафари в Африку я планировал давно, уже несколько лет. В этом году получилось так, что и отпуск 3 недели, и финансы, и отпуск у жены - все совпало. Стали искать тур, потому что Египет, в Турцию, в Таиланд, даже в Европу без английского можно, а вот в Африку нет.

Смотрим цены. В принципе, можно найти тур дней на пять за 1000- 1200 долларов. За перелет платишь сам. Это еще 800 дол. Визу, страховку, чаевые тоже за свои. За эти дни возят в Нгоронгоро, Арушу и в Маньяру. Но гиды все англоязычные с русским языком найти можно, но сложно. Если ехать на 7-10 дней, то, конечно, тур будет дороже.

А мне-то надо на две недели. Смотрим дальше. Наконец, нашел тур на 16 дней. Что можно в Африке делать 16 дней? Нгоронгоро, Аруша, Маньяра, озеро Эяси, Дар эс Салам, Занзибар. Читаю программу тура - интересно, хоть написано заумно. Обещают привезти к настоящим бушменам, обещают пешие походы, чего ни у кого не найти. Главное, из Москвы с группой едет гид, говорит, естественно, по-русски. Тур на человека стоит 2750 долларов, но сюда входят все билеты, какое-то питание, кэмпинг, все машины и плата за въезд в кратер Нгоронгоро на машинах. Правда, жилье и плата за нацпарки не включены - с собой берешь еще по минимуму 700, но мы люди экономные. В общем, на 16 дней на одного должны были уложиться в 100 тыс. руб. Забегая вперед, скажу, что мы, конечно, все равно не уложились, было много выпито, лобстеры и прочий сифуд, сувениры, много чего в дюти фри, и вообще ни в чем себе не отказывали. Но мы нисколько не жалеем. Как тут говорят, "акуна матата".

В общем, жена прочла, говорит - поедем. Пришли в фирму Тайный меридиан, поговорили. Нам дали список чего брать с собой. Приятно удивило, что здесь не пытаются из тебя выжать деньги. Спокойно и внятно все объяснили и предупредили о предстоящих трудностях (правда, никаких трудностей особых мы потом так и не заметили, разве что один переезд был долгим). Гидом поехал директор фирмы Дмитрий.

В группе было всего человек 8, в основном москвичи. В Танзанию летели через Найроби, там сразу сели в заказанный автобус, пересекли границу, доехали до городка Аруши, пообедали там, пересели на другой автобус, тоже частный, и во второй половине дня вселились в гостиницу в маленьком поселке. Сразу скажу, что ездили много, но это не напрягало, потому что в Африке в первый раз, все в новинку. Гид рассказывал все время. Я кое-что почитал у них на сайте перед поездкой. У них висят отзывы и путеводитель. Но рассказы гида были лучше. Массу нового про природу, про древнего человека. Наконец запомнил, кто там за кем идет - австралопитек, человек прямоходячий, умелый и разумный. Не знал, что все мы родом из Африки. Если бывал длинный переезд, я, конечно, засыпал, но жена слушала все. Ну и конечно, на экскурсиях надо не зевать, ходить поближе к гиду, тогда все услышишь и увидишь.

На следующий день пересели на большие внедорожники. Сначала ездили в районе озера Маньяра. По сухому бушу с баобабами дошли до ущелья с ручьем, спустились туда как в другой мир - зелень, бабуины лают, птицы поют. В конце ущелья сделали привал. Нам выдали сухую колбасу, сухофрукты и орешки. Тут же откуда-то появились дети, как в "каникулах Бонифация". Представляете, сидим на вулканических бомбах в Африке, жуем бастурму, угощаем детишек. Дети выглядят очень здоровыми, но одежда рваная, бедность просто бросается в глаза. Из ущелья поднялись снова в буш, а потом с высоких скал фотографировали виды на озеро Маньяра. Как выяснилось, это часть гигантской рифтовой долины, здесь кусок восточной Африки потихоньку отъезжает от остальной Африки, и скоро (мы не доживем) на месте Маньяры и других озер будет новый океан. Вечером прямо в местной столовке перед нами выступал народный ансамбль с народными танцами и цирковыми номерами. Под конец почти вся наша группа, кто мог, тоже пустилась в пляс. Могли не все, потому что весь вечер пробовали местное бренди. Оно продается в бутылках, на разлив, а также в пластиковых пакетиках, как шампунь.

На другой день поехали к бушменам хадзабам. Они реально живут в каменном веке, ничего не выращивают, едят только то, что убьют стрелой на охоте. Или что найдут в буше. Это надо видеть самому, как они добывают огонь, в каких шкурах они ходят. Хотя парни ходят в очень старых шортах, шкуры у них на плечах, потому что ночью здесь холодно. Нас взяли на охоту. Я понял, что главная охота была без нас, потому что собаки побежали с другой группой хадзабов. Мы же побежали по бушу за несколькими парнями, они рассредоточились и знаками показывали нам не отставать. По-английски никто из них не говорил. Парни высматривали птиц и животных в зарослях буша, стреляли из луков. Мы, конечно, не стреляли, но даже просто бежать и смотреть на это здорово. Подстрелили несколько птиц, тут же развели огонь, рядом накопали съедобных корешков. Птиц и корешки запекли, угощали нас корешками. Без соли это не вкусно, похоже на жилистую брюкву. Но если другого совсем нет, то что делать.

Потом мы вернулись на стоянку хадзабов. Наши женщины подарили детишкам фломастеры, тетрадки и кепки. Дальше туристическое шоу, хадзабы стали стрелять из луков, кто дальше, предлагают нам, мы тоже постреляли. Потом они разложили свои сувениры: каменные трубки, украшения из иголок дикобраза, луки. Я взял лук с тетивой из сухожилий, на концах древка кожа антилопы. Попрощались и поехали к соседнему племени датога. Это скотоводы, родственники масаев, хотя с ними все время воюют, живут в солидных хижинах, знают кузнечное дело. Мы посидели в такой хижине с женами и детьми одного из них. Жены показали всякое домашнее производство, сплясали для нас. Пора ехать в полевой лагерь, где будем сегодня ночевать. По дороге заехали в другую деревню датогов, там купили местной браги из кукурузной муки. Нам выносили ее в пластмассовых жбанах, теплую. Непривычно, но можно, если преодолеть отвращение. Ночевали в палатках в кэмпинге, отлично оборудованном, есть даже душ и туалет. На пальмах стая обезьян, птицы, рядом на озерце крокодилы. Ужин очень хороший, хотя все, за исключением фруктов, из концентратов, еще сушеное мясо (суджук), сухари. Большой чайник кипятили на костре. Вообще везде, где приходилось подолгу ходить или ехать, нас кормили, и неплохо, причем всю еду наш гид брал из Москвы, местным не доверял. Воду в бутылках покупали сами заранее или наливали в бутылку из чайника кипяченую.

На другой день, прямо из полевого лагеря поехали в Нгоронгоро. Сам кратер огромный, столько животных не видел ни в одном зоопарке. А назавтра было сафари в парке Маньяра. Писать про это бесполезно, это надо видеть. Правда, ни в Нгоронгоро, ни в Маньяре из джипов не выпускают. Мы выходили только у горяих источников на оз. Маньяра. Зато на следующий день мы поехали в парк Аруша. Там можно ходить пешком, рядом идет вооруженный рейнджер. Это совсем другие ощущения.

Буйволы, бородавочники, жирафы, колобусы и прочие совсем рядом. Ходили здесь по узким лесным тропинкам, в одном месте вышли прямо на буйвола на маленькой полянке. Но они, говорят, здесь почти ручные, поскольку очень много еды и нет врагов. Это был наш последний день на севере Танзании, завтра на местном автобусе целый день ехали в Дар эс Салам. Довольно тяжелый переезд, 8 часов в автобусе, хотя были остановки, по дороге можно было что-то купить. Автобус, правда, просто шикарный. Оказывается, можно было прямо до Занзибара долететь на самолете, наш гид сказал, что билет не очень дорогой, разница всего порядка 120 долл., но задумано так, чтобы посмотреть страну из окна, плюс ДарЭсСалам. Жена сказала, что не жалеет. Мы действительно проехали за это время всю страну с запада на восток. Она сделала очень интересные фотографии по дороге, хотя рисковала при этом, многие, увидав камеру, грозили кулаком. Утром пошли на рыбный рынок. В общем, это шок. Народ выгружает, покупает, продает рыбу. Под ногами рыбья слизь и кровь, вонища, на прилавках сотни видов рыб, которых я и не видел. Рядом рынок ракушек. Мы закупили для подарков, хотя гид и говорил, что их вылавливают незаконно.

Потом поехали на пароме на Занзибар. То, что пишут про паром - все ерунда, садились очень чинно, никаких толп и неразберихи, нас сразу отвели в VIP каюту. Ночевали в Стоун Тауне, ходили за сувенирами на узких улицах, были на рынке рабов. Это уже совсем другая Африка, не то что на материке. Утром перед отъездом на пляж некоторые успели сплавать на соседний островок, где живут гигантские сейшельские черепахи (договорились прямо в гостинице). Тебе дают пучок травы, можешь их покормить.

Днем приехали в гостиницу на пляже и провели последние пять дней в море. Место неописуемое! Белоснежный песок, такой, что глазам больно, зеленое море. Отлично отдохнули за эти дни, перекачали друг у друга фотографии, вся группа каталась под парусами на крошечных лодках с балансиром. Потом несколько часов перелета с пересадками на маленьком смешном самолетике, ожидание в аэропорту Найроби, и вот мы уже дома. Странное ощущение, что это все было не с нами. Мы увидели настоящую Африку, и она оказалась манящая и прекрасная, мы обязательно сюда вернемся.

kostenka

22.02.16 20 лучших мест для сафари
    17.12.15 Ростуризм предостерегает: в Африке - холера
    21.11.15 Куда туристам отправиться на поиски сказки
    17.08.15 Минск, Тбилиси и Алма-Ата - самые популярные города ближнего зарубежья в высокий летний сезон