Эссе о Вене



    Приветствую всех любителей путешествий!

    Снова хочу привлечь ваше внимание к очередному рассказу о моем путешествии - поездке в Вену. В ноябре меня, как и всех россиян ожидали четыре дня отдыха в связи с праздником Народного единства 4 ноября. Конечно, спросите вы, зачем уезжать с такого райского места как Кипр. Сейчас действительно на острове погода чудесная. Легкий ветерок обдувает, а солнышко ласкает все и вся. Тем не менее, мы с Наташей не стали упускать возможность повидать новые края и полюбопытствовать какие же диковинные вещи там хранятся. Желание посетить Вену я лелеяла уже давно, но все не было возможности его осуществить. А тут все сложилось само собой, и поездка в Вену состоялась.

    Мое увлечение искусством сразу проявилось в составлении экскурсий по столице Австрии. Поверхностно ознакомившись с историей, я приступила к детальному изучению Венских достопримечательностей. Мне очень повезло с путеводителем фирмы "Вокруг Света". Он мне стал хорошим спутником в пути. Полдня работы - и маршруты составлены.

    Программа получилась очень насыщенной, но основные объекты для посещений были выделены отдельно. Таковыми стали дворцы Хофбург и Шенбурн, картинная галерея Альбертина, готический собор Святого Стефана, Венская опера, ну и конечно кафе-кондитерские с мировой славой Захер и Демель. В наши планы входили также многочисленные прогулки по улочкам старой Вены со старинными зданиями, до сих пор хранящими тайны прошлых веков.

    Три полных дня в Вене - идеальный выбор. Этого времени достаточно, чтобы увидеть все самое главное и интересное. Мы прилетели вечером в среду 3 ноября и довольно быстро без проволочек оказались в отеле Austria Trend Hotel Europa 4*. Отель нам пришелся по вкусу. Дизайн довольно современный в стиле минимализма. Любопытны были висящие в номере срезы деревьев. Наверно эта задумка имела цель вызвать у гостей ощущение единения с природой.

    Наш отель расположен на довольно старинной улице Нойер-Маркт. С 1220 года здесь располагался рынок зерна и муки, в XV веке проводились рыцарские турниры и увеселительные мероприятия, такие как катания на санях зимой. В XVIII веке при императрице Марии Терезии на Нойер-Маркт был построен фонтан Рек или Доннера (по имени его создателя). Скульптуры, украшающие фонтан очень натуралистичны. Складывается впечатление, что некогда живые люди присели на бортики фонтана и так и остались навечно здесь, превратившись в камень. Существует и символическое значение скульптурной композиции. В центре фонтана располагается аллегория Провидения, у ее подножия четыре фигуры, символизирующие четыре австрийские реки.

    Этим же вечером мы отправились на прогулку для первого знакомства с городом. Покружив некоторое время вокруг своей оси, мы поняли, в каком месте на карте Вены находимся и направились в сторону Венской оперы. Здание оперы очень монументально и массивно по своей архитектуре. Созерцающий ее начинает понимать, что все мимолетно в этом мире кроме искусства, которое было, есть и будет в этих стенах. Слегка потрясенные столь незыблемым сооружением, мы зашли в кафе оперы. Австрийские кафе очень уютны. Здесь чувствуешь себя как дома, не смотря на вычурный декор: зеркала в золотых богато украшенных рамах, картины, мебель под старину, люстры. Но все это смотрится гармоничным единым ансамблем. Меню здесь изобилует различными блюдами австрийской кухни. Моей пищей в тот вечер стал гуляш - национальная мясная похлебка. К тому же мы получили и эстетическое удовольствие. Смакуя наши кушанья, мы смотрели по телевизору в кафе прямую трансляцию оперы "Волшебная флейта" Моцарта, которая в этот момент шла за стеной. Так сытые и одухотворенные прекрасной музыкой мы вернулись в отель и заснули как младенцы, чтобы со следующего дня окунуться в столь притягательный мир самой музыкальной столицы в мире.

    Поднявшись спозаранку, мы отправились на завтрак в кафе отеля Захер, получившего мировую славу благодаря шоколадному торту с одноименным названием. Утренняя Вена встретила нас безоблачным, синим небом и бодрящим осенним ветерком. Будучи жителем теплой страны, мне всегда приятно окунаться в прохладу европейской осени. К кафе от нашего отеля вела одна из центральных улиц Вены пешеходная Картнерштрассе. Улицу с двух сторон обступали здания, практически всплошную примыкающие друг к другу. Некоторые фасады домов сохранились с XVIII века, такие как облик дворца Эстерхази. С XIII века эта улица считалась торговой и по сей день здесь можно найти разнообразные магазины, от сувенирных лавок и продуктовых супермаркетов до современных бутиков с модной одеждой.

    Позавтракав и полакомившись тортом "Захер", мы покинули это старинное кафе и направились к собору Святого Стефана.

    Здание собора чрезвычайно громоздкое и внушительное. Складывается впечатление, что оно было перенесено из прошлых веков волей средневекового волшебника. До того собор не вписывается в окружающую его действительность! Но, тем не менее, это сооружение производит неизгладимые впечатления у зрителей. Кафедральный собор Святого Стефана, известный также под именем Штефансдом, был построен в 12 веке. После пожара, разрушившего первое здание, в 13 веке был построен аналог собора. Новый Штефансдом сохранил некоторые фрагменты своего предшественника - портал западного фасада, некоторые старинные витражи, и три яруса языческих башен, украшающих по сей день западный фасад. Архитектура собора выполнена в готическом "ажурном" стиле. Это трехнефная базилика, правда, с одним входом (порталом) с западной стороны, что несвойственно для готических строений. В портале скульптурно изображена тема Страшного суда. По двум его сторонам возвышаются две башни. Их именуют языческими, так как они были построены из камней различных римских построек. На востоке собор венчает третья самая высокая башня. Внешний декор собора включает "ажурную" резьбу по камню, которой украшены башни, оконные проемы и другие декоративные элементы.

    Внутри собор еще более великолепен, чем снаружи. Безусловно, первое что ощущаешь, войдя в храм, это бесконечность, простирающуюся над головой.

    Высоченные колонны, украшенные у оснований скульптурными композициями, переходят в готические своды. Так как мы попали в собор рано утром, то стали свидетелями католической мессы, проводимой под звуки органа, одного из крупнейших в Европе. Выйдя из собора, мы прогулялись по площади. И обнаружили "стоянку" фиакров. Здесь все желающие ощутить себя средневековыми гражданами Вены, могут совершить поездки по различным экскурсионным маршрутам города. Полюбовавшись на шеренгу экипажей с красивыми ухоженными лошадками, мы повернули на улицу Грабен. В начале улицы справа обращает на себя внимание современное здание, своеобразно декорированное стеклом в стиле постмодерна. Оно было построено во второй половине XIX века для торгового дома Филиппа Хааса. Сейчас в "доме Хааса" находится отель DO&CO, знаменитый своими комфортабельными номерами с видом на собор Стефана и рестораном, который, кстати, мы посетили. Но об этом позже...

    На улице Грабен есть зданий со старинными фасадами былых времен. Это дом страхового общества Anker и помпезный дом Грабен-Хоф, построенные по проектам архитектора Отто Вагнера. Также на улице Грабен находится Чумная колонна или колонна Святой Троицы. Она была установлена по приказу императора Леопольда I в благодарность за избавление от черной смерти в 1679 году. Скульптурной оформление колонны впечатляет. Многочисленные фигуры буквально "окутывают" колонну. Скульпторам удалось очень искусно показать движения и эмоции каждого из персонажей в сценах на библейские темы. Недалеко от Чумной колонны располагается церковь Святого Петра. Классическая по оформлению снаружи, эта церковь богато декорирована внутри. Скульптуры в стиле барокко как лепнина украшают алтарь и боковые стены церкви. Живописные фрески выполнены на важные евангельские сюжеты, главным образом изображающие Богоматерь. После посещения церкви Святого Петра мы завернули на известную любителям элитного шопинга улицу Кольмаркт. Здесь располагаются бутики мировых марок одежды, аксессуаров, драгоценностей. На этой улице находится кафе Демель, поставщик сладостей во дворец императора.

    Кольмаркт выходит на площадь Михаэлерплац. Здесь находится довольно своеобразное по оформлению фасада здание "Дом без бровей" архитектора Лооса, построенное для швейного ателье. "Без бровей" означает отсутствие какого-либо декора окон. Сейчас лишь длинные горшки с яркими цветами служат эффектным обрамлением оконных проемов. Другое примечательное здание на этой площади - церковь Святого Михаила или Михаэлеркирхе. Она была построена в 1221 году. Внутреннее убранство выполнено в стиле барокко, но, тем не менее, интерьер производит гнетущее впечатление. Ведь раньше на этом месте было кладбище. О людях погребенных здесь скорбят многочисленные скульптуры, пронизанные духом смерти. Церковь известна так же тем, что здесь сохранились фрески, датируемые XV веком.

    В центре Михаэлерплац сохранился небольшой раскоп. Это фундамент римских построек первых веков нашей эры. Половину площади занимает Михайловский корпус императорского дворца Хофбург. О Хофбурге первые упоминания были сделаны еще в XIII веке. Здесь была резиденция всех австрийских императоров. Во дворец мы попали через ворота Михаэлертор. Пройдя через купольный зал, украшенный скульптурами в человеческий рост, мы оказались во дворе Хофбурга. Посередине дворцовой площади возвышается памятник Францу II, созданный в 1846 году.

    В Швейцарский двор с площади Хофбурга ведут Швейцарские ворота. Это самая старинная часть дворца, где сохранилась готическая Бургкапелла, построенная в XV веке. Также с дворцовой площади можно попасть в апартаменты императора и его семьи, куда мы и направились. Около часа мы заворожено созерцали сервизы, столовую посуду и серебряные приборы, предметы столовой роскоши, которые в былые времена служили для двора его императорского величества.

    Большинство предметов экспозиции, от чайной ложечки до огромного золотого подсвечника, выполнено искусно и с высочайшим мастерством.

    За выставкой посуды и столового серебра последовала экспозиция, посвященная памяти императрицы Элизабет (Сисси). Во времена своего правления Сисси завоевала любовь и признание австрийцев благодаря своей красоте, благородности и мудрости. Каждый предмет выставки - веер, маникюрный набор, свадебное платье - формирует образ императрицы очень точно, как будто она жива и находится среди нас. Мы также прошлись по анфиладе комнат, некогда заселенных императорской семьей. Все до сих пор наполнено уютом, созданным живущими некогда здесь людьми. Роскошь оформления апартаментов не помпезна. Все подобрано со вкусом и в меру - от табурета для ног в кабинете Франца-Иосифа, до картин, изображающих членов императорской семьи. После посещения Хофбурга усталые и голодные мы направились в австрийский ресторан на площади Михаэлертор. Место напомнило мне кадры из фильмов по мотивам детективов Агаты Кристи. Кафе-ресторан действительно было оформлено в стиле начала XX века с состаренной мебелью и аксессуарами прошлой эпохи. Только посетители выбивались из этой гаммы современной одеждой. Отдохнув и насытившись, мы отправились в обратный путь по направлению к нашему отелю.

    Нельзя не сказать о разнообразных магазинчиках со сладостями, старинными сувенирами и предметами домашнего обихода. Мы не могли отказать себе в желании сфотографировать некоторые витрины. Так живописно смотрелись в них выставленные на обозрение товары.

    В этот день мы побывали еще в одной церкви - ордена Капуцинов. Под ней находится Императорская усыпальница. С XVII здесь хоронили коронованных особ. Внутри церкви захватывает дух от осознания того, что под твоими ногами прах Великих мира сего. В верхней части фасада здания довольно изящно мастера выполнили изображения святых из Нового Завета вокруг Креста. Любопытна задумка с оформлением окон. В других церквях Вены подобный декор не встречается.

    В первый день в Вене у нас был запланирован поход в Венскую оперу на представление "Севильский цирюльник" Россини. Отдохнув немного в номере отеля, мы решили до оперы зайти в выставочную галерею Альбертина. Это постройка датирована XVIII веком и относится к комплексу Хофбург. Альбертина известна самой большой коллекцией в Европе графики. Как раз в это время в музеи экспонировались несколько выставок, в том числе были представлены рисунки Микеланджело. Наброски мастера впечатляют воображение. На маленьких кусочках бумаги художник сумел искусно запечатлеть людские фигуры. С величайшим мастерством Микеланджело отразил отдельные части тела в движении.

    Ужинали мы в городском саду Бурргартен в ресторане у Пальмового павильона, известного своим "Домом бабочек". Перед нами открывался вид на Нойе-Бург или Новый дворец и на уже окрашенный осенней листвой сад.

    Не могу не упомянуть здесь о вкуснейших супах, которые предлагают в Вене во всех ресторанах и кафе. Горячий бульон согревает и питает энергией в прохладные осенние вечера. Восхитительны гуляш и грибной супы.

    В опере мы встретились с друзьями и сразу стали обмениваться полученными впечатлениями от Вены. Оказалось, что нам всем город очень и очень понравился. За Вену мы подняли бокалы с шампанским в кафе Венской оперы.

    Постановка Севильского цирюльника удалась на славу. Оперные певцы прекрасно исполнили свои роли. А субтитры на экранах, встроенных в спинки сидений, помогли уловить сюжетные перипетии этой комедийной оперы.

    Утром 5 ноября душевно позавтракав в отеле, мы дружной компанией поехали на электричке во дворец Шенбрунн. Он располагается на обширной территории парка, равной Внутреннему городу. В этот день было немного ветрено, и желтая листва волчком кружилась под ногами. Правда ясное небо позволило в полной мере насладится видами дворца - бывшей императорской резиденции и парком.

    В XVI веке на этом месте располагался охотничий замок, потом резиденция Иосифа I. Современный дворец был построен в 1713 году в качестве летней резиденции Габсбургов. Многочисленные торжества и исторические события проходили в стенах Шенбурна. Шестилетний Моцарт выступал здесь в 1762 году. На меня произвели сильное впечатление интерьеры дворца. Как и в Хофбурге здесь сохранились в первозданном виде апартаменты императора и его семьи. Изысканность и разнообразность в интерьерах приводят в восторг. Появляется ощущения погружения в XVIII век времен правления Марии-Терезии, когда были созданы лучшие интерьеры дворца. Нам посчастливилось увидеть 40 комнат, хотя во дворце насчитывается 1141 зал! После созерцания великолепного убранства императорских покоев мы немного прогулялись вокруг дворца. Но усилившийся ветер не позволил нам вдоволь насладиться осенними видами парка, и мы вернулись обратно в центр Вены.

    Вторая часть дня прошла в столь нами любимом шопинге. Вена - прекрасное место для тех, кто желает опустошать свои кошельки ради приобретения модных вещей. Порадовав себя небольшими покупками, мы не стали забывать и о сувенирах для близких.

    Конечно, везде в витринах сувенирных магазинов выставлены коробочки с шоколадом "Моцарт" - это фирменный шоколадный бренд Вены. В широком ассортименте представлены сувенирные кружки, майки, магнитики, фигурки, изображающие Венские достопримечательности. Нам запомнился магазин плюшевых мишек и кукол, известной немецкой марки Staff. Как две девочки мы долго созерцали выставленные на продажу игрушки, все не решаясь сделать выбор, какую же из них взять поиграть.

    В итоге были сделаны две покупки. Каждой из нас достался свой уникальный мишка ручной работы.

    Вечером 5 ноября мы отпраздновали день Народного Единства в ресторане отеля DO&CO на площади собора Святого Стефана. Оформление, меню, публика - все в этом месте было изящно, с легкой ноткой пафоса. Чувство комфорта и уюта не покидало нас на протяжении всего ужина. Откушав изысканных блюд ресторана, мы продолжили нашу вечернюю программу. С друзьями мы весело провели остаток вечера в Венском пабе. Под веселую современную музыку все дружно подымали бокалы с вином или коктейлями за удачно проходящий отдых в Вене. Последний день в Вене мы провели в прогулках по городу. Полакомившись всякими вкусностями на завтраке в отеле и ободряемыми лучами осеннего солнышка, мы направились в дом - музей Моцарта. Здесь Моцарт прожил со своей семьей несколько лет.

    В этом доме была написана великим композитором опера "Женитьба Фигаро", в связи с чем, часто это место именуют "Дом Фигаро". Благодаря русскоговорящему гиду, мы почерпнули обширные сведения о жизни и творчестве Моцарта и известных людей того времени.

    После посещения дома-музея мы продолжили нашу прогулку по старинной восточной части Вены. Петляя по тихим извилистым улочкам, мы ловили себя на мысли, что за нами из темных прорезей окон наблюдают тени прошлого, вздыхая о минувшем и завидуя нам живущим.

    Существует много таинственных легенд, связанных с этой частью города. Одна из них повествует о василиске, который жил здесь в XVIII веке. Василиском называли существо, рожденное от петуха и изрыгающее пламя. Оно жило в колодце в переулке Шенлатерн. Тот, кто заглядывал туда, сразу каменел от злого взгляда чудовища. Одолеть василиска смог лишь ученик булочника. Чтобы спасти свою возлюбленную от участи обратиться в камень, он раздобыл зеркало и поднес его к колодцу. Василиск взглянул на него и, увидев в отражение злое чудовище, окаменел. Жители водрузили каменного злодея на фасад здания. Здесь же изображен и сам герой, юный булочник, с зеркалом - оружием против зла.

    Другая легенда гласит о "милом Августине", как поется в песенке. Этот веселый жизнерадостный человек жил в Вене в XVII веке. Августин зарабатывал себе на жизнь пением и игрой на арфе в трактирах и на площадях. Жил он бедно, но счастливо. И даже после встречи со смертью в 1679 году Августин остался невредим. А произошло это во времена чумы, когда Вена опустела, так как население бежало от черной смерти в провинцию. Из-за этого заработка у Августина совсем не было. Так в один из дней, ничего не заработав и в сильном хмелю, он возвращался из трактира по улице Грабен. Тогда освещения не было, и, споткнувшись, Августин упал на дорогу, да так и остался лежать на земле. Утром специальный отряд стал собирать трупы умерших от чумы и отвозить за город, чтобы похоронить в общих ямах-могилах. Подобрали и Августина. Очнувшись в яме, бедолага смог выбраться и вернуться в город. О спасении Августина скоро узнала вся Вена. Эта история осталось в памяти жителей надолго. У входа в ресторан Гришенбейзл можно увидеть фигурку Августина в остроконечной шляпе.

    Недалеко от этого места располагаются две совершенно разные, но очень красивые церкви. Одна из них - иезуитская. Классически оформленная снаружи, внутри церковь великолепна в своем барочном декоре. Привлекают сразу внимание неординарные формы некоторые колонн. Спиралью они извиваются ввысь к потолку, богато украшенному и красочно расписанному в духе ренессанса. Искусность живописцев позволила создать иллюзию купола над головой. Эту церковь еще называют университетской из-за соседства со Старым Университетом, вторым по времени основания в Центральной Европе (1365 год).

    Мы не смогли отказать своему любопытству и спустились в катакомбы с могилами под иезуитской церковью. Воздух здесь пропитан сыростью и стариной. Сразу возникает желание вернуться, подняться к свету. Забытые в мире живых, но живущие в царстве мертвых души не принимают никого, кто сюда входит.

    Вторая церковь - греко-православная. Она построена из красного кирпича в неовизантийском стиле. В оформление фасада использован орнамент, состоящий из крестов, выложенных из белого кирпича. Он многократно опоясывает все строение, придавая облику церкви нарядность и праздничность. Этому также способствует ажурное оформление оконных проемов и входа. Внутреннему убранству присуща коричневая гамма, что необычно для декора христианских храмов. Но темный мрамор стен и колонн прекрасно гармонирует с алтарными иконами в богато украшенных золотых окладах и живописными фресками на стенах и своде церкви.

    Следующим пунктом нашей программы было посещение кафе Демель с "дегустацией" сладостей, столь любимых при дворе Его Императорского Величества. По пути мы пересекли площадь Хохер-Маркт, что в переводе означает Высокий рынок. С 1203 года здесь торговали рыбой и раками. Одной из достопримечательностей этой площади являются часы, выполненные в стиле модерн по заказу страхового общества Анкер. Ровно в полдень, оживают фигуры, находящиеся в часах. Перед туристами и зеваками под музыку проходят самые значительные персоны в истории Австрии (Марк Аврелий, Карл Великий и другие).

    Кафе Демель встретило нас красиво украшенной витриной с необыкновенным тортом в виде лежащей женщины и приятным шоколадным ароматом. Мы уютно расположились за столиком в красиво оформленном картинами и зеркалами зале. Официантка, одетая в фирменное платье по фасону XIX века, предложила на выбор многочисленные шоколадные лакомства. Мы с огромным удовольствием попробовали сразу несколько тортиков. В самом кафе открыта обзору кухня, где кондитеры Демель колдуют над потрясающими по красоте и аромату тортами, пирожными и конфетами. Здесь же можно приобрести красиво упакованные сладости в подарок.

    Отведав шоколадные изыски Демель, мы направились на встречу с нашими друзьями в сторону Музейного квартала, где современные художники выставляют на обзор всем желающим свои работы. За обедам с друзьями в довольно милом кафе мы вновь говорили о Вене. Удивительно, что за такой короткий промежуток времени всем нам удалось увидеть так много интересного. Сразу же были озвучены пожелания еще раз когда-нибудь встретиться в этом чудесном месте.

    В оставшуюся часть дня нам удалось увидеть еще два памятника архитектуры, обязательных для просмотра каждым туристом. Это церковь Карлскирхе и здание Ратуши.

    Церковь была построена во времена Карла VI в качестве благодарности Господу за избавление Вены от чумы. В оформление храма главенствует идея величия Габсбургов, Священной Римской Империи и Вены. Центральный вход обрамляют две триумфальные колонны, созданные по образцу колонн Траяна в Риме. У их подножия находятся великолепно выполненные скульптуры ангелов - символов Ветхого и Нового завета. Внутренний интерьер церкви украшен фресками, скульптурами и барельефами в стиле барокко.

    Ратуша является одним из символов Вены. Сейчас здесь заседает парламент Вены. Перед зданием Ратуши, построенным в стиле неоготики, расположена площадь, где зимой устраивается новогодний базар, а летом проводятся концерты и представления под открытым небом.

    Вечером мы ужинали в старинном австрийском ресторане Плахутта, известным благодаря Тафельшпитцу (блюдо из вареной говядины). Его-то мы и заказали. Официант на двоих принес нам кастрюльку с бульоном и вареной говядиной, издающими потрясающий аромат. Также подали жареный с луком картофель и различные гарниры-соусы из шпината, хрена, яблока. По правилам сначала едят суп - бульон из кастрюльки, затем говядину с картошечкой и соусами. Никогда не думала, что вареная говядина может быть такой вкусной и нежной!

    После такого обильного ужина мы сделали легкий променад. Прогулка по ночной Вене стала завершающим аккордом как нашего путешествия, так и моего повествования о Вене.

    До новых встреч и новых впечатлений!

    Annabella
    26/11/2010 22:36


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Австрии

    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    27.10.23 Между Польшей и Германией будет курсировать ночной поезд
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    29.03.23 Крупные забастовки в Европе нарушают планы туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    16.08.22 Какие страны выдают шенгенские визы в 2022 году