Поездка на Кубу, остров Кайо-Коко



    Поездка на Кубу 10.09-25.09.2010, остров Кайо-Коко.

    Прежде всего - атрибуты поездки:
    - московский туроператор ASTRAVEL (Москва, Новослободская ул., 31, стр. 2)
    - принимающая компания CUBA TOUR (http://www.cubatur.cu/indexeng.html)
    - поездка с 10.09.2010 до 25.09.2010

    Рейс SU333/CU333 Москва - Гавана, вылет 10.09.2010 в 02:05, прилет в Гавану 10.09.2010 в 06:50
    Гостиница в Гаване - NACIONAL 5* - одна ночь
    Местный перелет Гавана - Кайо-Коко, 11.09.2010, рейсы 12:00, 15:00, 19:00
    Гостиница на Кайо-Коко Trip Cayo Coco - 12 ночей
    Местный перелет Кайо-Коко - Гавана 23.09.2010, рейс вылет в 13:45, прилёт в Гавану около 14:00
    Гостиница в Гаване - NACIONAL 5* - две ночи
    Гавана - Москва, рейс 334, вылет 25.09.2010 в 20:10, прилет 26.09.2010 в 15:45
    Двое взрослых, 150 000 руб. в Москве (ASTRAVEL)

    В целом, все без особо больших проблем, вот только принимающая компания CUBATUR - главная проблема путешественника.

    Первое, что надо помнить путешественнику на Кубу:
    - вы никому там не нужны и никто никогда не будет озабочен тем, чтобы выполнить условия договора с московским туроператором.

    Отсюда вывод:
    - все трансферы, заселения в гостиницу, предложения групповых и индивидуальных экскурсий, доступность по телефону по первому же звонку - то есть то, что во всем мире происходит в автоматическом режиме, - этого не будет никогда.

    То есть:
    - если у вас в договоре указан трансфер из аэропорта до гостиницы, вам предстоит сразу по прилету обязательно дозвониться до принимающей компании и заявить о своих правах. Но и это ещё не всё - крайне важно ещё несколько раз (два-три раза!) до трансфера позвонить и повторить, что вы ждете трансфер, указать свой рейс, место назначения, фамилию, место и время встречи. Обязательно у своего российского туроператора возьмите несколько телефонов, по которым вы можете на Кубе дозвониться до принимающей компании. На всякий случай, забейте их в свой мобильник с полным номером - код_Кубы-код_города_номер. Не лишним будет перед вылетом попросить своего московского агента позвонить на Кубу принимающей компании с тем, чтобы напомнить о вашем прибытии;

    - если в договоре указана гостиница - будьте готовы, что могут быть проблемы с заселением, которые предстоит героически преодолевать вам, без надежды на помощь со стороны принимающей компании.

    Гавана, аэропорт Хосе-Марти.

    Долго ждали багаж, больше получаса, сколько точно - не помню, перелет занял около 12-ти часов, в эконом классе - это пытка. Кормили в самолете плохо, лучше с собой взять еду на борт - ничего в аэропорту не отбирают, даже воду - ни в Москве, ни в Гаване. Паспортный контроль, однако, прошли быстро. Трансфер из аэропорта Хосе-Марти в Гавану, гостиница Националь.

    В ваучере было указано, что встречают с табличкой DAIKIRI. Под этой табличкой стояли двое в майках с надписью CUBATUR. Один из них говорил по-русски. Он сказал номер микроавтобуса, который должен довезти нас до гостиницы в Гаване. На вопрос про билеты на трансфер до острова, - ответ был: "Сегодня в 10 утра я привезу вам билеты в гостиницу". Сели в микроавтобус с группой туристов и представителем CUBATUR, если судить по надписи на майке. Этот "товарисчь" по-русски почти не говорил и, поэтому, никакой информации от него получить было нельзя. Как выяснилось в последствии, никакими билетами первый представитель DAIKIRI/CUBATUR и не думал заниматься. Возможно потому, что задача была другая. Какая? Не знаю. Может, задержать нас в Гаване подольше?

    Гавана - гостиница Nacional.

    Итак, в 9 утра нас высаживают перед входом в Националь в Гаване и микроавтобус едет с человеком в майке CUBATUR дальше, по другим гостиницам. На ресепшн в гостинице нас не заселяют, так как check-in в гостинице в 16:00. Пришлось дать 10 куков, чтобы заселиться. Кстати, других туристов, несмотря на время не check-in, заселяли без проблем. Наверное, потому, что они были с представителями своих туроператоров.

    10 утра - представителя CUBATUR/DAIKIRI в гостинице нет. В 10:15 я, пытаясь выяснить где мои билеты на райский остров начинаю звонить по телефону, который мне оставил первый представитель DAIKIRI/CUBATUR (тот, что встречал в аэропорту и который обещал привезти билеты в гостиницу в 10 утра). Дозванивалась через телефонного оператора гостиницы. Он сказал, что приедет в гостиницу в 6 вечера.

    В 6 вечера он приехал без билетов, но с какой-то своей подружкой и с явным намерением вытянуть денег хоть за что-то. Попытался предложить вечером, когда всё закрыто, обзорную индивидуальную экскурсию по городу или отвезти в кабак (за деньги, конечно). Про билеты сказал, что трансфер будет завтра в 9 утра, а билеты привезет представитель CUBATUR. Далее про DAIKIRI мы более не слышали ни слова.

    Мы пошли погулять по городу с книжкой-путеводителем, которую купили в Москве. Там же практически обо всем написано - как, куда и за сколько можно попасть.

    Выбор гостиницы Националь на Малеконе не вполне удачен, так как до гостиницы из центра, старого города, добираться пешком 40 минут в кромешной темноте, так как город не освещается совсем и после 8-ми вечера наступает темнота. Кроме того, добираться до центра (старый город) можно или пешком или на такси (примерно 5 куков в один конец).

    Гостиницу, наверное, лучше брать в старом городе - там есть вполне приличные гостиницы. Тем, кто хочет посмотреть Гавану, я бы не советовала селиться где-то ещё, кроме старого города, так как, по большому счёту, кроме него в Гаване смотреть нечего.

    Гостиница Националь - большой, бездарный, с большими конференц-залами и танцполами, но на 5 звезд не тянет, 4 звезды. Обслуга - избалованная и высокомерная. От портье и до официантов.

    Гавана - достопримечательности.

    Пешком исходили весь старый город, посмотрели форт и несколько музеев. Цены на сигары, ром и кофе одинаковые во всех магазинах Кубы, продаются они в государственных магазинах и цены там одни и те же, с рук покупать не советую категорически.

    Гавана - люди.

    Разные, как и везде. Есть работяги, цивильно и нормально одетые. Есть гопники, лентяи, плебс и приставалы, соответствующим образом одетые, есть наглые перекупщики, есть ничего не умеющие тихие ребята, продающие фуфло, есть и настоящие ремесленники и художники. Некоторые там же и живут, где продают свои изделия - за шторкой в той же комнате. Молодежь - внешне жизнерадостная.

    Трансфер Гавана - аэропорт.

    В 9 часов утра приехал такси, искал по холлу в гостинице по бумажке, называя фамилии. Добрались без проблем, минут за 25.

    Аэропорт местных авиалиний. Очень небольшое здание с одним холлом, квадратов 40. Один вход и один выход. Никто не встретил, рейс на остров в 12:00. Уселась у стойки регистрации на этот рейс, чтобы дождаться билетов. Никого нет, представительства CUBATUR нет тоже. До 11 часов я ждала спокойно. Привезли группу канадцев с сопровождающей. Как выяснилось потом, это была представитель CUBATUR. Тут же они прошли к стойке регистрации на наш рейс и зарегистрировались. Позже выяснилось, что, несмотря на то, что у неё оставались наши билеты, она не стала никого искать, а просто ушла из здания аэропорта. Мне стало ясно, что надо либо покупать билеты за свои, либо как-то найти свои билеты. Подошла к стойке информации и по-английски объяснила свою ситуацию. Там позвонили по телефону в CUBATUR и минут через 10 та же девушка, представитель CUBATUR, вернулась в здание аэропорта с нашими билетами. Билеты туда и обратно, слава Богу. Я спросила насчет трансфера из аэропорта на острове до гостиницы на острове. Она записала, что мне нужен трансфер. То есть до этого, никаких данных о нас у этого туроператора не было. Никаких извинений я, конечно же, не услышала.

    Долетели за час и вполне нормально, самолет полупустой.

    Почему туроператоры утверждают, что стыковочные перелеты на остров и с него всего один раз в день и в 7 утра - непонятно. Каждый день, по три рейса - в 12, 15 и 19 часов. Так что оставаться в Гаване на день, два, ночь или ещё как - нет никакой необходимости, если только вы не хотите несколько дней походить по городу. Но после длительного перелета мало у кого хватит сил на гуляние по городу.

    Трансфер аэропорт - гостиница.

    Багаж получили сразу. Вскоре появился представитель CUBATUR, который заявил, что его машина сломалась. Он попросил представителя другой компании (не CUBATUR) подсадить нас в их автобус. С нами он не поехал.

    Гостиница Trip Cayo Coco.

    У гостиницы высадили только нас двоих.

    В лобби гостиницы по ваучеру, спросив наши пожелания, разместили в соответствии с нашими запросами - первый этаж, поближе к пляжу, подальше от бассейна, в тихом месте и без посторонних запахов. Все было выполнено.

    Гостиница полупустая, наверное, потому что не сезон. Твердые 4*, но никак не 5* и не супер, как пишут в некоторых путеводителях и в интернете. То есть по территории, номерам, пляжу и еде.

    Сервис в гостинице тоже не выше 4* и не без нареканий. На завтраке толстомордые чванливые негры, которые вообще-то должны помогать постояльцам, собираются в кучу, чтобы поржать и потусоваться. Очевидное желание, чтобы их о чем-то попросили, потом подождали, когда они договорят и доржут, потом соизволят пошевелить своей толстой жопой и нехотя что-то сделают. Поэтому делала все сама, не спрашивая их ни о чем, чем и заслужила ненавидящие взгляды. Восток - (точнее, совок) - дело тонкое...

    Первые три дня после заселения о нас забыли и не убирались в номере, как будто мы в нем и не живем. После посещения лобби - удивленное лицо - как, вы все еще живы? Стали убираться и приносит воду в бутылках. По поводу "все включено" - это весьма условно, то есть: если кончается одна бутылка, которую приносит горничная во время уборки, то следующую бутылку ты должен купить в магазине ресторана. Стакан воды могут налить в баре, но бутылку воды можно только купить. Сок - аналогично: в баре нальют стакан, а пакет или бутылку - извольте купить в магазине. То же самое со спиртными напитками. Поэтому, канадцы и прочие просто подходили с полулитровыми термосами с ручками к бару, а потом шли на пляж. Я для этих целей использовала литровые пластиковые бутылки из-под воды, в которые за завтраком заливала в одну сок, в другую молоко. Молока, кроме как за завтраком добыть негде - даже в магазине. В баре: дорогой алкоголь попросить нельзя, скажут, что его нет, хотя он и стоит не полке. Если дашь один кук - нальют все, что захочешь.

    На обед не ходили, брали что-нибудь в свою посуду за завтраком. Или ходили в кафешку на пляже. На обед не ходили, так как требовалось одеться, а, значит, помыться и пройти минут 7-10 до места по жаре.

    Ужин. Не советую никакие рестораны, кроме главного, так как одно и то же, а готовить что-то изысканное на Кубе не умеют вообще. Мы пробовали с предзаказом ходить в другие рестораны, но результат тот же, что и в главном, если не хуже, как в итальянском - там мы вообще есть не стали. Официанты получше, полюбезнее и внимательнее. Если давать 1 кук за вечер, они сразу становятся просто хорошими официантами, предупреждающими ваши желания. В целом, гостиница вполне приличная, особо серьезных претензий нет.

    Остров.

    Очень жаркие месяцы на Кубе - с июня по октябрь, с июня по август нет осадков и облаков вообще, в сентябре-октябре сезон дождей, то есть облака и раз в три дня ливни по полчаса. Вода с утра теплая, после обеда - очень теплая. Белый песок и бирюзовая чистая вода.

    Пляж получше, чем в Пхукете, но от океанского мусора (водоросли) песок не убирают. Человеческого мусора на пляже нет. Кораллов, камней, морских ежей нет. Дно песчаное и безжизненное. Откуда водоросли - неизвестно.

    Вечером много комаров (москитов). Берите с собой репелленты и в номер тоже. Фонарик тоже будет полезен, дорожки ночью не освещаются, можно наступить и - чем черт не шутит - могут и укусить, размерами крабы встречаются просто огромные - сантиметров 40-50 в диаметре. Купить солнечные очки нельзя, только в дьюти-фри в аэропорту - не забудьте взять с собой пару на всякий случай.

    Трансфер - гостиница Trip Cayo Coco - аэропорт.

    Помятуя все свои предыдущие обломы, я заранее подходила к столикам туристических компаний, где, среди прочих, красовалась табличка CUBATUR. Представители всех компаний были за своими столиками, но CUBATUR так и не появились.

    В конце концов ко мне подошла представитель какой-то компании и спросила, чем может мне помочь. Я объяснила, и она позвонила в CUBATUR и узнала про мой трансфер. Я попросила напомнить про встречу в аэропорту и трансфер в Гавану.

    Трансфер в аэропорт состоялся в установленное время - водитель искал нас в холле, громко называя фамилию. Доехали нормально. Зарегистрировались и долетели - тоже.

    Гавана - перед возвращением в Москву.

    В Националь прибыли около четырех дня, заселили без проблем. Представителя CUBATUR не было.

    Вечером погуляли по старому городу, по Малекону днем ходить жарко, а вечером слишком темно - нет освещения. Проезжали по набережной на тук-туке. Общее впечатление - развалины, если же закрыть глаза и представить себе, какой эта набережная была лет 50-70 - наверное, это было красиво...

    Трансфер - гостиница Националь - аэропорт.

    В предпоследний день я опять позвонила в CUBATUR и напомнила о себе. Ответивший представитель компании долго вспоминал, кто же это ему звонит. Наконец, после долгих раздумий и поисков, мне сказали, что трансфер будет в 17:00 (вылет в 20:10).

    В 17:30 - никого нет. Спросила про трансфер в лобби - никто ничего не знает. Минут через пять, однако, ко мне подошли и сказали, что машина в аэропорт ждет. Мы сели и доехали до аэропорта. Там выяснилось (со слов водителя), что ему никто ничего не заплатил и мы пошли разбираться в представительство CUBATUR в Хосе-Марти, там есть офисное помещение. В этой комнате сидит тот же хрен, который нас встречал в первый день под вывеской DAIKIRI, тот, с которым я говорила по телефону каждый раз про трансфер и, в том числе, вчера. Зовут его Иван (так он представляется, на самом деле - какой-то то ли Асинея, то ли Ахинея). Я подвела таксиста к нему и сказала, что это его проблема. После чего вышла из офиса. В результате, мы поспели только к концу регистрации. И тут появляется этот хер-Иван-Ахинея и заявляет, что ему пришлось оплатить такси из своих денег. Я напомнила ему про контракт с оплаченным трансфером и пошла на посадку.

    И, наконец, - самое возмутительное - воровство.

    В день выезда (09.25.2010) из гостиницы Националь - расчетный час на выезд 12:00 и до трансфера в аэропорт оставалось ещё часов пять. Я обратилась в лобби и мне предложили оставить вещи на хранение. Получила расписку количество мест багажа, отдала 1 кук (по собственному своему желанию и по привычке давать чаевые за все) и отправилась погулять... В общем-то, обычно дело во всех гостиницах по всему миру. Но не на Кубе. Мой чемодан аккуратно вскрыли, так, что я ничего не заподозрила - замочек на чемоданной молнии сами знаете - только от честных людей, его открыли, взяли, что понравилось и закрыли. Мне и в голову не пришло проверить чемодан! Короче, в Москве я не нашла ключей (две небольшие связки), фотоаппарата, двух комплектов батареек к фотоаппарату и маленького швейцарского перочинного ножа. Место, где они пропали - абсолютно точно! - лобби гостиницы NACIONAL в Гаване. В принципе, фотоаппарат у меня в поездке сломался - ремешка на шею нет, только на руку, меня в толпе задели и он упал. Некоторое время он мужественно боролся за жизнь, хотя по экрану и шли красные волны, но постепенно жизненные функции угасали и, наконец, он умер при выдвижении объектива. Всё же, - 7 лет по всем поездкам, несколько раз падал, бедный... Вечная тебе память, Canon PowerShot A80!

    Батарейки и нож - понятно. А зачем ключи-то понадобились?!

    У меня флешка осталась в фотоаппарате, к сожалению. Так что - если пакуете фотоаппарат и видеокамеру в багаж (крайне не советую!) - вынимайте хотя бы флешь-память, иначе рискуете остаться без фотографий.

    Всем путешественникам мой совет: самые опасные моменты вашего путешествия - последняя ночь и последний день в гостинице. Будьте внимательны - местная братва прекрасно понимает, что вы не будете поднимать "кипеж" за пару часов до вылета, ни в какие разборки вы не полезете и уж, конечно, не пойдете в полицию - у вас нет времени.

    Мой муж перед поездкой меня об этом предупреждал, но я не вполне последовала его совету. Никому не говорите - когда вы уезжаете, что это ваш последний день, вечер, ночь - об этом часто спрашивают.

    Удачи!

    Кочурина Татьяна
    27/09/2010 20:25


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Кубы

    13.06.17 На Кубе открылся первый отель Kempinski
    01.03.17 Бразильский пляж стал лучшим в мире, испанский - лучшим в Европе
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    31.01.17 Ростуризм составил список стран, где можно заразиться лихорадкой Зика
    02.12.16 МТС меняет стоимость роуминга
    29.11.16 Траур на Кубе скорректирует туристические программы
    02.08.16 Авиакомпании США начнут регулярные рейсы на Кубу в конце лета
    11.07.16 На Кубе открылся первый отель Four Points by Sheraton
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    12.04.16 Американские туристы выпили на Кубе все пиво
    [an error occurred while processing this directive]