Мои впечатления от Бельгии и Брюсселя



    В районе Кельна проехали по мосту через Рейн и помчались дальше на запад. Ну вот и федеративное королевство Бельгия, точнее ее валлонская часть. То что мы уже за пределами Германии, в Валлонии, возвещают надписи на французском языке. Трасса бежит по Арденнам. Красиво. Автобан часто пересекают высокие путепроводы, по которым проложены не только авто и железные дороги, но и пешеходные дорожки. Железных дорог много и в основном одноколейные (по густоте железных дорог Бельгия занимает 1 место в Европе).

    Так же как и в Германии вдоль автобана крутят своими лопастями ветроэлектрогенераторы, но расположены они реже, да и сами не такие большеразмерные как их немецкие собратья. На пути в Брюссель остановились в Ватерлоо, где проходил военно-исторический фестиваль. Сейчас здесь картофельные поля, на одном из которых громадой высится искуственный холм, поросший зеленой травой, на вершине которого высится горделивый памятник в виде льва-символа бывшей британской империи, в битве при Ватерлоо, сумевшей сокрушить военный гений Наполеона. Само Ватерлоо, даже не городок, а деревня из нескольких улиц с очень приятно смотрящимися домиками на крохотных земельных участках, отгороженных чисто символическими заборчиками (а какие заборища в Подмосковье вокруг аляповатых "замков" нуворишей!).

    Как-то незаметно въехали в "столицу" ЕС и штаб-квартиру NATO-Брюссель. О НАТОвском присутствии напомнили мимо промчавшиеся БМП и главный их "офис" на окраине города. Брюссель делится на верхний и нижний город. Исторический центр расположен в Верхнем городе.

    Город этот многолюдный. Очень много туристов. И это не удивительно. Есть на что полюбоваться, хотя бы на знаменитую прямоугольную площадь Гранд Пляс, выложенную брусчаткой и по периметру окруженную помпезными домами с позолоченными фасадами. Прямо на каменной брусчатке сидят (а многие и лежат) люди и фотографируют, фотографируют. До такой степени красива эта площадь! Символ Брюсселя-Манекен-Пис в виде писающего мальчика. Но в одном тупике в нише старинного здания под железной решеткой стоит манекен-пис и женского рода. На одной из центральных площадей Брюсселя расположен большой магазин по продаже шоколадных изделий. Знатоки утверждают, что бельгийский шоколад лучше швейцарского. Так это или нет, не могу судить, потому как в Швейцарии не был и соответственно не ел их родного шоколада, а кусачие цены на бельгийский эксклюзив для российского учителя географии были не по карману. Сфоткал здание Еврокомиссии. Вот какая эта цитадель европейских бюрократов, откуда тянутся нити управления евросоюзным хозяйством и где спрятаны реальные рычаги воздействия на национальные правительства и фирмы стран-членов ЕС, временами позволяющими себе взбрыкивать и заявлять о каких-то там своих эгоистических приоритетах над всесоюзноевропейскими и жить не по средствам (события в Греции тому пример).

    У нас, в России, в среде широкой общественности, усилиями СМИ о Европе сложился не совсем верный образ как бастионе демократии и либерализма. Насчет торжества демократии не знаю. Чтобы почувствовать разницу нужно самому там жить, по меньшей мере долго находиться, а родным официозным СМИ я что-то не доверяю. А вот миф о либеральном еврорынке попытаюсь развенчать, насколько позволяет моя компетентность в данном вопросе. Одно время я учился во Французском университетском колледже при МГУ, где изучал право ЕС, в т ч административно-хозяйственное. Так вот в законодательстве Евросоюза есть важнейшие принципы приоритетности и доминирования законоактов ЕС (в виде т н директив) над национальными законоактами стран-членов ЕС и обязательных к исполнению на всей территории ЕС. Особенно в праве экономико-финансовой сферы, жестко регламентирующем разные стороны экономики ЕС вплоть до таких мелочных вещей, сколько литров молока следует произвести фермерам, скажем Литвы (в пору эйфории от обретения "независимости", фантазировавших, что завалят своим маслом, сыром и прочими молочными продуктами рынки Западной Европы, но с принятием их страны в вожделенный ЕС, от столкновения с реалиями, испытавшими горькое похмелье от своих инфантильных грез). Ну а самым существенным рычагом, даже не рычагом, а молотом для непокорных, явился, введенный в обращение с 2002 г., евро, на основе которого свертывается бюджет ЕС, в т ч отраслевые бюджеты. И мелкие и средние фирмы вынуждены придерживаться жестких, а порою и жестоких правил, установленных евробюрократами (еврокомиссары), заседающими в Брюсселе и лоббирующими интересы крупного бизнеса (транснациональные корпорации), для которого старые европейские границы были, как как кость в горле. Шаг влево, шаг вправо и ты банкрот. Так что времена благостной, до сих пор описываемой в российских школьных учебниках по экономике, совершенной конкуренции времен Давида Рикардо и Адама Смита, безвозвратно прошли. Мир и Европа в частности, вступили в эпоху пресловутого глобализма, где все и вся унифицируется, где экономика региональных и отраслевых группировок подвергается индикативному (косвенному) планированию и где властвуют монополии и олигополии, каждые в своей отрасли, между которыми, нередко происходит ценовой сговор.

    ...Еврокомиссия все более становится похожим на почивший Госплан времен развитого социализма, а экономика ЕС все более опутывается сетями планирующих элементов, пусть и индикативного планирования (не императивно-командного, как это было в СССР), но планирования...

    Neogeograf
    01/06/2011 12:13


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Бельгии

    21.02.17 График работы визовых центров в предстоящие праздники
    12.02.17 В Брюсселе открылся подводный ресторан
    11.01.17 Eurostar сделал скидку владельцам проездных InterRail
    27.12.16 В Брюсселе открылся новый отель Courtyard by Marriott
    23.11.16 Визовые центры Бельгии в российских регионах закрылись
    20.11.16 Кто кусает российских туристов на отдыхе?
    18.11.16 Eurostar проводит распродажу билетов на поезда под Ла-Маншем
    06.10.16 В пятницу в Бельгии вероятны забастовки на транспорте
    04.10.16 Европейский проездной InterRail - на 15% дешевле
    26.09.16 Brussels Airlines летает зимой в Москву реже, но снижает цены в Брюссель
    [an error occurred while processing this directive]