Норвегия - индивидуальный тур по стране фьордов и водопадов



    Поехать в Норвегию было моей мечтой. Уже года два я смотрел на проспекты с видами фьордов и облизывался. При этом надо сказать, что хотя особых ограничений по бюджету не было, выбирал варианты поездки я крайне придирчиво, будучи обеспокоен рассказами знакомой семейной пары про автобусный тур по фьордам - большая часть поездки состояла в утомительных переездах, а собственно фьордам было посвящено менее чем полтора дня. Так что их семейный альбом состоял в основном из фотографий заправок и придорожных туалетов. По этой причине автобусный (да и любой групповой) тур отпадал сразу - и мне, и жене уже хорошо за сорок, да и прошло то время, когда мы получали удовольствие от случайной компании назнакомых людей во время семейного отдыха.

    Мы с супругой рассматривали также идею взять машину напрокат и покататься самим, но по здравом рассмотрении и от нее пришлось отказаться - в тот небольшой отпуск, который нам удавалось вырвать на лето, совсем не хотелось тратить время и энергию на вождение по крутым и незнакомым серпантинам, вникание в мелочи и решение поминутно возникающих мелких вопросов на нашем далеко не блестящем английском. Поэтому мы плавно подошли к идее индивидуального тура с гидом. Я запросил несколько норвежских турфирм на тему, сколько будет стоить нужный нам тур - цены повергли в шок, хотя я был готов к высоким расходам. Индивидуальный тур на 10 дней начинался от 15 тысяч евро за двоих! Мы люди вполне в жизни состоявшиеся, но столько денег выкладывать за поездку совершенно не хотели, поэтому я думал было отложить поездку в долгий ящик - портить себе впечатление о стране автобусным туром не хотелось совсем. В это время мы начинали в нашей компании проект с новым партнером. На корпоративной пьянке выяснилось, что они недавно побывали в Норвегии с индивидуальным туром через шведскую компанию более чем в два раза дешевле, чем то, что предлагали норвежцы. Секрет заключался в том, что уровень цен (и, соответственно, зарплат) в Швеции и Норвегии сильно отличается - поэтому, как мы узнали впоследствии, многие шведы работают в Норвегии. Так вот благодаря этому шведская компания могла предложить тур дешевле норвежцев, но с традиционным шведским качеством.

    Компания называлась Свеа Тур, а нашли они ее тоже по рекомендации своих друзей. Я отправил аналогичный запрос в Свеа Тур на русском - как сказал партнер, с русскими клиентами там работает русскоговорящий персонал, поэтому нет нужды ломать язык и сидеть со словарем. Я обрисовал в запросе наш бюджет, даты поездки и что бы мы хотели увидеть за это время. Ответ пришел довольно быстро - после пары уточняющих вопросов нам предложили тур на 8 дней по такой программе: встреча в аэропорту Осло, трансфер в Осло, 2 дня в Осло, экскурсия по Осло, переезд во Флом, знаменитая горная Фломская железная дорога, круиз по Согнефьорду, переезд в Берген со смотровыми площадками по дороге (это уже страна фьордов с водопадами и красивейшими видами), 2 дня в Бергене, экскурсия по нему, переезд в Олесюнд с паромами и смотровыми точками, 1 день там, тропа троллей, Гейрангерфьорд, Балестранд с классическим отелем, поездка на ледник, переезд на Хардангер-фьорд с ночевкой там, экскурсия по подземной гидроэлектростанции, возвращение в Осло и последняя ночевка перед вылетом в Москву там. Стоимость составила 7 тысяч евро на двоих с размещением в отелях 4-5* в центрах городов, завтраками, экскурсиями, билетами на все достопримечательности по пути, комфортабельным джипом с панорамной крышей и двумя русскоговорящими гидами-водителями. Не буду утомлять читателя подробным описанием поездки - остановлюсь лишь на наиболее ярких моментах, что, возможно, поможет читателям в ваших поездках. Итак - что понравилось?

    Во-первых, Осло. Прочитав кучу ругательных отзывов, не ожидал увидеть такой гармоничный и комфортный город. Даже пожалели, что взяли на него всего 2 дня. Ошущение старой Европы - без иммигрантов, с раскидистыми кленами, аллеями буржуазных вилл, старыми трамвайчиками и тд.. В общем - очень рекомендую. Отдельно рекомендую Гранд отель в центре, куда нас заселили. Хотя номера этого пятизвездного отеля давно не видели ремонта, но шарм роскоши Старой Европы с антикварной мебелью, огромными номерами, настоящей ванной там чувствуется как нигде более. Отдельный плюс - завтраки в этом отеле. Таких завтраков у меня не было ни в одном 5-звездном отеле до того...

    Во-вторых, переезд на машине до Бергена, где начинается страна фьордов. Перепад высот на самом деле шокирует. Я был во многих горных системах, включая Гималаи, но нигде не видел настолько прекрасных гор и ощущения огромного простора вокруг. В Гималаях, например, несмотря на то, что это самая высокая горная система в мире, чувства высоты совсем нет - ты все время находишся на плоскогорье и горы непосредственно вокруг тебя имеют высоту максимум 100-200 метров. В Норвегии же я впервые понял по-настоящему, что такое горы, когда стоял на краю смотровой площадки рядом с Согнефьордом, а передо мной было 1,5 километра вниз и долина до горизонта. Прибавьте к этому еще водопады, текущие на разной высоте со всех сторон.

    В-третьих, сам Берген. Город, в котором возникает ощущение конца мира. Отсюда начинается Атлантика, и это действительно чуивствуется. Мощные ветра, смена погоды по нескольку раз в день, запахи рыбы с рыбного рынка, тропического цвета зелень и корабли в гавани... Горы, кстати, в Норвегии тоже тропического зеленого цвета - они живые, в отличие от тех же Гималаев, где только камень и песок.

    В-четвертых, Тропа троллей - узкий серпантин из более чем 10 петель, поднимающийся на огромную высоту через водопад.

    В-пятых, Гейрангер-фьорд с водой необыкновеннейшего изумрудного цвета. Мы смотрели на него со смотровой площадки, расположенной на большой высоте, поэтому казалось, что видишь, как искривляется горизонт - настолько огромным было пространство, что это невозможно было осознать.

    В-шестых, отель в Балестранде. Это был исторический отель на берегу фьорда, который скрывался в тумане. Мы сидели вечером в большом зале с портретом кайзера Вильгельма ИИ, который отсюда обьявил первую мировую войну. Антикварная старинная мебель, портреты давно ушедших людей, серебряная посуда, настоящие свечи и фьорд за огромными витражными окнами. Неудивительно, что этот отель так полюбила английская аристократия - прямо при нас была группа очень хорошо одетых и воспитанных англичан явно из высших слоев населения. Как же они отличались от обычных лиц, которые видишь на улице в Лондоне! Кстати, очень рекомендую вечерний шведский стол в этом отеле.

    В-седьмых, ледник с непроизносимым норвежским названием. Сюрреалистично было видть лед, которому уже больше 10 тысяч лет в окружении зеленых деревьев. Мы поплыли к леднику на специальной лодке, которая тоже была оплачена заранее, через глубокое прозрачное озеро, и только здесь почувствовали его ледяное дыхание. Мы подплыли к одному из языков ледника, который имел высоту более 50 метров. Можно было зайти в некоторые трешины и, приложив ухо ко льду, услышать треск глубоко внутри - ледник очень медленно двигался и таял.

    В-восьмых, переезд от Хардангер-фьорда в Осло. Было ощущение, что мы перемещаемся по временам года климатическим поясам - от яркого норвежского лета с тропической зеленью, через осеннюю тундру с мхами разных оттенков и пасущимися оленями в глубокую зиму с толстым снежным покровом вокруг - и все это за какие-то 3-4 часа.

    Ну и самое главное, конечно, - наши замечательные гиды, без которых мы не увидели бы и десятой доли. Гидов звали Кирилл и Саша - отличные рассказчики и водители, а также весьма молодые - мы расстались хорошими друзьями и до сих пор иногда переписываемся. Это они рассказали нам массу интересного про жизнь в Норвегии и Швеции, аккуратно вели наш джип по горным дорогам и были просто отличными попутчиками и собеседниками. Кстати, машина вполне соответствовала своей задаче - это был новый, 2010-го года Ниссан Патрол со стеклянной крышей для лучшего обзора. Замечу, что всё самое красивое было видно именно через крышу, т.к. постоянно смотрели вверх: мы сбились со счёта, пересчитывая водопады, и постоянно умилялись насыщенному голубому небу на фоне горных пиков. Если бы пришлось вести самому, то вряд ли бы хватил сил после многочасового вождения на спокойное созерцание такой красоты.

    Теперь о том, что не понравилось или без чего можно было обойтись - в первую очередь это город Олесюнд. Да, это туристическая мекка - как рекламируется в путеводителях, город, выстроенный в едином стиле ар-нуво. В действительности же ар-нуво там буквально несколько кварталов. Остальная застройка - это унылый серый конструктивизм 60-х-70-х годов. Возможно, сработал эффект завышенных ожиданий, но в Олесюнде нам не очень понравилось.

    Во-вторых, можно было бы обойтись без экскурсии по подземной гидроэлектростанции в скале у Харденгер-фьорда. Я не очень люблю всякие индустриальные штуки, это скорее жена настояла, но мне кажется, что без ГЭС мы бы ничего не потеряли.

    Касательно того, что Норвегия - дорогая страна, как это повторяется из одного отчета в другой. Я не так много изучил цен, т.к. почти все у нас было включено, кроме обедов и ужинов. В целом на сувениры и еду цены примерно раза в 2 выше московских. Дорого, но не смертельно.

    В целом же, просматривая сейчас фотографии и вспоминая различные интересные и забавные моменты нашей поездки (один раз, например, мы заехали в старый почти заброшенный автотуннель по пути к видовой точке на вершине скалы - было темно, сверху текла вода и висели сосульки, а мы ехали по нему километра полтора - было очень страшно, а в конце нас ждала дикая норвежская ферма, состоящая лишь из одного хозяства и единственный путь к ней – по краю склона горы, откуда открывался божественный вид на долину), я понимаю, что это была лучшая и красивейшая поездка в моей жизни - а был я много где. Так что, если вас терзает кризис среднего возраста или просто скука - едьте в Норвегию, это откроет вам совершенно новые грани жизни и путешествий!

    Андрей Немлинов
    28/03/2011 15:48


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз