Центральная Индия и Раджастан



    Подробный отчет по итогам моего путешествия по Индии (Центральная Индия и Раджастан) в декабре-январе 2009-2010 года. Маршрут: Дели - Амритсар - Агра - Варанаси - Каджурахо – Орча – Агра – Джайпур – Амбер - Аджмер - Пушкар - Удайпур - Джодпур - Джайсалмер - Дели. Как перемещаться между городами, где жить, чем питаться, как противостоять мошенникам, цены, виза, безопасность, бюджет поездки. Отчет полезен для самостоятельных бюджетных путешественников, особенно тем, кто впервые собирается ехать в Индию.

    Виза Индии

    Я получал индийскую визу в Киеве. Сдал документы в понедельник утром, во вторник в 17:00 забрал паспорт.

    www.indianembassy.org.ua/ukrainian - сайт посольства
    Адрес посольства: Киев, ул. Терехина, 4.
    Посольство находится на Куреневке, возле стадиона "Спартак", это далеко не центр.
    От станции метро "Лукьяновская" до посольства можно доехать троллейбусом №18 или маршрутками № 6, 6К, 18 до остановки "Стадион Спартак".
    Заявления на визу принимаются по понедельникам, средам и пятницам, с 9:30 до 11:30.
    Получение паспортов: с понедельника по пятницу, с 17:00 до 17:30

    Что нужно сдать

    Загранпаспорт
    1 фото
    Анкета, заполненная на английском (фото наклеить)
    Скачать анкету $40 в долларах, желательно без сдачи. (Да, только доллары, хотя это и противоречит законам Украины.) Больше ничего сдавать для туристической визы не просят. Приглашения, справки об отсутствии или наличии СПИДа, брони отелей, авиабилетов, справки с работы, из банка, о доходах, копия свидетельства о рождении второго отчима — не требуются. Перечень документов: www.indianembassy.org.ua/ukrainian/visa.htm Личное присутствие при подаче или изъятии документов не требуется. Никакой доверенности для человека, который несет чужие документы, не нужно.

    Как только сдал документы, на следующий день в 17:00-17:30 забираешь паспорт.

    Виза начинает действовать с момента выдачи. Мне дали на 4 месяца, просил на месяц. Гражданин Украины.

    Авиаперелет

    Мы летели лоу-кост авиакомпанией Airarabia.com по маршруту Киев-Шарджа (ОАЭ)-Дели-Шарджа-Киев. Также они летают из Самары. Пункты назначения в Индии – Дели, Мумбай, Ахмедабад. В Дели самые дешевые билеты из всех городов, я купил за $480 туда-обратно. Платил карточкой на сайте авиакомпании. Еще можно в Киеве купить билеты у них в офисе (бульвар Леси Украинки, 23а, тел.: 5936181), это стоит на $20 дороже.

    К авиакомпании никаких претензий нет. Во время полета не кормят, только дают с барского плеча 100 мл воды. Багаж 20 кг – бесплатно, 10 кг ручной клади в салон. Все 4 самолета взлетали с опозданием в 30-45 минут. Как бонус при использовании этих авиалиний, можно между рейсами съездить в Дубай (ОАЭ), сделав в аэропорту транзитную визу.

    Есть вариант подешевле – купить у www.aerosvit.ua по акции прямые билеты Киев – Дели – Киев за $400. Для этого надо акцию сначала дождаться, а потом действовать решительно и быстро. Купить удается далеко не всем. Также есть большое количество предложений с перелетами из Москвы.

    Аэропорт Шарджа

    При вылете из Киева багаж выдается только в конечном пункте назначения (в нашем случае - Дели). Поэтому берите все, что нужно в ручную кладь (спальник, еда, теплые вещи). В ручную кладь можно брать жидкость объемом не больше 100 мл. В транзитной зоне аэропорта Шарджа есть Duty Free (алкоголь продают при наличии посадочного талона), и заведения общепита – McDonald’s, китайская, индийская кухня и еще несколько кафе.

    Спать можно в зале ожидания, там есть некоторое пространство с ковролином на полу, без сидений. Желающие расстилают здесь спальники или одеяла. Для остальных есть сиденья, на них спать лежа не получится из-за перил. Вода продается в автоматах, 1 AED за 0,5 литра, некоторые жадные автоматы только берут деньги, а воду не дают. Еще иногда вода есть в Duty Free, при нас не было.

    Также в аэропорту есть молитвенные комнаты — отдельные для мужчин и женщин.

    Шарджа, ОАЭ

    Курс валют
    Валюта ОАЭ – дирхамы (AED), курс дирхама к доллару 3,65, то есть $100 = 365 AED.

    Транзитная виза в ОАЭ (96 часов)
    В Киеве нет посольства ОАЭ, и я не нашел информации как сделать визу заранее без покупки тура и без участия турфирмы. Решил действовать на месте. В крайнем случае мы были готовы просто ждать своего самолета в Дели. Виза далась нам очень легко. Ее делают в транзитной зоне аэропорта, следующая стойка за вывеской Visa Collecting. Визу делают в течении 3-4 часов, работают круглосуточно. Нам сделали за 2 часа, правда перед этим мы 40 минут ждали сотрудницу агентства. Они посылают запрос в Абу Даби, там принимают решение.

    Что надо предоставить: загранпаспорт, 200 AED ($54,8) в местной валюте (другую не принимают) и анкету. Ее дают на месте, помогают заполнять, если есть вопросы. Валюту можно поменять рядом – в транзитной зоне аэропорта есть 2 обменника. Транзитную визу дают на 96 часов.

    Еще якобы можно заранее заказать визу на сайте www.sata-uae.com/. Это агентство аэропорта. Но когда я готовился к поездке, этот сайт не работал.

    Виза ОАЭ представляет собой отдельный лист А4, всего в паспорт ставят 3 штампа. Еще есть вариант подать заявление на визу во время полета туда, а на обратном пути — забрать визу и поехать смотреть Дубай.

    Как добраться из аэропорта Шарджа в Дубай

    1-й способ. Дороже и быстрее ($24, 30 минут)

    Такси из аэропорта Шарджа в Дубай стоит 88-90 AED ($24-24,5) с машины (до четырех человек). В обратную сторону такси стоит 82 AED. Едет примерно 30 минут, смотря куда надо в Дубай — он огромный. По утрам в будни возможны пробки на трассе между Дубай и Шарджей. Все такси — Toyota Camry кремового цвета, с кондиционером. Стоимость проезда считает счетчик, таксисты обмануть не пытаются (потом я не раз вспоминал в Индии их благородство). Если вас четверо, то лучше брать такси.

    2-й способ. Дешевле и дольше ($4, 2 часа 40 минут)

    а) Автобус Шарджа аэропорт – Шарджа, 4 AED, первый автобус идет в 6:00, последний – в 23:00.

    б) Затем автобус Шарджа – Дубай, 5 AED, ходят часто.

    в) Автобус или такси с автостанции Дубай в центр - 5 AED, билет нужно покупать в автомате. Метро возле автостанции нет.

    Маршрут, Индия

    Время путешествия – декабрь-январь 2009-2010 года, 25 дней.

    Нитка маршрута:
    Киев – Шарджа – Дубай – Дели - Амритсар - Агра - Варанаси - Каджурахо – Орча – Агра – Джайпур – Амбер - Аджмер - Пушкар - Удайпур - Джодпур - Джайсалмер - Джодпур – Дели – Шарджа – Киев.

    Цена везде указана на человека в индийских рупиях. $1=46 Rs.

    В скобках после названии ж/д станции – ее код
    Чт 24.12 13:25-20:15 авиаперелет Киев-Sharjah (Airarabia)
    Пт 25.12 14:50-19:30 авиаперелет Sharjah - Delhi (Airarabia)
    Сб 26.12 Delhi
    Вс 27.12 Поезд Delhi (NDLS) - Amritsar (ASR) Поезд №2029 SWARNA SHTBDI 07:20-13:25 634 Rs. CC-класс Amritsar
    Пн 28.12
    Поезд Amritsar (ASR) - AGRA CANTT (AGC) №8238 CHHATISGARH EXP 16:15-08:30 Rs. 293

    Вт 29.12 Agra
    Поезд Agra – Varanasi (BSB) №3240 MTJ PNBE EXP 23:30-12:20 Rs. 264,5 sleeper
    Ср 30.12 Varanasi
    Чт 31.12 Varanasi
    Пт 1.01 Поезд Varanasi - Mahoba (MBA) №1108 BUNDELKHAND EXP 17:10-03:25 Rs. 190,5 sleeper
    Сб 2.01
    Mahoba – Khajuraho - локальный автобус 7:00-11:00, Rs. 40
    Khajuraho
    Вс 3.01 Khajuraho
    Пн 4.01 Khajuraho- Orchha
    Автобус 8:00-12:30, Rs. 110
    Вт 5.01
    Поезд Orcha-Agra (JHANSI JN (JHS) - AGRA CANTT (AGC) 12:00-16:00, Second class, 67 Rs.
    Поезд № 2307 AGRA CANTT (AGC) –Jaipur (JP) 19:35-00:00 Rs. 167,5, sleeper
    Ср 6.01 Jaipur
    Чт 7.01 Автобус Джайпур – Амбер Rs. 9 и обратно - Rs. 9 Пт 8.01 Ajmer
    Утром автобус Ajmer – Pushkar
    Вечером автобус обратно в Аджмер
    Сб 9.01
    Поезд Ajmer – Udaipur 2965 00:50 - 06:10 Rs. 175, sleeper
    Udaipur (UDZ)
    Вс 10.01 Udaipur
    Ночной автобус Удайпур – Джодпур, Rs. 240, 22:00-5:00B
    Пн 11.01 Jodhpur (JU)
    Вт 12.01 Поезд Jodhpur (JU) – Jaisalmer 4059 5:20 – 11:30 Rs. 177, sleeper
    Jaisalmer
    Ср 13.01 Jaisalmer
    Поезд Jaisalmer – Jodhpur 23:15 – 5:10 Rs. 167,5, sleeper
    Чт 14.01 Jodhpur
    Поезд Jodhpur (JU) - Дели 2462 - Mandor Express 19:30- 06:25 Rs. 730,5 (3A class)
    Пт 15.01 Delhi
    Авиаперелет Delhi - Sharjah 20:15-22:35
    Сб 16.01 Авиаперелет Sharjah - Kiev 9:30-12:30

    У этого маршрута есть некоторые проблемы.

    1. Мы 2 раза были в Агре и Джодпуре. В Агре – потому, что я не нашел другого пути попасть из Орчи в Джайпур, как через Агру. Если поедете по этому же маршруту, но не будете заезжать в Амритсар, этого можно избежать. Ехать сразу ночным поездом из Дели в Варанаси, потом Каджурахо, Орча и Агра.

    2. В Джодпур тоже можно не возвращаться. Из Джайсалмера есть прямой поезд в Дели. Он мне не подходил, потому что оставался слишком маленькие запас времени до самолета.

    3. Из Удайпура в Пушкар лучше добраться прямым автобусом, а не комбинацией поезд Удайпур – Аджмер, автобус Аджмер – Пушкар. В Пушкаре ж/д нет.

    4. Нет ж/д сообщения между Удайпуром и Джодпуром. Ходит много автобусов, в том числе ночные слиперы. Стоят 220-240 рупий за лежачее место. Билеты можно купить в любом турагентстве, цены разнятся.

    5. Дорога из Варанаси в Каджурахо не очень простая. Прямого поезда нет, есть комбинация поезд + поезд или поезд + автобус.

    Уточнение

    Индия – огромная и разнообразная страна. Я пишу о тех регионах и городах, в которых был (Центральная Индия и Раджастан). Делая какие-то обобщения, я говорю только об этих городах, а не о всей Индии. Я пишу о том, что видел и попробовал сам. Этот отчет - не истина и не путеводитель, это просто мой опыт. Всего про Индию я не знаю, и никогда не узнаю. Оценочные суждения, если они есть – мое личное мнение. Если у вас есть полезные отчеты об Индии - кидайте ссылки.

    Прививки

    Мы не делали никаких прививок. Пока с нами ничего не произошло. Я ни в коем случае не призываю вас поступать так же. Я не разбираюсь в медицине, поэтому не буду давать советов. Это ваше здоровье, ваш иммунитет и вы должны сами принять решение – делать прививки или нет. Консультируйтесь с врачами, изучайте вопрос.

    Погода

    Я был в Центральной Индии и Раджастане в декабре-январе. Дождей не было вообще (ну пару раз что-то быстрое и невнятное). Но было далеко не так тепло, как принято думать. Никаких постоянных +25 °С. Часто одевали на себя все, что было. Особенно холодно по утрам и поздно вечером. Местные жгли костры из мусора, грелись. Бывало и 10, и 15 °С. В Раджастане стало потеплее.

    Поезда

    В Индии большое количество классов вагонов. Подробно о них: seat61.com/India.htm
    1. 1AC (1-й класс, цена самолета, кондиционер)
    2. 2AC (кондиционер)
    3. 3AC (кондиционер)
    4. CC (сидячие места, экспресс)
    5. Sleeper (почти наш плацкарт)
    6. Second class (общий вагон)

    Я ездил в четырех из них – Sleeper (больше всего) и по разу в 3AC, CC и Second class. Чтобы не углубляться в подробности, сразу скажу, что для бюджетного путешественника выбор стоит между слипером и АС3.

    Second class (GS)

    Second class (общий вагон) для ночных переездов непригодны, так как фиксированных мест в нем нет, набивается столько людей, насколько это физически возможно. Не исключен вариант, что ехать будете в давке стоя. В Second class стоит прокатиться разок в дневное время, не дольше 4 часов. Очень веселый опыт, здесь я описал свою поездку. Стоимость проезда Джанси – Агра, 4 часа в пути – 67 рупий ($1,4).

    Sleeper (SL)

    В слипере ничего страшного нет, если ездили в советских плацкартных вагонах, то и в слипере сможете. Большинство бэкпекеров в Индии ездит в слипере. Это вагон, похожий на наш плацкарт, только не 2 ряда полок, а 3. Вагон выше и шире. Боковых полок 2 (бывает и 3). Постель не дают, проводников нет, двери открываешь и закрываешь сам, и где твоя станция – твоя проблема. Местные подскажут, если спросите. Под потолком вентиляторы, опускаются окна и ставни, на окнах решетки, кондиционера нет. Багажных полок нет. Вагоны пыльные и грязные, но вряд ли вы заметите какую-то разницу со всем остальным, что вас окружает. Для слиперов обязательно нужен спальник. Если все места заняты, в тамбуре и на полу тоже спят люди. В вагоне 4 туалета, по 2 с каждой стороны. 2 – в индийском стиле, 2 – в европейском.

    Полки длиннее и шире, чем наши. Это не касается боковых полок – они узкие и короткие, крайне неудобные. Если у вас был билет с WL или RAC - скорее всего, дадут боковые полки.

    Какую полку выбирать.

    Однозначно верхнюю и не боковушку. Днем средняя полка играет роль спинки для нижней. Вечером ее складывают, и если у вас нижняя полка, остается только лечь. Если полка верхняя, то можно там лежать и спать когда вам вздумается. При этом днем можно тусоваться внизу. Третья полка расположена намного выше, чем вторая полка в наших вагонах, но упасть с нее невозможно, есть две страховочных балки. Из-за того, что полка расположена высоко, люди, которые ходят по проходу, не задевают головой ваши ноги, это бонус.

    Боковушки узкие, короткие, на них значительно холоднее и сильнее сквозит. У нас было несколько поездов, в которых было дико холодно. Бывало потеплее. Вобщем, тут не Гоа под наркотиками, будьте готовы. В поезде шумно всю ночь, круглосуточно ходят торговцы чаем и орут, нужны беруши, если чутко спите.

    Цена. В поезде, который едет 14-15 часов, проезд в слипере стоит 250-300 рупий ($5-6,5).

    3АС

    Все то же самое, что слипер, только есть кондиционер, дают постель и по вагону не шастают непрерывно оборванцы в сланцах. Он чище и теплее. Если на улице жарко, кондиционер, наверное, играет какую-то роль. В декабре-январе это без разницы. Цена. Джодпур – Дели, 19:30-6:25, 730 рупий ($15,8)

    3АС дороже слипера в 3 раза, но он не настолько лучше. Если вы не очень изнежены, покупайте слипер.

    Поезда в Индии опаздывают, это норма. Из всех наших поездов вовремя отправился только один (просто он отправлялся с той станции). Вовремя пришли в пункт назначения 2 поезда. Час опоздания – это нормально, бывает 2-3. Есть случаи опоздания на 8, 12, и даже 36 часов (правда, тогда была авария на ж/д). Учитывайте это при составлении маршрута. Время стыковки между поездами нужно планировать не меньше 4 часов, и то не факт, что хватит. При стыковке с обратным самолетом нужно делать запас минимум 12 часов, я серьезно. А лучше – целый день.

    Билеты обычно проверяют один раз вскоре после отправления поезда. Но если вы хотите поехать без билета, скорее всего не найдете свободное место, поезда почти всегда полностью забиты.

    Как покупать билеты

    Я почти все билеты на поезда купил заранее по интернету.

    www.indianrail.gov.in/ - сайт с расписанием и информацией. Билеты на нем купить нельзя, в принципе он не нужен www.irctc.co.in/ - сайт, на котором можно купить билеты.

    Инструкция по покупке билетов - community.livejournal.com/ru_india/491039.html

    Можно разобраться и без инструкции. Поскольку сайт индийский, когда в Индии ночь – он не работает. Я не знаю, есть ли еще в мире такие сайты. При всем своем упорстве, купить билеты на нем я не смог. Они поставили систему защиты Verification by Visa, с которой не работает большинство украинских и российских банков. В банк даже не доходят запросы о транзакции. Я попробовал разные карты Укрсиббанка и Приватбанка – ничего не вышло. При звонках в колл-центр банков создалось впечатление, что в этой системе верификации я уже разбираюсь лучше них.

    Мое решение проблемы – я купил все билеты на сайте www.makemytrip.com/railways/
    Он не индийский, прекрасно сделан, удобный интерфейс. Все платежи нормально прошли. По-моему, получалось купить только 5 наборов билетов в день, потом платежи не проходили. Берет комиссию 1,8% от стоимости билета, при цене билета в $5 это несущественно.

    Остальные путешественники, которых мы встречали в Индии, покупали билеты на месте. Проблем особо не было, но это занимает больше времени и часто получается дороже. Кроме того, билетов может просто не быть. Любые посредники между вами и билетом зарабатывают на этом. Исключение – кассы на вокзалах. В любом случае, покупать билеты по интернету намного проще и быстрее. В поезде всех иностранцев, купивших билеты в слипер, собирают в один вагон. Есть подозрение, что если иностранец покупает билет из Waiting list (WL) или RAC (Registration Against Cancelation), в итоге билет он получает в любом случае. Автобусное междугороднее сообщение хорошо развито в Раджастане. Билеты есть почти всегда. Дневные автобусы – это трата времени, а ночные, особенно sleeper – очень удобно.

    Городской транспорт

    В Дели есть метро, автобусы, тук-туки и велорикши. Во всех остальных городах роль общественного транспорта играют только тук-туки и велорикши. Еще в больших городах (Агра, Джайпур) есть автобусы, но вряд ли вы будете ими пользоваться, потому что непонятно, где они, и куда едут.

    Велорикша

    Самый дешевый вид транспорта, подходит на небольшие расстояния. Тактику неиспользования велорикш из гуманных соображений и жалости я не очень понимаю, так как если на них никто не будет ездить, они умрут или начнут продавать крэк. Обычная цена по городу - 20-40 рупий ($0,4-0,8). Помещаются 2 пассажира.

    Тук-тук

    Это трехколесный крытый мотороллер. Отлично подходит на средние и большие расстояния.

    Средняя цена по городу – 30-70 рупий ($0,6-1,5). Между городами (расстояние 20 км) – 150 рупий.

    В каждом городе вам надо будет взять рикшу минимум 2 раза - от вокзала до отеля и обратно. В тук-тук помещается до 7 человек, цена от количества людей не зависит.

    Об искусстве общения с рикшами читайте в разделе "Разводы, попрошайки, приставалы". На обычном автомобиле ездил в Индии только раз – такси из аэропорта Дели в город.

    Питание

    В Интернете сильно развита паранойя по поводу индийской еды: очень острая, шансов избежать отравления нет, мы все умрем. Все не так уж плохо, это вполне можно есть. В ресторанах и кафе по всей стране в меню одни и те же позиции. В разделе индийская вегетарианская пища – 10-15 блюд, которые обычно берут к рису или лепешкам. Мы перепробовали их все. Отличий между ними немного. Эта еда съедобна и полезна, но особых мультиоргазмов у меня она не вызывала, в индийские рестораны дома ходить не буду. Могу порекомендовать заказывать блюда из раздела Indian Vegetarian Food. Из мяса в ассортименте есть только курица, и то не везде, готовить ее не умеют, потому что это вегетарианская страна. Поэтому, после нескольких неудачных попыток, мы перешли на вегетарианскую пищу. В заведениях для местных пища очень острая, для туристов – приемлемо. Можно просить, чтоб делали not spicy.

    Избранное из меню

    Vegetable Fried Rice – 40-60 Rs. Рис с овощами
    Thali – 50-120 Rs. Фиксированный набор из лепешек, риса, разнообразных овощей, иногда еще дают десерт. Одним набором можно хорошо наесться.
    Chowmein - 30-60 Rs. Вермишель с овощами. Если по-честному, то ничего, кроме капусты там не видел. Хорошая альтернатива постылому рису. Искать надо в разделе Chinese Food.
    Continetntal Food. Не рекомендую. Раз я заказал спагетти с сыром. Роль сыра играла слизь, которая образовывается, если вермишель переварить минут на 20.
    Banana Pancake – 50 Rs. Нормально, вкусно.

    При этом вегетарианском питании организму не хватает белка, и бобовые не особо помогают. Еще странный факт – индийские овощи какие-то пластмассовые на вкус, как муляжи для натюрмортов. Фрукты – нормально, как родные эквадорские. Лучше есть те фрукты, где счищается кожура.

    Мы ни разу не отравились. Ели и в туристических ресторанах, и в пролетарских заведениях для местных. Уличную еду лучше не покупайте в первую неделю, сначала надо адаптироваться. Сладости и чай с молоком на улице – проверено, яда нет, употреблять можно.

    Уличная еда, приготовленная в кипящем масле – решайте сами, есть или нет. Я не ел. Как минимум, это вредно. Завтрак в ресторане стоит 50-100 рупий ($1-2) на человека. Обед – 100-150 рупий ($2-3). Еще про питание - sansara.net.ua/travels/advices/food.html

    Торг

    Торговаться нужно всегда и везде, даже в банках при обмене валюты. Рикши скидывают 20-40% от первоначальной цены, иногда больше. Хозяева отелей сбрасывают 20-60%. Базары, сувенирные лавки – везде происходят яростные битвы за цены. Очень действенный метод – уходить из лавки, они сразу становятся сговорчивее. Не проявлять особого интереса к товару. Бывает полезно сказать, что "мой друг вчера купил такой шарф за 100 рупий". Мой самый большой триумф – сбил цену за шарф с 1800 до 250. И то, думаю, что мог заплатить еще меньше. Но такое завышение цены - нечастое явление. Есть редкие лавки, где изначально установлены честные низкие цены (например, платок – 100 рупий), и они не торгуются.

    Не выйдет торговаться только за вход в достопримечательности. Также мы не пробовали торговаться в ресторанах. Во всех остальных местах – святое дело.

    Если нигде принципиально не будете торговаться, поездка обойдется дороже на 30-50%. Постоянная битва за хорошие цены психологически выматывает. Здесь ничего нельзя купить просто так, все время нужно напрягаться.

    Цены в Индии, в рупиях ($1=46 рупий)

    Бензин, 1 л – 46
    Вода негазированная, 1л – 10, 2 л – 20
    Кока-кола, 0,5 л – 20
    Чипсы Lays, средняя пачка – 20
    Велорикша по городу - 20-40
    Тук-тук по городу – 30-60
    Чай с молоком на улице – 5-8
    Завтрак в ресторане – 50-100 на человека
    Обед в ресторане – 100-150 на человека
    Вход в достопримечательности – 250 (чаще всего). Бывает 300, Тадж Махал – 750. Форт Амбер – 150.
    Камера хранения – 10/сутки
    Сигареты – 30
    Интернет-кафе/час – 25-30
    Лодка в Варанаси – 100
    Платки, шарфы – 100-250
    Платье – 100-200
    Бусы – 100-800
    Штаны "Алибаба" - 250
    Сумка "Гордость Гоа-трипера" - 120
    Бананы, 1 кг – 20
    Мандарины, 1 кг - 20
    Велосипед напрокат/день – 30
    Сладости – примерно 30
    На упаковке многих продуктов напечатана цена (вода, чипсы, кока-кола, сигареты). Никто не имеет права продавать эти товары дороже. Смотрите цену на упаковке и давайте столько денег, сколько там написано. Или торгуйтесь, чтоб отдали за официальную цену.

    Что брать с собой

    Спальник – не летний, теплый, обязательно с капюшоном. Температура комфорта – желательно +5-0 °С. Спальник нужен в поездах (в слиперах постель не выдают) и в отелях. Часто в номерах постели нет вообще, а если и есть, то она грязная, и вам будет приятнее спать в своем спальнике. В Индии отопления как такового нет, поэтому в комнате может быть довольно холодно, отельных одеял бывает недостаточно.

    Шапка для поездов. Если нет шапки, придется ночью кутать голову во что попало.

    Беруши – бесценная вещь. В поездах, автобусных и отелях очень шумно, беруши помогут нормально выспаться. Одно из моих самых ценных приобретений.

    Налобный фонарик – в городах бывают перебои со светом. Особенно часто отключали в Варанаси. Незаменим при исследовании темных улиц, храмов, пещер. Использовал редко, но вообще он нужен.

    Тросик с замком (а-ля велосипедный) или цепь с замком – для того, чтобы пристегивать свои вещи в поездах. Все местные так делают, спрашивается – почему? Цепи с маленькими замочками продаются на вокзалах и в поездах. У меня, правда, не было ни троса, ни замка, из-за этого мне пришлось спать на полке вместе со своим рюкзаком.

    Навесной замок (кодовый или с ключом). В Индии номера отелей закрываются на навесной замок. Его предоставляет отель, в дополнение к нему нужно вешать свой замок. Таким образом, вы будете уверены, что во время вашего отсутствия никто не заходил в номер и не рылся в вещах. Стоит всего $1,25, зато какое прекрасное средство от стресса! Иногда в отелях воруют.

    Маленький рюкзак для походов в город, в то время как большой рюкзак остается в отеле.

    Небольшой кодовый замок-карабин. Для того, чтобы закрывать маленький городской рюкзак, если конструкция рюкзака позволяет. Кодовый замок удобнее, потому что открывать рюкзак придется часто, а с ключом долго возиться.

    Обязательно. Плоский пояс-кошелек для денег, паспорта, карточек. Одевается под штаны. Не такой, как носили на пузе торговцы в 90-е годы, а плоский и невидимый для окружающих. Необходимая сумма на мелкие расходы должна быть в другом месте, деньги из пояса доставать только когда никто вас не видит. Это супер полезная вещь. Кошельки на веревках, одевающиеся на шею (ксивники), оставьте для Франции. Здесь вырвут на ходу вместе с почкой.

    Деньги – только наличка, доллары или евро. В Индии очень высокий процент мошенничества с банковскими картами, да и мест, где можно ими заплатить, крайне мало. В больших городах можно снимать наличку в банкоматах, но лучше сразу привезти нал, особенно если едете на небольшой срок (1-2 месяца).

    Псевдопаспорт. Нужно отсканировать первую страницу загранпаспорта и страницу с индийской визой. Распечатать на цветном принтере на одном листе с двух сторон, заламинировать. Показывать в качестве паспорта в отелях и контролерам в поездах. Настоящие паспорта мы показывали только таможенникам, всех остальных псевдопаспорта вполне устраивали. Также псевдопаспорт пригодится, если кто-то под личиной полицейских будет пытаться вас развести. Потребуют предъявить документы, а потом будут их удерживать и что-либо требовать (со мной такого не было). В этом случае, за псевдопаспорт можно не переживать. Это очень ценная вещь, рекомендую обязательно сделать для любых путешествий. Если вас несколько людей из одной страны, нужно всем сделать одинаковые лжепаспорта, чтоб не было лишних вопросов.

    Тонкая веревка, 3-4 метра. Для того, чтоб сушить вещи в номере, если будете их стирать.

    Тройник. Часто в номере только одна розетка, а заряжать надо много всего. Розетки в Индии такие же, как в Украине или России.

    Аптечка. Лекарства, нужные лично вам. Не всегда здесь можно найти то, что надо, а тем более - объяснить аптекарю, что нужно. Названия лекарств почти всегда другие. Возьмите что-то от насморка и кашля – многие путешественники кашляют от постоянного смога, сквозняка в поездах и перепада температур. Также нужны средства от отравления и расстройства желудка.

    Репеллент против насекомых. Я возил его месяц, но ни разу не воспользовался, так как комаров не было. Надо будет – купите на месте.

    Спиртовой стерилизатор для рук, влажные салфетки, мыло, туалетная бумага. Влажные салфетки в Индии не продаются. Вымыть руки хочется часто, но мыла в туалетах почти никогда нет. Туалетной бумагой индийцы не пользуются, они подмываются, поэтому ее тоже нигде нет. Но купить можно.

    Путеводитель. Новый Lonely Planet "Индия" вышел в сентябре 2009 года, стоит $25 . Можно купить б/ушный примерно за 450 рупий в книжных лавках. Правда это, скорее всего, будет предпоследняя версия. Можно найти на торренте пдф и распечатать, как я и сделал. Есть еще издательства-конкуренты – Footprint, Rough Guide. Смотрите, какой вам больше по душе, если все равно или не хотите разбираться – берите LP. Ориентирован на самостоятельных бюджетных путешественников.

    Люди

    Люди в Индии хорошие. Они добрые, не агрессивные, жизнерадостные, хитрые, трудолюбивые, мирные, доброжелательные. В основном, бедные, но при этом – счастливые. Некоторые могут украсть или обмануть, но ограбить – вряд ли. Всегда помогут, если их спросить. Им не нужны лекарства от стресса, депрессии, успокоительные. Они могут спать посередине дороги, на разделительной полосе. Шум моторов и городской смог вовсе не помеха. Очень любят фотографироваться, особенно мужчины и дети. Женщины фотографироваться не хотят.

    Те, кто задействован в туристическом бизнесе, могут быть очень приставучими. Среди них большая конкуренция, выживают более наглые, ушлые, назойливые. Могут вывести из себя в два счета.

    Люди всегда улыбаются, даже нищие. Никакого негатива, даже если ты делаешь не то, что они хотят. На насилие их тяжело спровоцировать. Клиент – всегда король, даже если он покупает товар на 10 рупий. Ни разу не было недовольства или презрения из-за того, что мы мало заказали.

    В 95% случаев, если человек обращается к вам сам, он хочет предложить какие-то услуги, развести или что-то продать. Этому может предшествовать долгая изнурительная прелюдия ("Я просто хочу пообщаться!").

    Одно из немногих мест, где можно пообщаться с местными просто так – поезда недорогих классов и локал-басы. Это воздвигает определенный барьер между туристами и местными. К белым все относятся уважительно, обращаются "сэр", никаких проявлений агрессии.

    road_movies
    01/03/2010 20:57


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индии

    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления
    20.10.23 Между Индией и Шри-Ланкой открылось паромное сообщение
    10.10.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Кералу
    27.09.23 В Керале высоко в горах построили стеклянный мост
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок