Трейл в Альпах



    Начался с поиска места старта соревнований Raidlihgt winter trofy. В принципе, посещение этого небольшого французского городка связано именно с этими соревнованиями, которые я разыскал через беговые интернет-ресурсы. Соревнования предполагали участие в трейле на 33 км и 23 км с перепадами высот 1600 метров и 900 метров. В ноябре, зарегистрировавшись на французском сайте любителей трейла и уплатив стартовый взнос за двоих 68 евро, я периодически получал письма со ссылками о проводимых этой организацией мероприятиях.

    Утренний поиск по карте места старта указывал на то, что от города до деревни Марл расстояние 25 километров. Опрос молодого человека на ресепшене не внес ясности в наши планы. "Автобусы не ходят, велосипеды на прокат в городе отсутствуют из-за виражей и гор, можно добраться пешком. Для этого есть трассы для горных прогулок". Выход из города он нарисовал на карте.

    По Coogle я составил наш маршрут, выписав на листок названия деревень, улиц, номера трасс. Крупной деревней была Сент-Жене Малифу, которой нужно придерживаться в вопросах. Также я позвонил организаторам пробега, которые порекомендовали взять авто напрокат. Процесс осложнялся моим французским произношением. Обстановка нагнеталась переведенными мною правилами соревнований, которые регламентировали наличие у каждого бегуна рюкзака, бидона с водой, комплекта теплого белья, фонарика, запасных кроссовок, носков и прочего (было 20 пунктов).

    Собрав наш походный рюкзак, укомплектовав его теплыми вещами и термосом с зеленым чаем, мы неуверенно вышли из гостиницы на поиск новых приключений. Городской трамвай №5 за 15 минут доставил нас до окраины города, за которой начинался крутой подъем в гору. Оценивая его крутизну, я понимал, почему велосипед не очень популярен в этом городке. По дороге возникали мысли об авантюристическом оттенке нашего мероприятия. Я даже начал сомневаться, дойдем ли мы обратно, и предложил Наде, в случае чего, заночевать в какой-нибудь из близлежащих деревень. Ведь завтрашний старт намечен на 9.00. Мы решили, что пройдем три-четыре километра, а потом начнем останавливать частные автомобили. Полюбовавшись предгорьями Альп и сфотографировав остатки зимы, я стал тормозить проезжающие авто. Через 10 минут нам способствовала удача и нас подобрала пожилая супружеская пара.
    - Вы студенты?
    - Уже нет. Я - врач, супруга - психолог. Живем и работаем в Москве. Сюда приехали на соревнования по трейлу, которые будут завтра проходить в Марл.
    - А в каких городах Франции вы побывали?
    - Лион, Сент-Этьен, планируем еще Страсбург.
    - А в Париж поедете?
    - Нет! Может быть, в другой раз.
    - Напрасно. Париж стоит того, чтобы его увидеть.

    Этот вопрос о Париже мы слышали практически от всех французов, с которыми разговаривали более пяти минут. Что это, мы так и не поняли. То ли гордость за свою столицу или так проявляется патриотизм, то ли еще что-то, неведомое нам россиянам. Мы даже решили при возможности перепланировать наше путешествие.

    Проехав до развилки у деревни Планфу, пожилой мужчина любезно открыл нам двери, его дама угостила нас шоколадками. Нам пожелали хорошего отдыха. Их автомобиль уезжал в другом направлении. До Марл оставалось 15 километров. Пройдя из них километра два, мы опять стали пассажирами, но уже другого француза, который знал о наших соревнованиях, но не являлся бегуном. Мне даже показалось, что он ехал в другом направлении, так как постоянно спрашивал у меня ориентиры на местности. Наш предыдущий диалог повторился, также как и его галантное открывание дверей автомобиля.

    Марл оказалась небольшой альпийской деревушкой на высоте чуть более 1000 метров. На полях паслись мохнатые коровы, табуны лошадей, в некоторых дворах мы заметили скучающих осликов. Здесь было две улицы, салон по продаже автомобилей компании Ситроен, заправочная станция, несколько приятных кондитерских и булочных, церковь, стадион (под снегом) и спортивная гимназия. У ее дверей мы увидели рекламные плакаты завтрашнего старта. Также участникам предлагались сигвеи, укротить которых, можно было совершенно бесплатно. Имелись варианты для езды по снегу.

    Мы прибыли раньше времени. Регистрация открывалась в 14.00. В большом спортивном зале со стеклянной стеной шли последние приготовления. На расставленных столах разложены брошюры на спортивную тематику и прошлогодние номера журналов по бегу в горных условиях. В палатке предлагалось приобрести различные приспособления для трейла: от чехлов на кроссовки и палок до рюкзаков с наспинными канистрами для питья, тайц и множество курточек и кофточек со скидками на прошлогодние коллекции. В зале пока было больше организаторов, чем потенциальных участников. Сначала решил заявиться я, а потом займемся получением номера для Нади.

    Смущало то, что у нас не было медицинского сертификата. Была страховка на страны Шенгенского соглашения, была справка из госпитальной поликлиники, которую я перевел на компьютере, поставив на ней еще и свою врачебную печать, так как отдавать московским компаниям за перевод и нотариальное заверение двух справок 1800 рублей, мне показалось расточительным.
    - У вас есть копия справки? - спросила у меня спортивного вида мадам в очках.
    - Нет.... Но вы можете оставить оригинал себе.
    Это ее удовлетворило, она улыбнулась тексту перевода и моя справка опустилась в коробку.
    - Повторите вашу фамилию, имя.

    Видимо мое произношение своих паспортных сведений оказалось сложным для восприятия, поэтому я написал их на бумаге. Отыскав меня в стартовом протоколе, мне вручили мой нагрудный номер, в который вкладывался электронный прибор, напоминающий чип, только он был размерами с номер и по периметру шли тонкие провода. Также предлагался талон на обед, пакет, в котором были поясная сумка с множеством отсеком и карманом для прилагаемой пластиковой бутылки для питья. Также было яркое пластиковое приспособление, о назначении которого мы не смогли догадаться, также как и некоторые из участников. Это оказалась раскладывающаяся пластиковая чашка, которую можно взять с собой на пробежку.

    - Мадам, у меня еще вопрос. Я зарегистрировал свою супругу на 23 км. Можно ее перерегистрировать на 13 км? Она впервые участвует в трейле.
    - Одну минуту, месье. Я уточню у главного судьи.

    Главный судья дал одобрительный вердикт и спустя пять минут мы получили номер и такой же спортивный набор для Нади. На размещенной на стене спортзала карте, изучили трассу и рельеф пробега. Предстояло бежать один большой круг по достаточно извилистой трассе с множеством мелких спусков и подъемов. На прилагаемой диаграмме отображался рельеф трассы. Есть три больших подъема, и три крутых спуска, но в целом, за отметку 1650 метров трасса не выходит, что меня утешило. Наде предстояло также бежать один круг, первые 8 километров которого совпадали с моим. Ее старт будет дан позже на один час.

    Пока мы пили чай, к нам подошли менеджер соревнований, который также являлся поклонником трейла (занял второе место на 33 км) и мадам в очках. Их интересовало, откуда мы узнали об Пилат винте трофи, как обстоят дела с трейлом в России, и будем ли мы в Париже.

    Удовлетворив обоюдное любопытство, мы распрощались с нашими собеседниками и выдвинулись в обратный путь. Он оказался короче, так как спустя два километра, нас подхватил один из участников - житель Лиона, который завтра решил сражаться на 23-х км. Распрощавшись с ним на автобане, мы довольные отправились изучать достопримечательности города, который, казалось, бурлил кипучей энергией в этот субботний вечер.

    В 5.45 будильник известил о подъеме. Собрав вещи для соревнования, позавтракав и оставив свой багаж на ресепшене в гостинице, мы выдвинулись в Марл. Несмотря на раннее воскресное утро, часть города уже была на ногах. Работали кафе, в которых местные жители читали утренние газеты, попивая кофе, открывались булочные, разворачивался рынок. Мы удивлялись французам все больше и больше.

    По уже знакомому маршруту мы начали наш подъем в предгорья Альп. Но прошли не больше одного километра, как возле нас притормозил черного цвета двухдверный автомобиль. Водитель - молодой брюнет, оказался участник сегодняшнего пробега и, извинившись за маленькие габариты своего авто (альфа-ромео), взял нас в попутчики и провожатые.

    Умело лавируя на горных виражах, мы быстро приблизились к нашей конечной остановке. По пути успели обсудить бег в России, трейл во Франции, модели кроссовок для трейла. Он сказал, что во Франции очень популярна продукция компании Salomon. В России, к сожалению, они в прошлом году закрыли свое представительство. Как оказалось на старте, его слова подтвердились. Большинство бегунов были в кроссовках ярких расцветок от этой компании. Мы же для этой пробежки приобрели себе по паре Mizuno ascended 4. Также мы узнали много о футболе, и о том, что между Лионом и Сент-Этьеном есть некоторое противостояние, которое выражается не только в спорте. Узнали о том, что зима в этом году очень мягкая, высота снежного покрова колеблется от 40 до 50 сантиметров. По дороге мы любовались красками рассвета в горах.

    Сегодняшний Марл был не похож на вчерашний. Наш новый знакомый с трудом нашел место для парковки. Деревня бурлила спортивной жизнью. Обычно в этих стартах на трех дистанциях принимает участие более 2000 бегунов, поклонников экстремального бега в горах. Это успешный, процветающий бизнес, который привлекает множество поклонников своей необычностью.

    В спортзале гимназии было также не протолкнуться. Народ прибывал и прибывал. Некоторые проходили регистрацию, некоторые готовили свою рюкзачки к сражению с горами. Отдельные личности отличались воинственностью. Почти у каждого были съестные запасы, сумки с питьевыми бутылками, у некоторых из заплечных рюкзачков поглядывали питьевые шланги. Я терялся в догадках. С каким видом спорта я столкнулся и что ожидать впереди. Были и другие вопросы: как одеваться, необходимость палок, рюкзака, будут ли питательные пункты, ну а самое главное - как бежать? Но решил ограничиться минимумом. Положил в карман маленькую пачку печенья с шоколадной глазурью, сырок. Палки я отложил в сторону. В окружении каких-то скал я не наблюдал. Из одежды футболка, курточка, теплые тайцы, перчатки, шапочка. А бежать - главное получить удовольствие и оградить себя от травм.

    Разминка, растяжка, построение в стартовом створе. Бегунов на 33 км немного - сотни три-четыре. Большинство предпочитают 23 км, старт для них будет дан через 30 минут после нас. С девятиминутной задержкой вместе с выстрелом стартового пистолета, наш караван выбегает на деревенскую улицу. Но по ней бежать предстояло не долго. 90 % трассы по заверениям организаторов пролегает по лесным тропинкам. Также они сообщали, что 50% трассы обновлено в сравнении с прошлым годом. Быстро выбираюсь из толпы, оказываюсь на второй позиции. Белая майка лидера служит маячком. С деревенского шоссе мы уходим на подмерзший снежный наст и петляющую лесную тропинку, уходящую куда-то вверх. За спиной слышится дыхание соперников. Замечаю, что на снегу имеются обозначения от маркера ярко-оранжевого цвета. Это и направления движения в виде всевозможных стрелок и указаний предстоящих поворотов, а также запретов на повороты, уходящие от трассы. Обозначения маркера дублируют ленточки на деревьях и кустах. Это здорово помогает. Видно, что над трассой долго работали, так обозначения встречались достаточно часто.

    Где-то через 15 минут бега меня обошли преследователи, один из которых (менеджер соревнований) сказал "хорошо", я ему ответил "danke". Минут десять мы бежали вместе, перепрыгивая через встречающиеся горные ручьи. Ноги сразу же стали мокрыми. На одном из прыжков моя шапка повисла на сучке. Решил, что не буду возвращаться за ней. Относительно тепло, можно обойтись сегодня и без нее. Каково же было мое удивление, когда через несколько минут нагнавший меня бегун, протянул ее мне.

    - Мерси, месье.

    Что можно еще сказать в ответ на такой благородный поступок? Хочется даже расплакаться от умиления.

    Снежный наст стал проваливаться под моими ногами, особенно во время прыжков через естественные препятствия, которыми выступали поваленные деревья, бревна, застывшие сугробы. Бежать стало невыносимо сложно. Я посмотрел на часы. Позади 22 минуты бега. Сколько же еще? Во время этой мысли я потерял равновесие и мои руки ушли по плечи в снег. Дна я не почувствовал. Лицом я затормозил более глубокое погружение. Было не больно, но несколько комично. С языка слетело русское слово, которое, подумалось мне, осталось не понятым для окружающих.

    Бег на этом отрезке стал невыносим. По колено в полузастывшем от вчерашней оттепели снежном покрове, узкой колонной мы пробирались по трассе, которая то уходила вверх, то спускалась вниз, петляя между горами. Это продолжалось достаточно долго. Иногда, возникали участки для бега, но они были недлинными. Я все ждал, когда же будет поворот на 13-ти километровую петлю, чтобы хоть как-то оценить пройденное расстояние. Он показался на 48-й минуте бега-ходьбы вместе с вынырнувшим первым питательным пунктом. Это меня хоть как-то порадовало, так как не хотелось запивать снегом, положенное в карман печенье. На питательном пункте предлагались напитки (кола, вода) и нарезанные дольками апельсины. Но стаканов я не заметил. Подбегающие бегуны пользовались теми стаканами, которые были получены ими во время регистрации. Мне ничего не оставалось делать, как открыть бутылку и попить из горлышка. Пить хотелось уже давно.

    Про себя я не раз и не два отметил искреннюю заинтересованность организаторов соревнований в разработке маршрута и той поразительной ориентации на его утяжелении. Видимо, в этом и есть тот особенный беговой шарм. Чтобы каждая кочка, каждый буерак, каждый сугроб, каждый ручеек заполнился, съехавшимся со всей страны участникам этого экстрима.

    Поначалу возникало желание полюбоваться открывающимися с высот видами гор, но это было чревато падением, что подтверждалось практикой. В таких размышлениях и смешанных чувствах непонимания происходящего прошел еще час движений. Периодически я сопротивлялся обгоняющим меня соперникам, но это стоило усилий. Решил, что надо хотя бы пройти некий экватор состязаний.

    Вот и второй питательный пункт. На часах 1.48. Здесь же поворот на 23-х километровый круг. Обрадовавшись шоколаду, апельсинам и коле со стаканами, я спокойно продолжил движение.

    Трасса стала более приемлемой, как для бега. Исчез наст, исчезли замаскированные сугробы и бревна. Периодически соревновался с небольшой группкой бегунов, то отпуская их, то обгоняя. То и дело слышал от них "мерси", "пардон". Эти слова были наиболее распространены в сегодняшнем беговом сленге.

    Несмотря на то, что трасса проходила в альпийском лесу и была достаточно удаленной от больших городов, постоянно встречались зрители, состоящие из лыжников, любителей нордической ходьбы с палками, любителей снегоступов и просто детишек из соседних деревень, которые подбадривали пробегающих криками "але, але, але" и указывали направление движения. Были также волонтеры, которые предлагали домашние сендвичи. В самых неожиданных местах прятались фотографы. Во время перебегания шоссейных дорог движение на них приостанавливалось своеобразными дружинниками. Многое удивляло и радовало. Периодически накатывали приливы слабости, во время которых переходил на шаг. Но они были короткими и, как правило, связаны с подъемами.

    Вскоре к нам присоединились двадцаточники (они стартовали на 30 минут позже нас) и бежать стало значительно веселее. Многие в гору шли пешком и я резво их обгонял. Так незаметно приблизился к третьему питательному пункту, который размещался в деревеньке похожей на ту, из которой мы стартовали. Я даже удивился, так как мне показалось, что я уже вдалеке видел красную черепичную крышу гимназии. Но это оказалось лишь совпадением. Да и зрителей здесь было, как на месте старта.

    Зато питательный пункт поражал разнообразием яств. Шоколад трех сортов, фрукты, сыры, колбаса, багеты, напитки. Многие из бегунов лакомились здесь, видимо, подолгу.

    Перехватив на ходу колы с апельсиновыми дольками, обгоняя соперников с двадцатки, забыв о преследующей усталости, я устремился к финишу. На часах 2:48. Но мой порыв оказался преждевременным. Деревенька закончилась, и трасса опять свернула в лес. Видимо, немного осталось. Хотя в таком темпе и в таких условиях, мне показалось, я бы мог долго еще продолжать движение.

    Неожиданно трасса опять вынырнула на шоссе и многие из бегунов стали ускоряться. Действительно показался стартовый городок. Финишный створ был в зале гимназии. На часах 3:13.05. Здесь встречаю фотографирующую меня, Надю. Тяжеленное испытание позади. Слово, которое часто преследовало меня во время преодоления трассы, имело французские корни - авантюра.

    Прохожу в буфетную, где барменши разливают колу, воду, горячий суп. На подносах фрукты, сухофрукты, шоколад, сыр, булочки, мармелад. Хороший перекус!

    Приняв душ, мы занимаем очередь за обедом (хотя я предполагал, что он уже состоялся). На громадных передвижных сковородах, с 9-ти часов утра два повара готовили картофельно-мясное блюдо. Предъявив талончик на питание (один мы потеряли), нам выдали два подносами с нишами, которые повара постепенно заполнили горячим блюдом, салатом, йогуртом, багетом, яблоком и одноразовыми деревянными приборами. Все выглядело очень привлекательно и сытно.

    - Бон аппетит, месье! - сказал мне повар в черной ковбойской шляпе, из-под которой выглядывала русая косичка.
    - Мерси, месье!

    Но из-за свалившейся усталости и дегидратации, я ограничился лишь минеральной водой и йогуртом.

    Сфотографировавшись с менеджером соревнований, мы пожелали друг другу удачи. Я на французском, он - на русском языке. В финишном протоколе я занял 18 строчку, отстав от лидера на 29 с небольшим минут. В возрастной группе был 12-м. Лишь четверым участникам удалось разменять три часа.

    На обратной дороге к Сент-Этьену нас подобрал один из участников, с которым мы проговорили по уже стандартной схеме. На мой вопрос, связанный с его участием в других беговых видах, он ответил отрицательно.

    - Только трейл. Травмы коленных суставов не дают такой возможности.

    ruukr
    09/02/2010 00:20


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    09.10.17 Музей Ива Сен-Лорана открыт в Париже
    05.10.17 В ближайшие месяцы - скидки на европейские проездные InterRail
    03.10.17 Штраф за электронную сигарету во Франции - 150 евро
    02.10.17 Два Октоберфеста пройдут во Франции
    14.09.17 Тариф дня: Петербург - Париж - от 12868 рублей у "России"
    13.09.17 Air France и KLM проводят распродажу билетов по всем направлениям
    24.08.17 Парижский музей кукол закрывается
    31.07.17 Визы во Францию россиянам будут выдавать за 48 часов
    28.07.17 Больше всего фальшивых евро - во Франции
    27.07.17 Наводнения в Германии, пожары во Франции, опасная жара в Крыму
    [an error occurred while processing this directive]