Эстония. Шахтерский музей в Кохтла-Нымме



    Много всего интересного есть в нашем Ида-Вируском уезде и среди всего этого видное место занимает музей сланцедобычи, открытый несколько лет назад на месте бывшей сланцевой шахты "Кохтла", что в поселке Кохтла-Нымме неподалеку от Кохтла-Ярве.

    Шахта эта действовала еще совсем недавно и была закрыта в 1990-х годах, когда из-за уменьшившегося потребления сланца эксплуатировать ее стало невыгодно. Поначалу ее хотели просто затопить, но затем было решено сделать на ее базе музей.

    Найти этот музей не так сложно (но и не так просто). Приезжаете на центральный перекресток Кохтла-Ярве и смотрите указатели. Один из них будет показывать направление на "Kaevanduspark-muuseum", вот туда и надо ехать.

    Проезжаете по улице Ярвекюла до конца, там будет поворот налево, потом еще несколько километров на юг, потом будет поворот на Kohtla-Nõmme. И потом по этому Кохтла-Нымме до упора, пока не встретится вот это здание. Вход в шахту находится вот в этом здании.

    Заходите внутрь, там и будет вход. Внутрь пускают только в составе групп, но для неорганизованных туристов каждый час формируются свои группы. Летом, я так думаю, народу хватает, а в несезон лучше предварительно позвонить по телефону +3723324017 и узнать, когда будут экскурсии на русском языке. Хотя не исключено, что на экскурсию на эстонском языке придет большинство русских, и тогда гид будет проводить ее по-русски, как это и произошло в данном конкретном случае.

    Перед спуском под землю туристов заставляют должным образом экипироваться - надеть куртку, каску с шахтерской лампочкой, а также привязать на пояс аккумуляторную батарею для лампочки.

    Перед спуском в шахту надо надеть спецодежду.

    Вход в шахту / Эстония
    Вход в шахту
    Спецодежда / Эстония
    Спецодежда
    Шахтерский поезд / Эстония
    Шахтерский поезд

    Когда все готово, гид сопровождает группу к лестнице, по которой все спускаются вниз, в шахту. Сланцевые шахты неглубокие, всего метров десять, так что спуск много времени не займет.

    Поскольку добыча в шахтах далеко не всегда идет в месте спуска под землю, до нужного места шахтеры едут на специальном поезде. Поезд на электрической тяге, и сверху идет контактный провод, за который гид браться не советовал.

    Шахтерский поезд. На нем шахтеры едут к месту текущей добычи.

    Вагончики в поезде оказались маленькие, с ужасно тесными кабинками, так что осталось не совсем понятным, как туда пролезают здоровые мужики высокого роста. Я вот еле втиснулся. Кабинки в поезде ну очень маленькие.

    Продемонстрировав средства передвижения, гид начинает рассказывать о добыче сланца.

    Сланец в Эстонии, тогда еще бывшей в составе Российской Империи, нашли в начале 20-го века, в годы Первой Мировой войны, но организовать его добычу смогли лишь в 20-х годах, уже при независимой Эстонии.

    Под землей сланец залегает слоями, вперемешку с известняковыми породами, что можно видеть на стенах шахты (серый цвет - это известняк, сланец - он бурый). Раньше сланец добывали вручную, кирками и лопатами. Пустую породу складывали внизу, а добытый сланец вывозили на лошадях наверх.

    Кабинки в поезде / Эстония
    Кабинки в поезде
    Отверстия для динамита / Эстония
    Отверстия для динамита
    Комбайн / Эстония
    Комбайн

    Потом на помощь пришла взрывчатка. С помощью вот такой распорки ручным буром в толще породы сверлили отверстие и внутрь закладывали динамит.

    Потом уже, когда в шахты провели электричество, отверстия стали сверлить механическими бурами с многометровыми сверлами.

    Отверстия для взрывчатки сверлят вот таким буром. Потом туда закладывают взрывчатку и... БДЫЖЬ!!!

    Сейчас для подрыва используется взрывчатка под названием "нобелит", которая по шведской технологии производится на недавно построенном заводе рядом с Силламяэ.

    К месту взрыва подъезжает комбайн и начинает загружать куски сланца. Куски сланца грузят в вагонетки и по рельсам везут к вагоноопрокидывателю.

    А это еще один способ механизации добычи. Под землю затаскивают вот такой комбайн и он двумя фрезами начинает выгрызать породу по фронту шириной 160 метров. Свод, чтобы не обрушался, подпирают гидродомкратами.

    Еще один из способов механизации добычи сланца - Сланцедобывающий комбайн.

    Добытый сланец грузят в вагонетки и везут на вагоноопрокидыватель. Там вагонетки переворачивают и сгружают их содержимое на транспортер, который по наклонной ленте поднимает сланец вместе с породой на поверхность, где находится обогатительная фабрика. Это раньше породу вручную отделяли от сланца и оставляли внизу. При механизированной добыче проще отправлят наверх все подряд, и разделять уже там.

    Экскурсия под землей идет примерно час. В летний сезон туристические группы могут идти одна за другой, прямо как где-нибудь в пещерах Австрии или Словении.

    Вагонетки / Эстония
    Вагонетки
    Сланцедобывающий комбайн / Эстония
    Сланцедобывающий комбайн
    Вагонеткоопрокидыватель / Эстония
    Вагонеткоопрокидыватель

    По окончании организованной экскурсии можно погулять по территории, где тоже есть кое-что интересное. Например, вот этот БелАЗ. Как известно, сланец в Эстонии добывают не только в подземных шахтах, но и в открытых карьерах, а для этого совершенно необходимы карьерные самосвалы.

    Но еще больше для открытой добычи чего бы то ни было необходимы экскаваторы. Правда ни одного экскаватора здесь нет, а есть лишь один ковш, но зато какой! О нем отдельный рассказ.

    Это ковш от гигантского экскаватора ЭВГ 35/65М, прозванного эстонскими горняками "Esku" (уж не знаю, почему). Таких чудовищ на Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине построили всего три. Первым стал ЭВГ 35/65, который в 1959 году отправили работать в Иркутскую область на Черемховский угольный разрез.

    Однако внедрение новой техники шло медленно и трудно. Конструкторы НКМЗ постоянно дорабатывали эту модель, и в итоге в 1970-х годах был построен второй модернизированный экземпляр ЭВГ 35/65М №2, который был направлен в Эстонию для работа на карьерах "Эстонсланца". Кроме этих двух был построен еще всего один такой экскаватор, который тоже работал на Черемховском бассейне, ЭВГ 35/65М №3. Более подробно об истории строительства гигантских экскаваторов в СССР и в мире можно почитать вот здесь.

    Ковш - это все, что осталось от гигантского экскаватора "Esku".

    Вид из ковша / Эстония
    Вид из ковша
    Ковш / Эстония
    Ковш
    Ковш экскаватора "Esku" / Эстония
    Ковш экскаватора "Esku"

    В 2002-м году экскаватор "Esku" было решено разобрать и продать на металлолом. Громоздкая техника часто ломалась и в современных условиям эксплуатация ее была невыгодной. Некоторое время в прессе шла кампания с призывом сохранить гигантский экскаватор для музея, но концерн Eesti Polevkivi все же предпочел утилизировать его, выручив на этом несколько миллионов крон. Единственное, что оставили для музея, это вот этот ковш. Можете оценить его размер вот на этой фотографии:

    Так что вот такой музей у нас есть. Очень рекомендую. Билет стоит 75 крон. Вот здесь у музея есть свой сайт, правда только на эстонском и английском языках.

    097mcn
    05/11/2009 19:36


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Эстонии

    14.05.18 Lux Express назначит девятый рейс Петербург - Таллин
    25.04.18 График работы визовых центров в майские праздники
    29.03.18 "Аэрофлот" увеличит в полтора раза число рейсов из Москвы в Таллин
    28.03.18 График работы европейских визовых центров на Пасху
    15.03.18 Шенгенская виза для россиян не подорожает
    21.02.18 График работы визовых центров в ближайшие праздники
    31.01.18 Башня "Толстая Маргарита" в Таллине закрылась на полтора года
    19.12.17 График работы визовых центров стран Европы в праздники
    07.12.17 Lux Express проводит распродажу билетов
    08.11.17 В Финляндию можно ехать на шипованной резине
    [an error occurred while processing this directive]