Интересные маршруты: Крым, Казантип, Керчь



    Когда надоест жариться на пляже в толпе себе подобных и каждое утро столбить себе кусочек заветной гальки на далеко не идеальном пляже Черного моря, а захочется чего-то иного, без навязчивого сервиса по сумасшедшим расценкам ЮБК, значит, настало время открыть для себя совершенно другой Крым и отправиться на северо-восток полуострова. Он просто поражает воображение, радует отсутствием курортной публики на каждом углу, проводит экскурс в историю древнего Крыма - Пантикапея и действительно позволяет почувствовать себя дикарями и первооткрывателями совершенно изумительных пляжей и волшебных бухт Азовского моря. Поверьте, там вы будете одни, наедине с природой, и никто и ничто не потревожит ваш покой.

    Как добраться:

    с Южного берега Крыма на машине по трассе Симферополь – Феодосия, не доезжая до Керчи 40 км, свернуть по указателю "деревня Новониколаевка", еще через несколько км покажется берег Азовского моря. Добро пожаловать в Казантип!

    Со стороны Российского Кавказа (Темрюк, Анапа, Краснодар) попасть на Керченский полуостров поможет морской транспорт: автомобильный паром Порт "Кавказ" - Порт "Крым", 17 км к востоку от центра города Керчь. Телефон Порт "Кавказ": 8 (248) 5-81-22. Телефон Порт "Крым": 8 (06561) 6-95-59 диспетчер; 8 (06561) 6-95-88 касса.

    Кроме того, до Керчи ходят рейсовые автобусы из Анапы, Краснодара и Новороссийска.

    Важно: на переправе надо быть не позднее, чем за 1 час до отхода парома. Продажа билетов в летний (пиковый) сезон заканчивается где-то за 45-50 минут; регистрация автотранспорта и пассажиров - за 35 минут до отправления. Время в пути: 30 минут. Из порта Крым до Керчи можно добраться на маршрутке №1, конечная остановка - центр, автовокзал. Из порта Кавказ возят такси и частники. Например, до аэропорта города Анапа можно доехать за 1.500 рублей. Время в пути – около 1 часа 20 минут.

    Поездом № 98 Москва – Керчь (отправление с Курского вокзала), станция Пресноводная, деревня Нижнезаморское. От поезда до места отдыха возможно организовать трансфер (нужна предварительная договоренность).

    Где остановиться:

    Казантипский залив, деревня Нижнезаморское, улица Лесная, дом 37А. Телефон: +380662184724. Демидчик Наталия Александровна. Гостеприимные хозяева предлагают оптимальное размещение без выкрутас за 8 долларов с человека в сутки. Комнаты максимальной вместимостью 2 взрослых + 1 ребенок в каменном доме, есть кухня и необходимые принадлежности, сад, свет, душ, газ, горячая и холодная вода. Отсюда – менее 100 метров до шикарного 25-километрового песчаного пляжа Азовского моря; около 10-15 минут на машине до Генеральских пляжей и бухт, пожалуй, самых лучших на всем полуострове. До города Керчь можно доехать на рейсовом автобусе за 45 минут или на машине около 30 км. Совсем рядом город Щелкино – знаковое место тусовки "КаZантип".

    Что посмотреть:

    Генеральские пляжи – уединенные бухточки, широкий песчаный берег, уникальные природные композиции из камня, нависающего над лазурными теплыми водами Азовского моря. Чудесное место для самосозерцания и медитации.

    Исторический центр города Керчь. Гора Митридат, пешеходная улица и площадь Ленина, парк и набережная с детскими аттракционами, ресторанчиками и кафе на любой вкус и кошелек.

    Церковь Иоанна Предтечи. Древнейший наземный христианский храм Восточной Европы (X в.), который неплохо сохранился и действует до сих пор. Согласно преданию, постройку храма на этом месте благословил святой апостол Андрей Первозванный, основавший первую в Таврике христианскую общину.

    Античный город Пантикапей. С вершины горы Митридат открываются руины столицы древнейшего в Крыму Боспорского царства – Пантикапея. Именно сюда устремляются археологи и историки в надежде разрыть, раскопать и открыть что-нибудь удивительное, тщательно сокрытое и пока нам неведомое. У кого-то это получается! Обелиск Славы и вечный огонь. По соседству находятся остатки бетонных укреплений (дзотов и дотов), оставленных немцами во время Великой Отечественной войны. Там будет интересно полазить с детьми и поиграть в войну с настоящими пушками, которые окружают обелиск Славы. Вечный огонь был зажжен в честь воинов Отдельной Приморской армии и моряков Азовской военной флотилии.

    Лестница на вершину горы Митридат – это 432 ступеньки снизу вверх, не поленитесь их пройти, оно того стоит. На себе, каждой косточкой и порочкой прочувствуете связь времен – античного прошлого, греко-византийского периода и Нового времени. Там, на вершине горы, со смотровой площадки, открываются просто потрясающие виды города. Для желающих – всевозможные сувениры, панно, керамика и картины на память. Самый большой выбор и оптимальные цены - именно здесь.

    Керченская крепость. Для укрепления берегов Черного и Азовского морей и, в частности, Керченского пролива, в 1856 году было начато проектирование крепости у Керчи для обороны входа в Азовское море. Непосредственными работами руководили Константин Петрович Кауфман и Эдуард Иванович Тотлебен, герой обороны и создатель укреплений Севастополя. Для новой крепости было выбрано место в 4 км южнее Керчи на мысах Павловском и Ак-Бурун, также на прилегающих высотах. Расположение укреплений сухопутного фронта крепости выбиралось таким образом, чтобы обеспечить береговые батареи от обстрела с суши. Именно в этом месте фарватер Керченского пролива проходит всего лишь в полукилометре от крымского берега. Таким образом, Приморские батареи могли беспрепятственно обстреливать корабли противника, пытающиеся пройти в Азовское море по сужающемуся проливу. В самой крепости предполагалось разместить 587 орудий. Была определена численность гарнизона - 5235 человек, из них 1860 — артиллеристы. Керченская крепость была полностью построена и приведена в оборонительное состояние к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В послевоенные годы крепость продолжала использоваться как склад боеприпасов, здесь же размещалась гауптвахта керченского гарнизона и дисциплинарный батальон Черноморского флота. В 2003 году принято решение организовать в крепости музей и передать ее Керченскому государственному историко-культурному заповеднику.

    Удивительное дело, но войны и потрясения обошли стороной этот уникальный памятник архитектуры. В крепости, несмотря на подрывы и бомбежки зданий во время Великой Отечественной войны, сохранилась большая часть подземных и наземных казематов и сооружений. С гидом-экскурсоводом за 2-2,5 часа можно осмотреть самые различные объекты и территории, представляющие историко-архитектурную ценность. Например, окружающий крепость крепостной ров длиной 3 км, глубиной 5 м и шириной около 15 м, с хорошо сохранившейся каменной кладкой; 17 капониров, из которых сохранились 10; погреба для хранения боеприпасов; потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами - потерны. Или, глотнув напоследок свежего воздуха, спуститься в самый длинный подземный тоннель протяженностью более 600 м, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями. Довольно неплохо сохранились контр-минные галереи - заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Их тут около 80 общей длиной более 1,6 км. Ходить смотреть можно долго, было бы желание и время. Очень интересна система водоснабжения крепости - всевозможные колодцы, водоводы и водоподъемные машины, есть целая подземная система для сбора осадков.

    Важно: осмотр крепости возможен только с гидом-экскурсоводом, во-первых, чтобы не заблудиться на этой огромной и удивительной территории, во-вторых, только с ним возможно наиболее полное, основательное и наглядное представление и понимание этого памятника фортификационного искусства. Ходить придется долго, как правило, на открытых пространствах и по жаре. С собой обязательно взять воду и что-то перекусить (для детей). К сожалению, никаких кафе или ларьков с продажей еды-питья там нет.

    Крепость Ени-Кале. Бывшая турецкая крепость находится у посёлка Сипягино, по дороге из Керчи на паромную переправу. В Ени-Кале можно попасть на автобусах №24, 32.

    Ени-Кале или Новая крепость была возведена турками в 1703 году на берегу Керченского пролива, в самом узком его месте. Как предполагают учёные, здесь уже существовало крепостное сооружение более раннего периода - византийское или генуэзское. Долгое время Ени-Кале служила резиденцией турецкого паши и занимала территорию площадью около 2,5 га. В её состав входили два пороховых склада, арсенал, жилые дома, водяной резервуар, баня и мечеть. Около 800 турецких и 300 татарских солдат составляли гарнизон крепости. Это довольно внушительное трёхъярусное сооружение, прикрытое с суши земляным валом и рвом. Крепостные стены с холма спускались к воде. На третьем ярусе стояли мощные орудия, державшие под прицелом весь пролив. В 1771г. во время русско-турецкой войны крепостью Ени-Кале и Керчью овладели российские войска, после чего крепость потеряла своё военное значение и постепенно разрушилась.

    Аджимушкайские каменоломни. Около 5 км от центра города, примерно 15 минут езды на автобусе или маршрутке № 4 от центрального керченского автовокзала.

    Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен.

    поселок Аджимушкай, ул. Мальченко, 36, тел. 8(06561)5-40-01. Вход только с экскурсоводом по группам с 10.00 до 17.00, крое понедельника.

    В этих подземных каменоломнях со второй половины мая и до конца октября 1942 года прятались части войск Советской Армии (остатки 83-й бригады морской пехоты, 95-го погранотряда, Ярославского авиационного училища, Воронежского училища радиоспециалистов и других частей — всего свыше 10 тысяч человек) и местные жители с детьми. Точное количество людей не известно - от 10 до 15 тысяч человек. Совместными усилиями они вели неравную, жестокую и упорную борьбу с хорошо вооруженной и обученной немецкой армией. Гитлеровцы окружили каменоломни рядами проволочных заграждений, взрывали и заваливали входы, нагнетали в подземные штольни смешанный с газом дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. Тем самым отвлекали на себя значительные силы противника. В ноябре 1943 года район Аджимушкайских каменоломен был освобождён частями 56-й Советской армии. Из десяти тысяч спустившихся сюда назад вышли лишь единицы. В мае 1967 года был открыт подземный музей Героическая оборона аджимушкайских каменоломен.

    Честно скажу, удовольствие не для слабонервных: в последний раз взглянув на теплое солнышко, одевшись потеплее (внизу температура не превышает 8-10 градусов тепла), взяв с собой фонарик, в сопровождении экскурсовода спускаемся вниз и попадаем в иную реальность. Попробуйте представить себе жизнь глубоко под землей, без воды и еды, с детьми и ранеными. Вот проходим мимо детской комнаты. Сохранились кое-какие игрушки и детская коляска. А это – импровизированный лазарет в помощь раненым и больным. Жизнь как на пороховой бочке в буквальном смысле этих слов. То тут, то там идут взрывы. Немцы методично и точно прочесывают каждый квадратик поверхности каменоломен. Для того, чтобы пыль и грязь не сыпались на оперируемых, сверху натягивают брезент. Это надо видеть хотя бы один раз, и тогда все слова приобретают законченный смысл. Понимание приходит только там, внизу. На минуту все гасят свои фонари. Страшно, тихо, жутко. Как тут жили люди целых полгода? Между прочим, еще и рожали детей…

    Царский курган - усыпальница одного из боспорских царей династии Спартокидов. Внутри холма - каменные склепы, немые свидетели былой славы Пантикапея. Это редкий образец античного зодчества, который предположительно был построен во второй половине IV века до н.э. Он состоит из погребальной камеры и коридора. Стены сложены из огромных известняковых квадратов. Длина коридора 36 м, свод коридора образует 11 рядов плит, последовательно нависающих уступами: путь в загробный мир простому смертному близок, но выход из него очень далёк.

    Сами очертания входа напоминают кипарис – дерево, символизирующее смерть. Царский курган был открыт в 1837 году. Под насыпью высотой 17 м находится высокий каменный склеп (8,5 м). В настоящее время курган и сам склеп доступен для осмотра.

    Находится недалеко от каменоломен, Аджимушкай, ост. Ягунова. Время работы с 9.00 до 17.00. Телефон 8 (06561) 5-47-13.

    Страусиная ферма "Экзотик". Находится на самой окраине Керчи. Нужно ехать по дороге, ведущей на паромную переправу, а перед постом ГАИ повернуть налево, через поселок Подмаячный, за горкой, напротив пансионата "Свет Маяка". +38 (050) 801-83-83 ресторан; +38 (050) 134-42-06 экскурсии. www.exotic-ostrichfarm.com.ua. Группа энтузиастов занялась разведением страусов в одном из живописных уголков восточного Крыма, на границе Ленинского района и города Керчи, и делает это, надо признать, весьма успешно. В ход идет абсолютно все: после занимательного рассказа о жизни и размножении этого "домашнего скота с крыльями" и просмотра имеющихся сувениров из кожи страуса, вас пригласят в ресторан отведать свежеприготовленной всех видов и форм "страусятинки".

    Маленькая справка: именно мясо страуса считается одним из самых постных (филе содержит всего 1,2% жира), обладает очень низким содержанием холестерина (около 32 мг на 100 г) и высоким содержанием белка (около 22%). При этом оно исключительно нежное на вкус. Стоит попробовать! Приятного аппетита!

    manek
    15/10/2009 13:11


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Украины

    25.06.22 Украина вводит визы для граждан России
    13.03.20 Международные поезда массово отменяются
    13.04.18 Туры на Чернобыльскую АЭС возобновлены
    06.03.18 В Киеве открылся второй отель бренда ibis
    28.12.17 C 1 января правила въезда на Украину для россиян изменятся
    17.11.17 Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    22.12.16 Из Киева в Польшу будет ходить скоростной поезд