Замечательная поездка: Швейцария и Лихтенштейн

Недавно я вернулась из замечательной поездки по Швейцарии. Я уже была в Швейцарии два года назад, но та поездка была по городам Швейцарии, а эта по природе. Я поехала с русской экскурсией от русского бюро путешествий в Германии. Мы проехали всю Швейцарию с севера на юг, были в немецко- и итало-язычных кантонах.Такое было впечатление, что мы проехали несколько климатических поясов за три дня, так быстро менялся климат. То было холодно, всего 9 градусов, когда мы ехали через перевалы, то была жара за 30 градусов. Швейцария - это страна гор и озер. У нас был замечательный экскурсовод Анатолий. Он столько много знал фактов и историй и в то же время умел донести это до людей. Oн просто жил этой работой, и история была его жизнь. И в то же время он настолько был прост в обращении, что ему можно было задать какой угодно вопрос. Такое было впечатление, что мы ехали одной семьей, у нас была очень хорошая команда, включая водителей автобуса.

Мы в первый день побывали на Рейнском водопаде недалеко от Цюриха, самом большом водопаде Европы, 23 метра высотой. Это было грандиозно, особенно в 7 часов утра при восходе солнца, когда еще не было туристов, была только наша группа. Посреди этого водопада возвышались две скалы, где были сделаны плошадки для туристов. Хотя это был не Ниагарский водопад, но все равно впечатлило. Потом мы поехали в городок Stein am Rhein, недалеко от Боденского озера, который очень хорошо сохранился со средних веков. В этом городке все было настолько сделано с любовью, домики украшены цветами и красивыми эркерами, каждый домик имел свое лицо и был расписан чудесными рисунками и даже стихами на стенах. Тогда у домов не было номеров, и каждый домик имел свое имя, которое было написано над входом, например, у золотого Единорога или у Лебедя. Все в этом городке было сделано с большой любовью к мелочи. Даже на водопроводных люках было изображение Георга-победоносца, убивающего дракона.

Потом мы поехали в город Костанц, стоящий на Боденском озере. Мы проехались по всему Боденскому озеру от Stein am Rhein до Констанца. Констанц - это немецкий город, он был основан еще более двух тысяч лет римлянами как военная крепость Констанция в честь императора Константина. Он хорошо сохранился до наших дней и был фактически не разрушен во время войны американцами и англичанами, пожалуй, единственный город в Германии. Спасло его непосредственная близость со Швейцарией, которая сохраняла свой нейтралитет. Было бы трудно кинуть бомбу на Констанц, не повредив при этом территории Швейцарии. В Констанце сожгли на прощади Яна Гуса, чешского реформатора. Мы были на площади, где его казнили, и в доме, где он жил, дожидаясь своей казни. Констанц был знаменит еще и тем, что в 1414—1418 гг. этот город был местом заседания Констанцского собора. Тогда приехали в город около 15.000 духовных особ, чтобы выбрать одного Папу Римского из трех, которые уже правили одновременно. Это была борьба за власть между королем и церковью. Вслед за ними прибылo немыслимое количество куртизанок, чтобы обслуживать эту толпу на время выборов. Символом города является статуя, именуемая "Империей", – установленная в 1993 году на берегу Боденского озера в память об описанных Бальзаком временах Констанцского собора. Статуя вращается и изображает итальянскую куртизанку 16 века, которая в поднятых руках держит двух уродцев: одного в короне, изображающего королевскую власть, другого в тиаре, намекающей на власть духовенства. Мол, все равно, кто здесь борется за власть- король или папа - они оба у меня в руках.

После Констанца мы поехали в городок Санкт Галлен 7 века, который стал знаменит тем, что в средние века являлся одним из самых культурных и экономических центров в Европе. В монастыре Санкт Галлена была церковная школа, где учились монахи. В наши дни там существует гимназия, кстати, очень престижная, ее закончил князь Лихтенштейнский. На меня произвела большое впечатление библиотека, куда мы тоже ходили. Там находятся в очень хорошем состоянии рукописи и книги, написаные от руки, которым более тысячи лет. Они лежат под стеклом, их можно видеть. Они написаны таким хорошим каллиграфическим почерком монахами, что я даже и не подумала, что это от руки, просто как напечатанные. Я видела там учебники, по которым учились ученики 11 века этой монастыркой школы. Оказывается, они изучали астромию, алгебру, геометрию, физику, философские трактаты, учились определять время по звездам, ставить театральные представления, изучали такие предметы, которых я даже не знаю. Сама библиотека внутри построена в стиле барокко с очень красивыми потолками, и она находится в составе всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, в этой библиотеке нашли рукописи самого Карла Великого и известные саги о Нибелунгах.

После Санкт-Галлена мы поехали в Лихтенштейн. Вот о Лихтенштейне я могу сказать немного - это такая деревня! Когда-то очень давно эту деревню купил один австрийский князь, который жил постоянно в Вене. А купил он ее с целью выращивать там виноград. А когда Наполеон пришел к власти, то созвал союзников на совещание, типа кто будет меня поддерживать, если развяжу войну. Ну и позвали эту козявку для хохмы просто так на это совещание. А после первой мировой войны Лихтенштейн вдруг решил провозгласить себя отдельным государством, ссылаясь на Наполеона. Собственно, никто не встал на пути, потому что Лихтенштейн находился под покровительством мощного соседа Швейцарии. И вот с тех пор у него статус отдельного государства. Кстати, стать лихтенштейнцем совершенно невозможно, и даже брак с иностранцем не только не даст этого права, но и сам лихтенштейнец, заключивший брак с иностранцем, теряет свое гражданство. Сами жители ужасно боятся исчезнуть как нация и называют себя не немцами, не швейцарцами, а только лихтенштейнцами. У нас в этой деревне со столицей Вадуц была экскурсия на туристическом поезде, которая длилась около 20 минут. Нас возили по деревне Вадуц, и всю дорогу нас преследовал запах навоза. Достопримечательностей там было немного: стадион на пару тысяч человек, красный дом, где делали виноград, театр, здание парламента да замок, который находился на горе, но к нему не было доступа - там жил сам князь со своей семьей, и экскурсий туда не водили. Кстати, мне почему-то со школы с уроков немецкого единственное, что запомнилось про Лихтенштейн, что там есть музей марок. Он там был, как и множество банков, где и по сей день отмывают свои деньги укрыватели налогов.

Гостиница у нас находилась уже на территории Австрии в городе Блюденс, куда мы приехали уже в 8 часов вечера. Анатолий сказал, что мы можем расходится, но если у кого есть желание, то можем погулять по этому городку и он вне программы проведет по нему экскурсию, просто так. Я его спросила, водил ли он здесь экскурсии. Он сказал, что нет, но пару раз здесь останавливался, стало интересно, что за городок и начал читать про его историю. Конечно же, мы пошли. Оказывается, только за два века этот городок 19 раз весь выкосила чума. А потом здесь скрывался какой-то австрийский король. Городок то был- два дома. Я ничего про него раньше вообще не слышала. На следующий день у нас были только горы и озера. Это такая красотища, просто не передать, правда, очень было холодно в горах, а я не взяла кофту. Мы ходила на источники пить родниковую воду. Правда, два городка мы все же посетили, это был Давос и Санкт-Мориц. Давос- это швейцарская столица горного туризма и лыжного спорта, мировой центр бизнес-элиты, где находится дворец конгрессов - главная штаб-квартира Всемирного экономического форума. Раньше Давос был знаменит тем, что там был построен первый санаторий для больных туберкулезом. Еще Ремарк упоминал его в какой-то своей повести. И правда, воздух там был просто удивительный. А Санкт-Мориц - один из зимних курортов, столица Олимпийских игр в 1928 и 1948 годах, где отдыхают только миллиардеры. Мы видели отель, в котором женился Борис Беккер. Одна ночь стоит там от 7.000 евро, да и то невозможно забронировать номер. Магазины- от одних знаменитых модельеров, я видела там свитерок, который мне очень понравился за 1.000 евро. Потом мы поехали в южный кантон Тичино- итальянскую Швейцарию - в городок Лугано через перевал Юлиерпас. Там сохранилась еще дорога, по которой шли римские легионеры через Альпы. На следующий день у нас была прогулка на кораблике по озеру Лугано, и мы поехали в Локарно. Природа в итальянской Швейцарии заметно отличается от северного региона страны. Сразу стало жарко, повсюду росли пальмы и какие-то южные растения. Растительность стала намного богаче, у меня было такое впечатление, что я нахожусь в Италии, а не в Швейцарии. Повсюду была слышна итальянская речь. На мой взгляд Локарно и Лугано не представляли из себя ничего особенного, обыкновенный туристические городки, но озеро было красивое- Лаго Маджоре, и мы поднимались на финикулере на гору, где открывался красивый вид на озеро.

Что мне больше всего понравилось и запомнилось в этой поездке и для чего я вообще туда поехала- так это дорога обратно. Мы ехали дорогой, которой прошел Суворов с русской армией, когда совершил свой подвиг- легендарный прорыв через Альпы через Санкт-Готардский перевал. Наш гид еще так интересно про это рассказывал. Мы ехали через Санкт-Готардский перевал 2.108 м по серпантину все выше и выше, и было страшно смотреть вниз. Когда-то здесь Суворов шел со своей армией против французов. Мы то ехали на комфортабельном автобусе, а они шли, неся пушки, снаряды и провиант. Австрийские союзники Суворова предали, обещали дать мулов для транспорта оружия и провианта, да так и не дали, и солдатам приходилось все тащить одним. Австрияки намного приуменьшили численность французов и указали дорогу через Альпы, которой там и в помине не было. На самой вершине Санкт-Готардского перевала был памятник Суворову. Он был изображен усталым стариком, едущим на лошади. Особенно меня впечатлил Чертов мост, где происходило сражение русской и французкой армий. Когда Суворов подошел к Чертову мосту, то он оказался зажат с двух сторон с гор французами, и путь через Альпы лежал только через пропасть, через который лежал этот мост. Французы в конце этого моста не пускали русских, там был туннель, через который надо было пройти. Суворов спешил на помощь Римскому-Корсакову, не зная, что тот уже разгромлен французами. В этой битве погибло около 9.000 русских солдат, причем не столько от ударов неприятеля, как от того, что они срывались с этого моста в бездну. Четыре дня происходило сражение, и 4 дня с двух сторон кидали в бездну трупы. Я видела эту пропасть, это не передать словами, надо видеть. В самом низу бушевала горная река. Французы начали разбирать мост, чтобы не подпустить русских. И тогда русские солдаты разобрали сарай, доски привязали шарфами и шинелями, заделали этот мост и пробрались так по нему под обстрелом неприятеля. А другая часть армии Суворова спустилась в пропасть, обошла в обход туннель,напала неожиданно на французов и соединилась с остатками армии Римского-Корсакова. Когда армия Суворова обошла туннель по дну пропасти и разгромила неприятеля, то, конечно, осталась без провианта, его невозможно было перетащить следом. И солдаты шли измученные, голодные. Надо было спешить, пока в горах не пошел снег. Но все равно Суворов спас 2/3 своей армии, да еще тащил на себе несколько тысяч пленных французов, чтобы иметь потом свидетелей этого подвига. У меня просто мурашки пошли по коже, что я побывала на таком историческом месте. Наш гид настолько увлекательно про это рассказывал, что я как будто это увидела. На самой скале у тоннеля нарисован чёрт с рогами. По легенде именно он, задолго до Суворова, помог отчаявшимся местным жителям построить первый мост через бурлящую горную реку. Жители обещали отдать чёрту душу первого, кто пройдет по этому мосту, но позже перехитрили его, пустив по мосту козленка. Сейчас эта сцена изображена на скале около моста.

Рядом стоит трактир, который называется "Суворов". На стенах этого трактира изображена картина "Переход Суворова через Альпы". В трактире можно заказать бифштекс под названием "Суворов". А рядом с трактиром есть маленькая площадь под названием Французская (Franzosenplatz). На стене трактира есть надпись: "Посвящается французским солдатам, которые погибли в сражении с русскими".

Сохранили местные жители и память о русско-французской битве. Большая часть, конечно, напоминает о подвигах русских воинов. Огромный монумент в виде креста виден всем проезжающим мимо через новый автомобильный мост. По инициативе и на деньги князя Голицына в скале был высечен 12-метровый крест с надписью: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году". Князь Голицын - потомок Марии Аркадьевны Голицыной (1802-1870), внучки А.В.Суворова.

Около креста развивается национальный флаг России. Через 100 лет швейцарцы, помня подвиг русских воинов, подарили этот кусок земли России. С тех пор он принадлежит России и называется клочком русской земли в Швейцарии. Окрестности Чёртова моста - одно из самых красивых мест в Швейцарии. Мосты, резкие горные обрывы, бурлящая бирюзовая вода, сошедшая с таявших снегов, водопады, чистейший альпийский воздух… все это захватывает дух. Место очень драматичное.Сегодня исторического Чертова моста уже нет. Он рухнул в 1888 году. Взамен построили другой, действующий и поныне. Нынешняя дорога включает более чем 40-километровый туннель в чреве горы, с ледника на которой берет исток Рона.

Вот такая была поездка в Швейцарию. Надеюсь приехать туда еще и не раз.