Байконур и Туркестан

Байконур, в прошлом Ленинск... Закрытый город, куда въезд без пропусков строго запрещен, но, если встать лицом к проходной, то где то справа в стене, метрах в ста от КПП будет дыра, через которую совершенно свободно в обе стороны перемещаются как жители Байконура, так и те, кому пропуска не досталось. В силу сложившихся обстоятельств мы были отнесены ко вторым. Так что будем считать, что в город мы попали именно через ту дыру в заборе.

А еще это маленький кусочек России в степях Казахстана. Здесь в основном рассчитываются нашими рублями, на машинах встречаются российские номера (94 региона) и вообще он очень похож на российскую глубинку. И этим кусочком России городу оставаться еще до 2050 года.

Наш интерес к Байконуру был не слишком велик - мы хотели немного побродить по улицам этого города, на которых, как мы знали, огромное количество самых разнообразных памятников всему, что связано с космонавтикой - космонавтам, строителям ракет, самим ракетам, спутникам и т.д. А еще мы очень хотели посмотреть музей Байконура. С него ты мы и решили начать.

Такси мы поймали почти сразу около проходной. В машине сидел молодой парень-казах и девушка-пассажир.

- Музей Байконура знаешь? Который во Дворце Культуры?
    - Знаю...

Садимся, едем, по пути высаживаем девушку и тут начинаются сюрпризы. Оказалось, что хитрожопый казах ни черта в городе не знает, а соврал только для того, что бы мы сели в машину. В конечном итоге мы попросили отвезти нас на центральную площадь, зашли там в гостиницу и попробовали узнать адрес музея Байконура.

площадь / Россия
    площадь
    дворец культуры / Россия
    дворец культуры
    первый зал / Россия
    первый зал
    о космонавтике / Россия
    о космонавтике

Нам его дали и рассказали, как доехать туда на автобусе. Выходим на улицу и снова ловим такси (благо оно тут стоит 35 рублей из любой точки города в любую). Приехали и... оказались на Аллее Космонавтов, той самой, где космонавты сажают деревья. Впрочем, на эту аллею мы не смогли попасть, так как туда вход тоже по пропускам.

Сделав выводы, третьего таксиста мы уже просили отвезти нас не к музею Байконура, а к Дворцу Культуры. Сели, едем. Надо сказать, что день выдался морозный, и все дороги были полностью обледеневшие. Водители в городе ездят без шипов, потихоньку и, что бы как-то снизить тормозной путь, часто при торможении включают заднюю передачу. Так вот уже перед Дворцом Культуры, на гололеде метрах в двадцати от нас, неспешно ползущая "буханка", вдруг встала на повороте. Наш таксист нажал на тормоза, но машина и не подумала останавливаться.

- Эх..., - грустно выдохнул таксист, и вывернул руль влево.

А дальше нам осталось выбирать - дерево или столб, столб или дерево. На нашу удачу машина в сугробе все-таки смогла остановиться. Таксист молча помахал "буханке" кулаком и выбрался из сугроба. Оставалось только подивиться его спокойствию в такой ситуации...

В общем без приключений мы никак не можем, но, в конечно итоге, мы нашли, что искали.

А теперь небольшая экскурсия по Музею Байконура, про который в Байконуре почти никто не знает, но он все таки тут есть и от которого у нас остались самые лучшие впечатления.

Первый зал, целиком посвященный строительству Ленинска (Байконура). Здесь есть все - описАна история жизни и хранятся личные вещи генерала-майора Шубникова Г.М. - первого начальника строительства города, фотографии стройки, инструменты строителей, модели ракет, испытанных на Байконуре и много всякого другого.

Второй зал был интереснее, он был о космонавтике Советского Союза и России. Модели ракет, части настоящих ракет, обломки ракет после аварий, модели стартовых площадок, пища космонавтов, скафандры... В общем все, что так или иначе имеет отношение к полетам в космос.

модели / Россия
    модели
    где был заложен Ленинск / Россия
    где был заложен Ленинск
    погибшим в октябре 1960 / Россия
    погибшим в октябре 1960
    непонятный / Россия
    непонятный

Третий зал был совсем маленький и посвящен казахским национальным обычаям. Его мы просмотрели мельком и отправились гулять в город, разумеется, тоже на такси. Договорились с мужиком за какие то смешные деньги, обговорили маршрут и поехали кататься, смотреть памятники Байконура

Первый из них - место, где был заложен Ленинск. Это совсем рядом с Дворцом Культуры, метрах в пятидесяти от него...

Потом мы съездили к памятнику погибшим при аварии в октябре 1960 года. Страшная была авария, много людей погибло, в том числе очень больших чинов, среди которых, например, был маршал Неделин.

Следующий памятник... Непонятный, но симпатичный...

... и еще памятник. Здесь все понятно... Кстати, совсем не ожидал, что Союз такой маленький. Даже закралось сомнение, что это модель, но нет, стабилизаторы на первой ступени по размеру точно такие, как были в музее.

Теперь несколько видов Байконура, что бы получить о нем хоть какое-то представление...

Союз / Россия
    Союз
    вид Байконура / Россия
    вид Байконура
    памятник на КПП / Россия
    памятник на КПП
    КПП / Россия
    КПП

В общем - типичная Российская глубинка.

А это уже на КПП. Фотографировать тут не разрешала охрана, поэтому приходилось все делать по-быстрому.

Что же касается различных ресторанчиков и кабачков, которых на Байконуре очень много... В музее нам порекомендовали посетить заведение "Деликат", дескать там готовят очень хороший шашлык. Сходили, попробовали мы тот шашлык. На пять шампуров попалось полтора кусочка мяса среднего качества, остальное кости, жир и жилы. В общем не надо ходить в "Деликат", и если вам скажут, что там вкусно - не верьте! А вообще, надо сказать, что шашлыки в Казахстане готовить не умеют. Для статистики мы взяли его в кабачке в Туркестане - та же самая история. И только в Алматы он был действительно хорош... но это был узбекский ресторан.

И теперь несколько слов о самом интересном здесь - запусках ракет. Мы оказались на Байконуре с опозданием на три дня. Как раз двадцатого декабря в космос ушел Союз. Впрочем, у нас не было никаких шансов попасть сюда к запуску, а вот святая святых - командный пункт Байконура, посмотреть можно. К сожалению, его нам удалось увидеть только издалека... Время... Время и отсутствие пропуска... Где то здесь в степи расположены десятки стартовых площадок, откуда то отсюда стартовал в космос Юрий Гагарин, но что бы все это увидеть нужно специальные пропуска и все не так просто, как с пропуском в Байконур, так что уже в другой раз, если мы сюда вернемся.

Туркестан.

В Туркестане мы оказались к вечеру того дня, что мы были в Байконуре (о том, как мы сюда добирались будет в следующем посте). Знакомство же с главными достопримечательностями этого города состоялось на утро, 24 декабря.

Туркестан - он же в прошлом Шавгар, позднее Яссы, входил в государство Тамерлана и был столицей Казахского ханства. Город в 2000 году отметил свое 1500-летие. Главная его достопримечательность - мавзолей Ходжи Мухамеда Яссауи, построенный на захоронении Ходжи Мухамеда Яссауи. Гостиница, где мы остановились, как раз была рядом с этим мавзолеем и с утра мы отправились его изучать.

Итак, мавзолей Яссауи - огромное здание. Внутри него 32 комнаты. Пустых комнаты! В центре мавзолея стоит ритуальный казан, в котором одновременно можно приготовить плов на сотни человек (если бы позволили). Еще в нескольких комнатах куханная утварь, и в еще одной, к которой сюда и приезжают паломники, тело Ходжи Мухамеда Яссауи. Так что внутри мавзолея смотреть практически нечего, но снаружи он очень красив. Весь комплекс мавзолея, крепостная стена, сделанная из жженой глины, еще один маленький мавзолей... И дым, дым, которым весь Туркестан окутан. Он добавляет эффект времен Тамерлана. Такое впечатление, что тут вот прямо сейчас готовят в тех самых ритуальных казанах мясо барашков, на кострах и повсеместно. Впрочем, как нам объяснили, город затянут дымом благодаря плохо работающим котельным.

командный пункт / Россия
    командный пункт
    Туркестан / Россия
    Туркестан
    мавзолей Яссауи / Россия
    мавзолей Яссауи
    паломник / Россия
    паломник

Кстати, что касается мавзолея, то это место считается святым у муссульман. Троекратное посещение мавзолея приравнивается к одной ходке в Мекку! Паломники, приезжающие сюда, молятся абсолютно везде, внутри мавзолея, снаружи... Им нет никакой разницы, главное, что вблизи святых стен. Мы видели, как женщина забралась за леса со стороны мавзолея, противоположной к входу, что бы помолиться, а уж у входа в мавзолей - это само собой. На фотографии ниже, сидящий на корточках человек, это как раз молящийся паломник.

Ну что ж, пожалуй, на этом можно закончить о Байконуре и Туркестане. Все фотографии из эти городов лежат здесь.

nizal
    03/08/2011 17:40

26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее