Руанда - cтрана тысячи гор

Именно так её называли арабские путешественники, побывавшие здесь задолго до эпохи Великих Географических Открытий. А еще-страной вечной весны, где никогда не бывает засухи. Поскольку я был в соседней стране - Уганде, я подумал- а почему бы мне в Руанду не заехать?

К счастью, у меня оказалась пара свободных дней между поездками в нацпарки Уганды. За это время я получил руандийскую визу в посольстве Руанды в Кампале (в отличие от Конго, где визу или бордер пермит можно получить прямо на границе, руандийцы требуют от всех, не исключая ЕСовцев и ЮСовцев, оформлять визу заранее, можно онлайн-тогда денежку платишь на границе). Стоило это 55$, паспорт с визой выдали на следующий день. Кроме 55 долларей потребовались две цветные фотографии - и все.

И вот, на 9-й день путешествия по Уганде, я оказался в городе Кисоро-совсем рядом с Руандой (10 км до чек-пойнта Cyanika, местные произносят его название типа Сянька). Где-то в час дня я подкатил на такси к границе. И вновь уже знакомая (по вылазке в Конго) процедура- сначала "выписываешься" из Уганды. Затем, пройдя метров 30 до небольшого домика - руандийского погранпоста - "прописываешься" в Руанде. Вся процедура заняла у меня минут 7, не больше. С таможенниками контакта не было вообще...

Я решил потратить полдня в Руанде на поездку в город Рухенгери (27 км от границы), мимо красивого озера Булера слева и очень красивых гор и вулканов Вирунга справа.

Мне повезло - "матата" (маршрутка, по-русски говоря) отходила через 5 минут после того, как я получил штамп от руандийского пограничника. А вообще ходят они где-то раз в полтора часа - Сянька не самый оживленный чек-пойнт... Правда, когда я уселся (рядом с водителем!), начались проблемы - английского и французского водила не знает, в оплату требует руандийские франки, долларов и угандийских шиллингов не хочет. А единственный обменник на этом захудалом погранпосту закрыт на ланч...

Слава Богу, нашлись в салоне минибаса знатоки английского, которые, выслушав меня, о чем-то долго беседовали с драйвером, и он в итоге взял с меня 3000 угандийских шиллингов (полтора доллара). И вот мы тронулись. Ехали, мягко говоря, не спеша - до Рухенгери добрались почти за час(!), хотя и дорога была неплохая, и расстояние меньше 30км. Остановки делали у каждой деревни, которые были друг от друга на расстоянии 2-3 км. Кто-то не спеша выгружался; кто-то, так же неторопливо, занимал их места. Один раз потратили минут 10-водитель объяснял одной мадам, что с клеткой с десятком кур он её посадить не может. В конце концов посадил - за дополнительную мзду. Народ вовсю галдел всю поездку,у меня даже голова слегка разболелась. Отвлекали от всей этой бестолковщины действительно потрясные виды - и озера, и вулканов. Так что я только успевал вертеть головой то вправо(на горы Вирунга), то влево-на озеро Булера (оно было от дороги где-то в километре, иногда меньше). Как я уже писал в конголезском отчете, в этот день у меня забарахлил фотоаппарат. И на память о Руанде остались лишь видеозапись, да снимок посольства Руанды, сделанный еще в Кампале...

Уганда. Ограда посольства Руанды / Руанда
    Уганда. Ограда посольства Руанды // Артур Каримов

Но вот мы и прибыли. Городок небольшой, типа угандийского Кисоро. Но - со своим аэродромом. Совсем рядом от города находится знаменитый Volcanoes National Parc, привлекающий ежедневно сотни визитеров. Здесь, если не жалко 400$, можно побачить горных горилл. В Уганде это стоит 500$. Мне оказалось жалко и четырехсот, тем более что тогда пришлось бы ночевать в Рухенгери. А это в мои планы не входило... Мне посоветовали просто покататься в районе парка, не заезжая на его территорию (чтобы не платить 25 долларов за себя,около 20-за машину и пр.). Я решил так и сделать. Но сначала-"нам бы ням бы!". Уличный общепит мне чисто визуально никакого доверия не внушил в плане санитарии. Решил я зайти и подкормиться в хорошем отеле. Первым встреченным таковым оказался дорогущий Gorilla"s Nest. Однако я оказался не готов платить за основное блюдо 20-25 $, за банку пива 5$(угандийские цены меня избаловали). Тогда мне посоветовали гестхауз для бэкпеккеров в 2-х кварталах от Gorilla"s Nest. Я пошел туда и не пожалел - очень вкусно и сытно поел всего за 7 у.е. Правда, ресторанчик гестхауза был набит битком и меня усадили кушать на барной стойке, но я это пережил...

После ланча иду ловить такси. Первый же попавшийся таксист по имени ДефУ сносно владел английским. За 20 $ согласился покатать меня в окрестностях Парка Вулканов и привезти на матата-стэйшн. По пути повнимательнее приглядываюсь к руандийским селеньям. Дома-цилиндрические, с конической крышей. Довольно просторный, смотрятся чище и аккуратнее, чем жилища в сельской Уганде(не говоря уже о Конго). Но вот мы едем уже по кромке парка-по дороге, являющейся его границей. Вовсю начинает попадаться зверье-бабуины, свиньи-бородавочники, стайка зебр (их в Уганде я не видел ни одной), антилопы куду(то же самое). Один раз у самых наших колес прошмыгнула парочка мангустов.. Покатавшись пару часиков, налюбовавшись фауной и горами Вирунга, возвращаемся в Рухенгери. Водитель получает положенную двадцатку и быстро уезжает, ему по мобиле из дома звонили и просили подъехать.

Я выхожу на миниплощадь миниавтовокзала и проникаюсь каким-то неприятным чувством. В чем же дело? А вот в чем- на площади НИКОГО. Оказывается, следующая матата ожидается в сторону Сяньки часа через три. Будет ли еще работать чек-пойнт? Непонятно (сейчас уже около 5-и). Начинаю голосовать таксистов. Остановился один-объявил что-то около зеленого полтинника.

Овес, сорри, бензин в Руанде кусается,понимаешь... После некоторого раздумья посылаю его подалее, и правильно делаю-почти тут же около меня останавливается джип, а в нем-ДВА ТАМОЖЕННИКА С СЯНЬКИ!!! Довезли меня бесплатно, по пути назадавав кучу вопросов про Россию, мистера Путина, как у нас с кризисом и мн.др. Довезли они меня минут за 20. Плату брать отказались категорически,но один из них попросил какую-нибудь русскую монетку. Слава Богу, у меня в бумажнике оказались случайно двух рублевка и желтый полтинник. Я их обе презентовал таможеннику-нумизмату, тот был прямо-таки в детском восторге. Границу в обратном направлении я прошел также быстро. Штамп от руандийцев, очередные 50 долларов(за визу угандийцам), Эпорядка 7 долларов таксисту и через четверть часа я у отеля Traveller Rest. А там меня дожидается прокатная машина и долгий 8-часовой путь к отелю в Энтеббе...