Айвенго о Кении

Решение отправиться в Кению возникло от желания побывать на планете животных, посмотреть так сказать "Animal planet" своими глазами и показать это своему ребенку, которому на данную поездку почти 10 лет и зоопарком его уже не удивишь. А удивить хочется, хочется показать ему разнообразие жизни на земле, но что-то пошло отвлечение от темы. Организация тура была через фирму "Русский экспресс", никаких накладок поездка не вызвала. Были опасения по поводу прививок от тропической лихорадки, но вроде проблем таких не возникло. Для профилактики малярии принимали "Лариам" за неделю и в течение всей поездки. Вроде тоже обошлось.

Первый день 31.10

Вылетали регулярным рейсом Египетских авиалиний по причине относительной дешевизны билетов. Прямых рейсов в Найроби - столицу Кении нет, поэтому все равно приходится добираться с пересадкой. До Каира из Москвы долетели за 4 часа. Через 1 час у нас была посадка на рейс до Найроби, но как-то вылетели чуть попозже, как-то приземлились с опозданием, автобус до Каирского аэропорта подогнали с задержкой во времени. Короче добежали мы на регистрацию в транзитную зону когда посадка на рейс до Найроби уже заканчивалась. Надо отдать должное египтянам, они как-то сообразили, что же от них хотят десяток россиян на их путаном английском языке и достаточно оперативно провели нашу регистрацию, так что в самолет мы успели. Вообще часовая стыковка между рейсами довольно опасная штука, приходится нервничать, а для отдыха это не самое полезное занятие. Рейс до Найроби осуществляется более комфортабельным самолетом, чем до Москвы. Мы летели аэробусом А-320. Пассажиров было немного и мы даже смогли поспать в течение тех 5 часов, необходимых авиакомпании для доставки в Найроби. Разница во времени с Москвой составляет 1 час, так что проблем с акклиматизацией не возникает. Вылетал самолет из Москвы вечером, а прибыли в Кению мы в 4 утра местного времени. Ночь перелета и мы на экваторе Африки.

Второй день 01.11

Наш утренний рейс из Каира был первым, так что особого ажиотажа на паспортном контроле не наблюдалось. Мы заплатили по 25 долларов США (с ними выгоднее ехать в Кению) и нам в паспорт вклеили визу, действительную в течение 90 дней. Нас встретил местный парнишка на микроавтобусе и отвез в первый транзитный отель "Джакаранда", откуда должно было начаться наше путешествие. Пришлось завтракать, хотя было 6 часов утра и в это время аппетита не бывает , но когда еще нам доведется поесть - неизвестно. Погода была пасмурная, но было тепло, наверное 23-25 градусов. Вообще столица Кении расположена в горах, никаких особых достопримечательностей в ней нет и терять дни на проживание в ней, по нашему мнению не имеет смысла. Гораздо интереснее посещение национальных парков, в первый из них "Абердаре" мы и отправились наверное в 8 часов на новом микроавтобусе с водителем Джозефом, который как окажется впоследствии будет с нами в течение всей поездки. Перед поездкой местный гид провел с нами инструктаж о тяжелой жизни населения Кении, о том, что необходимо будет заплатить за посещение парков чаевые в размере 10-15 долларов с человека за каждый день, после окончания поездки и возвращения в Найроби. Вообще тур включает билеты во все национальные парки и чаевые зависят от желания самого клиента. Мы конечно же предпочли давать Джозефу чаевые по окончании каждого дня и лично ему, а не представителю его фирмы, из-за чего у нас вышли потом разногласия, но это будет позже. А пока мы делаем вид, что абсолютно ничего не понимаем в его пояснениях и торопимся уже уезжать в наш первый национальный парк.

Расположен он на высоте 2000 метров над уровнем моря, добирались мы 2,5 часа по нормальному шоссе, лишь в конце пути перешедшему в проселочную дорогу. Лодж "Арк", в котором мы остановились, состоит из двух корпусов. В первом мы только пообедали, оставили чемоданы и поехали во второй корпус, расположенный на расстоянии 17 км в глубине парка у водопоя. Двухэтажный деревянный корпус лоджа застеклен со всех сторон, открывая обзор на озерко, к которому подходят дикие животные. По пути к лоджу дорога проходит через джунгли и на нас практически не обращают внимания различные виды антилоп, косуль. Пасутся стада буйволов, бегают бородавочники. Это первые животные, которых мы увидели. В самом лодже заняться особо нечем, телевизора нет, аниматоров нет. Есть только обзор дикой природы, которая живет своей жизнью, без особого расписания. Так что в лодже даже предусмотрена система оповещения звонками посетителей в номерах. Один звонок - на водопой пришел носорог, два звонка - слон, три звонка - леопард, ну и так далее. Так же есть книга, в которой фиксируются посещения водопоя разными видами животных. За прошедший месяц у водопоя слоны и буйволы бывали каждый день, носорог приходил один раз, леопарда не видели совсем. Нам также не довелось его увидеть. Служащие отеля приваживают животных солью, которую рассыпают на земле у озера и которую с удовольствием потребляют слоны, антилопы, косули и буйволы. Других видов животных мы не видели, но для первого раза нам этого было достаточно. Мы сидели в тишине ночи и через стекло смотрели на освещенный прожекторами периметр озера. Слон ухаживал за слонихой, разрывая из глины своими бивнями лакомые для них корешки или куски соли, мы особо не напрягались в желании увидеть. Мы просто наслаждались звуками дикой природы. В лодже было чучело головы носорога, который был убит у отеля разъярившимся слоном несколько лет назад, как гласила мемориальная табличка. Но таких эксцессов нам наблюдать не пришлось. Наверное это и к лучшему.

Третий день 02.11

Дальнейший наш путь лежал к озеру Накуру, куда прилетают на зиму, да наверное и не только в это время года птицы. В основном это фламинго. Вообще различают белых и розовых фламинго, правда для нас это все достаточно условно и почувствовать разницу можно лишь когда они стоят рядом, а так они для нас все - розовые. Гнездятся на озере они тысячами и вид с горы на озеро достаточно впечатляет, будто солнце на закате не скрылось за горизонт, а решило немного искупаться и застыло там. До следующего лоджа мы добирались 4 часа. По пути несколько раз пересекали экватор. В местах пересечения экватора местные предприниматели устраивают показ физического явления, который называется круговорот воды в природе. В нашем северном полушарии, вода стекает в воронку закручиваясь по часовой стрелке. В южном полушарии она закручивается против часовой стрелки. На самом же экваторе она стекает в воронку прямо. И все это можно наблюдать отойдя в сторону от экватора буквально на 10 метров. Для того кто это не наблюдал, зрелище завораживает. За просмотр этого физического явления мы отдали 100 Кенийских шиллингов, далее Ksh. Курс составлял 1 USD = 70 Ksh. Еще отдали 500 Ksh за сертификат о пересечении экватора на территории Кении, прикольный альбомный листок на память. Добрались до "Lake Nakuru Lodge" мы к обеду, а уже после него поехали на наше первое сафари. Кенийское сафари достаточно безвредное для животных и безопасное для туристов. Пользоваться огнестрельным оружием в парках запрещено, выходить из автомобилей тоже не рекомендуется. При соблюдении всех этих условий никто не страдает. Крыша местных автомобилей приподнимается и можно стоя наблюдать за жизнью животных. Лучше если у вас с собой будет один-два бинокля, на всех членов вашего семейства, чтобы каждый мог увидеть "вооруженным" глазом животный мир, поскольку не все виды пасутся рядом с наезженными тропами. А съезжать с дороги водителям категорически запрещено. Наблюдение за животными с движущегося транспорта гораздо привлекательнее созерцания в лодже. Водители общаются друг с другом по рации, сообщая об обнаружении в парке интересующих туристов видов животных. К месту обнаружения сразу съезжаются другие автомобили, экономя бензин в поисках интересного. Так в этот день мы уже вовсю наблюдали отдыхающего на ветвях дерева леопарда, жирафы бежали аллюром, рядом с нашим микроавтобусом, позволяя заснять их грациозные плавные движения. Маленький носорожек с мамой пытался забраться на небольшую горку. Бабуины спокойно паслись рядом с косулями. А у озера с фламинго нам даже разрешили выйти, чтобы сфотографироваться на розовом фоне. Водитель поставил автомобиль на берегу и ввиду отсутствия поблизости опасных животных мы быстренько сделали несколько снимков. Носороги в парке поразили нас размерами своего рога, наверное больше 80 см главный и чуть поменьше за ним второй. Здесь обитают белые носороги, а черных мы будем лицезреть в другом парке. О зебрах, антилопах и буйволах мы можем уже и не говорить, поскольку их количество не поддается исчислению. Темнеет на экваторе в 18 часов и к этому времени мы вернулись в лодж. Питание в лоджах трехразовое, так что беспокоиться о пище не приходится. Система "шведского стола" позволяет не остаться голодным во время всей поездки.

Четвертый день 03.11

В это время в Кении начинался сезон дождей и первые два дня они шли периодически. Но под крышей микроавтобуса мы предпочитали не обращать внимания на эти мелочи. Да и спалось под шуршание капель дождя спокойнее. Следующий наш путь лежал в парк "Масаи Мара" и там уже дождей не было. По пути Джозеф предложил заехать на озеро Найваша, где обитали бегемоты, почему-то умолчав о том, что в следующем лодже на территории "Масаи Мара" они будут жить в болоте в 10 метрах. Кто же знал, кто же знал? На озере мы заплатили по 20 USD с человека за использование моторной лодки, на которой мы объехали вокруг озера. К бегемотам близко не подплывали - это достаточно опасно. Фотографировать их неинтересно, торчат из воды одни глаза и уши, будто камни. Деньги тратить неразумно. Времени у нас заняло это немного, наверное около часа и дальше уже без остановки мы поехали в район масаев. Вначале дорога была приличная, а на территории парка мы ехали по практически камням, как на ралли "Париж-Дакар", в облаке пыли, трясясь как безумные. Выдержать это могут наверное только японские автомобили.

Въезд на территорию парка платный, ограничен большим забором. Но даже после въезда на территорию мы до лоджа добирались километров 70 и были мы наверное в середине парка. Это же какие у них площади ? Общее время в пути у нас составило 5,5 часов - это был самый большой переезд, относительно утомительный из-за плохого качества дороги в конце пути. Сам лодж "Keekorock" как и все лоджи на территории парков ограждает туристов от зверей, правда в одну из ночей мы наблюдали бегемота, который щипал травку у нашего бунгало. Но лишь услышал шум отодвигающихся занавесок, как сразу же рванул в сторону своего болота. После обеда мы поехали на сафари по парку "Масаи Мара". Здесь мы катались больше из-за просто огромных площадей, на которых паслись стада антилоп Гну, буйволов. Здесь мы искали львов и обнаружили четыре разных прайда, один из которых был со львятами. Львы в большинстве своем отдыхали, не обращая на автомобили с туристами никакого внимания. Ближе к ночи вылезли из своих укрытий гиены, они в большинстве своем выходят ночью, но ночного сафари у нас в программе не было. Только утреннее, но это будет уже завтра.

Пятый день 04.11

Сегодня у нас очень насыщенный день. Сразу с восходом солнца мы отправились на первое сафари. Было достаточно прохладно. Рядом с отелем запускали воздушный шар с туристами. На нем можно полетать только ранним утром, стоит это все 450 USD с человека. На ребенка никаких скидок практически не делают и пока я был не готов отдать такую сумму за часовой полет. Что ж остаются еще мечты для осуществления. Солнце только начало освещать просторы "Масаи Мара", звери приступали к утренней трапезе. Слоны и зебры шли на водопой. На водопое мы довольно долго наблюдали сценку слонихи со слоненком. Малыш пытался залезть в грязную яму, а мамаша его не пускала. Потом водитель нашел в саванне нам парочку львов, которые устроили любовные игрища перед нашим автомобилем. Вообще процесс слияния у львов очень кратковременный, секунд 10-15 не больше. Все это сильно роняет в женских глазах "имидж" "царя зверей". Наверное льву было очень неловко, поэтому он сделал повторную попытку, которая впрочем по времени была такой же "продолжительной". В общем посмотрели "Sex in animal planet".

После завтрака у нас был выбор: ехать опять на сафари или посетить деревню Масаев. На территории парка местное население проживает со своими привычками и образом жизни. Они пасут скот, охотятся (мне кажется только на львов и только раз в жизни, чтобы подтвердить переход из юноши в мужчину). А так сидят под деревом у деревни 15 мужиков и ждут туристов. Такса установлена в размере 30 USD с человека. На детей скидки не распространяются. За эту сумму проведут по деревне, которая состоит из 15-20 домов, обмазанных смесью глины и навоза, которые стоят по периметру. Между ними изгородь из высушенных колючих кустов защищающих население от ночных хищников. Сам домик маленький, наверное квадратов девять, в котором четыре отделения, для папы с мамой, старших и младших детей и загон для теленка. Никакого электричества, даже огонь они добывают с помощью трения палочек, что нам также продемонстрировали. Сложного в этом ничего нет, главное правильный подбор палочек и дерева для трения. Мой сын практически тоже добыл его. За это масаи сразу же попытались всунуть набор для добывания огня из двух палочек и кинжала за 20 USD, в качестве сувенира. Деньги пытаются "выкачивать" практически на всем. Что еще поразило в образе жизни масаев - это их отношение к своим домашним животным. Своим коровам они периодически протыкают копьем яремную вену на шее, чтобы нацедить крови. Кровь смешивают с молоком и пьют этот напиток. Рану же просто залепляют глиной. Из-за таких периодических экзекуций коровы напоминают узников концлагерей из военных хроник. Что впрочем нисколько не напрягает масаев. Если корова уже непригодна, ее просто выгоняют в саванну и она стоит под палящим солнцем в ожидании кончины. Одну такую корову мы видели на сафари, еще утром она стояла, шатаясь от ветра, а вечером уже лежала окоченевшая. Вообще трупов животных достаточно по саванне и особо они из "падальщиков" никого не интересуют. Слишком много копытных и слишком мало хищников, чтобы последние интересовались еще и падалью. Да, что-то мы отвлеклись от масаев. Основное их отличие от других племен Африки - значительный рост, высокие прыжки и агрессивный характер. Вот свои прыжки они нам и демонстрировали, агрессивность была приглушена нашими 30 USD. Надо отдать должное, на другие наши деньги они не претендовали, хотя вокруг не было ни полиции, ни другого персонала парка. В семьях масаев очень много детей. Бывает от 5 до 7 человек. Телевизора нет, надо чем-то заниматься. Больше наверное квартирный вопрос не позволяет. А строить новые хижины большого желания видимо нет - навозу не напасешься. Однако при таком бедственном положении детишки у них выживают практически все, увеличивая и без того большую армию безработного населения, поскольку кроме как попрошайничать и прыгать они ничего не умеют, а все великие бегуны рождаются практически в одной горной провинции Кении, откуда и разъезжаются по миру, удивляя всех своей выносливостью. А это - просто генная особенность организма с большим количеством кровяных телец, переносящих кислород по крови. Но не будем углубляться в медицинские термины. Оставаться в деревне нам быстро наскучило, мы отметились и вернулись в лодж.

После обеда у нас было очередное сафари и поскольку всю "большую пятерку" животных Африки мы уже видели, наш интерес был к гепардам, которых мы искали в течение всего дня и наконец вечером мы обнаружили в низком подлеске, где они скрывались, поджидая добычу. Антилопа шла на пару гепардов против ветра, не подозревая о засаде. Напряжение достигло апогея, но подъехавшая новая машина с туристами своим шумом спугнула антилопу и она ушла из области притаившихся гепардов, а бежать за ней по ровной местности видимо у них желания не было.

Шестой день 05.11

На следующий день мы покидали национальные парки и переезжали в Найроби, для последующего перелета в Момбасу.

Путь опять был по бездорожью Масаи Мара, но видимо мы во время сафари уже привыкли к тряске и перенесли дорогу гораздо легче. Есть возможность вылететь прямо из парка Масаи Мара на самолете. Стоит это порядка 150 USD, но туристические фирмы это не предлагают , чтобы не увеличивать стоимости тура. Момбаса - город на побережье Индийского океана, самый крупный порт восточного побережья Африки. Второй город в Кении по численности населения ( порядка 1 миллиона человек). Ну и самое цивилизованное место для пляжного отдыха в Кении. Всего 1 час перелета из Найроби местными авиалиниями. Встретили нас местные парнишки на каком-то "раздолбанном" микроавтобусе, у которого во время движения по городу открылась задняя дверь и наши чемоданы рассыпались по городской улице. Да такого мы еще не испытывали. Собирать чемоданы под колесами проезжающих машин - это что-то. Пришлось держать весь остальной путь вещи у своих ног. Аэропорт Момбасы и административный центр города находятся на острове, а на материк приходится добираться паромом. За паром автомобили вносят плату, а местное население пользуется даром, но его набивается столько, что водители советуют не открывать двери и окна, во избежание краж. Отели расположены вдоль побережья, где-то минутах в 40 от аэропорта, если не стоять в пробках на узких улочках Момбасы. Вообще предлагаются русским два отеля для проживания, один 4 *, другой 5*. Мы были в обоих и надо признать, что 4* "Southern Palms" нам понравился больше. Единственное преимущество 5* отеля "Daiani Reef" было наличие казино, но это на любителя, тем более, что в казино допускали беспрепятственно и при желании можно было в нем поиграть. Ставки были относительно невысоки, я проиграл 100 USD за час с небольшим.

Последующие дни отдыха.

Мы уже никуда не торопимся, мы отдыхаем на белоснежных пляжах Момбасы под жарким солнцем. Здесь на побережье Индийского океана оно палит нещадно. Несмотря на "сезон дождей" ни одной капельки на побережье не попадало. Песок у океана был такой плотный, как глина. По нему было очень удобно бегать, играть в футбол. Волны были небольшие, вода достаточно приятной прохлады, короче полный "релакс" . Единственное что напрягало во всей этой обстановке - это местное население, которое пыталось постоянно всучить какие-то свои поделки, объясняя тем, что они хотят кушать, и мы просто обязаны нам дать денег. Спасало лишь наличие полицейских у отеля с оружием и дубинками, которое отгоняло особо настойчивых. Еще одно наблюдение которое мы для себя сделали - это возможность посещения парков и из Момбасы. Множество местных компаний организуют подобные посещения, надо только добраться до Момбасы и вы можете выбирать парки по своему желанию. Наверное это может обойтись даже дешевле, но то что время нахождения в том или ином парке будет зависеть от вашего желания - это точно. Потому-что мы бы с удовольствием понаблюдали фламинго на закате солнца, когда вся окружающая тебя действительность погружается в нежно-розовый цвет, позволяя ощутить себя на какой-то другой планете - планете "животного мира", еще доступного для обозрения в октябре-ноябре 2009 года.