Скользящие тени меж зелёного бамбука (13 писем другу из Пекина) - 1



    Письмо 1.

    Вспоминать здесь о России -
    все равно, что орать блатные песни
    на детском утреннике.
    Владимир Динец

    Привет дружище!
    Вот решил тебе писать письма о своём пребывании в Поднебесной.

    Во-первых, потому, что ничто так, как письмо, не дисциплинирует мысль, а, во-вторых, сама поездка в столицу Китая обещает стать интересной и многообещающей...

    Для начала, хочу тебе процитировать Владимира Динца, автора эпиграфа к этому письму. Как раз сейчас, читая в Интернете его "Журавли на снегу" (это путевые заметки о Японии), я в самом начале этих заметок прочитал следующее: "Каждый из нас немножко писатель. Мы пишем свою жизнь - кому как удается, в зависимости от способностей и везения. У кого-то в результате складывается мыльная опера, у кого-то детектив, бухгалтерский отчет, повесть на производственную тематику, бульварное чтиво, бортовой журнал, диссертация или история болезни. Мой жанр определился очень рано: за что бы я не взялся, получается приключенческий роман".

    Всё это так, но, во-первых, всегда достаточно трудно определить свой жанр письма. Во-вторых, пожалуй, тебе я смогу преподнести свою, возможно, излишнюю "философичность", которую, с одной стороны, ты сможешь воспринять вполне адекватно и не упрекать меня в ней, как большинство из окружающих, но и, с другой стороны, эта манера письма и смешивает все жанры и затрудняет определение. И, в-третьих, как ты помнишь, у нас всегда была такая "игра": определить ту главную и основную составляющую любого события ли, поездки ли или явления в жизни, чтобы, так сказать, "не растекаться по древу", а суметь выделить то, что следует рассматривать, как некую суть явления.

    Итак, начнём с Божьей помощью...

    Самым неоднозначным для меня оказался одновременнои самый банальный вопрос, заданный мне соседкой, по моему возвращению из Пекина: понравилось ли мне в Китае ? По крайней мере, он заставил меня именно задуматься над этим, вроде бы, самым простым вопросом.

    А теперь мой ответ. Ты вот только представь себе любую китайскую инструментальную музыку: все эти струнные, трещотки, удары палочек и барабанов... Представил? А если это не эпизод и эта мелодика сопровождает тебя всё время, пока ты не спишь ? И к этому можно привыкнуть? Я гарантирую, что выдержишь ты недолго. А чем таким реальным жизнь китайцев отличается от их музыки?

    Поэтому, на мой взгляд, самым главным, что ожидает европейца в Китае, его, выражаясь языком А.А. Ухтомского, доминантой пребывания его в Поднебесной, является, ЧУЖЕРОДНОСТЬ среды обитания, как таковая. Ты погружаешься в мир, не то, чтобы чуждый тебе, а просто настолько необычный, что наружу выползает столько несуразицы, нелепицы и анекдотов из окружающей тебя жизни, что сразу и не объяснишь себе, как же они живут во всём этом, бедолаги.

    Буквально каждый твой шаг и каждый твой взгляд, в любое время суток, упирается в нечто настолько чужое, что никакая логика и осмысление происходящего здесь и не ночевали. Причём, эта "ксенофобия" твоего окружения никак не зависит от твоих знаний истории Китая, его обычаев и особенностей менталитета китайцев. От этого ведь ты китайцем не станешь, да и твоей любви к их пониманию символизма, ритуальности, особенностям нумерации, да и просто бытия не особо прибавится. И эта "чужеродность" касается буквально всего, от еды и аптек до туалетов.

    Вот ведь какая интересная картина складывается, когда цитируют Шекспира: "Весь мир театр, а люди в нём актёры". Как-то все забывают, что речь ведь здесь идёт не только об актёрах, вернее не столько о них, но ещё и о "мире театра", т.е. декорациях и антураже, а не только об актёрских кривляньях в этих "декорациях". Так вот, эти особенности декораций, обустройство сцены и является отнюдь не последней составляющей в этой среде обитания.

    Писать о Пекине трудно. Как, впрочем, и о любой другой чужой цивилизации. А в том, что это не просто столица Поднебесной, но и другая цивилизация, сомневаться не приходится. Чужую цивилизацию трудно полюбить, но всегда есть варианты: её либо совсем не принимают, либо пристально всматриваются, приноравливаются к ней и приспосабливаются. Любить это совершенно не обязательно, да и не получится у нормального человека. Чужое всегда вызывает отторжение и чтобы эмоции не преобладали в тебе, нужен элементарный ум. Когда-то Сергей Гандлевский написал: "Можно любить китайцев, можно не любить. Но это не умно...". Пожалуй, это самое уместное здесь слово, потому что любовь здесь абсолютно ни при чём.

    Первый путь всегда крикливо-эпатажный. И поэтому бездарный. Его я слышал и видел в аэропорту Пекина, когда при посадке на обратный рейс до Москвы за спиной возникло: "У, понабежали уже, узкоглазые... Сколько же их тут...". Эти же добры-молодцы при входе в самолёт бурно выражали свою радость при виде бортпроводниц славянской внешности и громко скандировали "Россия, Россия...", когда самолёт коснулся земли.

    Подобный "патриотизм", возможно, и вызовет у кого-то положительные эмоции (честь и хвала им !), но мне вспоминается только старый советский анекдот про то, какой национальности были Адам и Ева. При аргументации француза, что только француженка может отдаться за яблоко, пассаж русского был безупречен "Только русский может ходить с голой жопой и думать, что он в раю...".

    Второй подход, конечно же, более сложен и требует постоянного труда. Причём, как в осмыслении мест посещения столицы, так и бытовых мелочей, из которых и складывается (причём, в гораздо большей степени) твоё пребывание в Поднебесной.

    Конечно, разница в культурном коде будет присутствовать всегда: китайцы есть китайцы и справиться с ними невозможно; "рожи" то у них другие и на тебя не похожие. Это уж точно. Но нас ведь и никто не заставляет уподобляться Гогену, жениться на местной уроженке и жить с ней в этой среде. А вот осмыслить происходящее вокруг мы обязаны, раз здесь оказались. В следующем письме я тебе напишу, как я там оказался.

    Письмо 2

    "There are more things in heaven and earth, Horatio,
    Than are dreamt of in your philosophy"
    W. Shakespeare, Hamlet

    (Есть многое в природе, друг Горацио,
    Что и не снилось нашим мудрецам),
    В. Шекспир, Гамлет, пер. М. П. Вронченко.

    Да, в Пекине я оказался из-за болезни. О ней писать не буду, во-первых, потому что ты о ней всё, в основном, знаешь (а любопытство посторонних ни к чему), а во-вторых, это ведь не медицинский форум, и профессиональные вопросы разбирать здесь не место. Поехал я не в клинику, а в институт (полностью это звучит так: Пекинский медицинский исследовательский институт "Kundawell"). На сайте института, если будет интересно, ты сможешь прочесть всю необходимую информацию. Методы там нетрадиционные и практикуют систему "Цигун". Что это такое? Цигун для Китая, то же самое, что йога для Индии. Это, прежде всего, практика. Практика упражнений, дыхания и мыслеобразов. Вот некоторые места с сайта: "Слово "ЦИГУН" состоит из двух иероглифов "ЦИ" и "ГУН". Ци - это энергетическая субстанция. Гун - это действие, работа, умение управлять ци. Таким образом, Цигун - это искусство использования энергии Ци, владея которым можно лечить болезнь, стать сильным и неуязвимым в бою, замедлить процесс старения, продлить жизнь, развить творческие способности, укрепить дух и глубже познать мир. ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН относится к высшим уровням цигун. В направление Чжун Юань цигун входят элементы практически всех школ цигун, но при этом, оно свободно от какой бы то ни было религиозной окраски и не преследует никакие идеологические цели. Система Чжун Юань цигун основывается на базовых элементах китайской медицины и философии: теории Инь-Ян, Усин, акупунктурных меридианах и биологически активных точках".

    Вот так. Кто во всё это верит, имеет свободными около 10000 долларов на две недели (за всё хорошее и непонятное нужно, прежде всего, платить и платить не мало), и на кого традиционные врачи махнули руками, а вылечиться актуально - возможно, и стоит попробовать. Я никому не советчик в этих вопросах, пусть каждый решает сам. Ведь свобода выбора - это единственная составляющая, дарованная нам родителями и Богом. Скажу только, что со мной вместе лечились самые разные люди, которых объединяло скорее наличие денег в кармане, но отнюдь не заболевания. Состоятельные люди, которые в России и других странах ничего не нашли подходящего для себя и решили попробовать новый для себя нетрадиционный метод в Китае. Например, парень из Сахалина лечил диабет I-го типа (инсулинозависимый), другой из Краснодара как-то хотел справиться с последствиями аденомы гипофиза (операцию на гипофизе он, правда, делал в Швейцарии), а девушка из Читы боролась с последствиями инсульта. Какие-то три смазливые девицы из Прибалтийских стран (они и по-русски плохо говорили) тоже от чего-то излечивались. Могу только сказать, что таинственные их болезни никак на аппетите не сказывались. Это я подсмотрел, а вот вопросы по поводу болезни там задавать не принято. Как, впрочем, и разговоры о деньгах.

    Ещё раз подчеркну, что это можно рассматривать как блажь (кто верит только в традиционные методы западной медицины, в таблетки, например), можно рассматривать как шанс решения своих проблем (кто считает, что только нетрадиционная восточная медицина и способна реально помочь). Но, в конечном итоге, придётся выбирать, и ВЕРА в тот или иной метод будет решающим аргументом в любом "высоконаучном" споре. Потому что, все споры и разговоры на эту тему всегда пролегают на границе веры и собственной убеждённостью. Но это, во-первых, мало интересно (что интересного в чьей-то убеждённости ?), а во-вторых, и это главное, дело представляется гораздо серьезнее, чем это выглядит на самом деле.

    Об этой "серьёзности" можно и не догадываться, но только она от этого никуда не исчезает. Прежде всего, нужно уметь различать линейные и нелинейные взаимодействия, как в природе, так и, соответственно, межорганные в теле человека. Кроме этого, необходимо представлять себе массу вещей (и отнюдь не поверхностно): и что такое взаимодействия на уровне водородной связи (с этим граничат т.н. нанотехнологии), различия между центральной и вегетативной нервными системами, влияния сознания на материю и как это возможно (если возможно вообще). Например, если мы говорим о мозге или нервной ткани, многие ли отдают себе отчёт, что нейронов в ней не больше 50%, а остальная масса клеток приходится на т.н. глиальные элементы? А какова их функция ? Только ли питание и поддержка ? У нейрона и система питания и получение кислорода тоже особенные. Все другие клетки в организме получают питание и кислород через стенки капилляров кровеносной системы, а вот между нейронами и мозговыми капиллярами имеется для этой цели специальный "посредник" - звездчатая клетка астроцит. А ведь ещё существует такое понятие, как "гематоэнцефалический барьер".

    И много других специальных знаний, которыми вряд ли кто обладает в нужном объёме. Более того, я скажу тебе, что таких собеседников я и не встречал вовсе. Это, конечно, очень высокий уровень знания. Достаточно сказать, что в современном мире за решение подобных проблем присуждают Нобелевскую премию. Например, Илья Пригожин получил Нобелевскую премию в 1977 году "За работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур". А что это за структуры такие, кто-нибудь понимает? Но почему-то, все любят порассуждать на эту или близкие темы...

    Конечно, обо всём этом можно и не задумываться. Но тогда исчезает предмет разговора. Согласись, несколько странным выглядит только вера в манипуляции о которых нечего сказать, кроме того, что они помогают или что им 5000 лет! Если это аргумент, то тогда, конечно, нет и предмета спора. Я у одной женщины, больной Паркинсонизмом, спрашивал: "Как же так, ты принимаешь таблетки, которые тебе выписывает обычный врач, они тебе помогают (ты сама об этом говоришь) и, одновременно, ты ходишь в Церковь на службу и исповедь к батюшке, который тебе говорит, что эта болезнь от бесов. Так ты определись, кому верить ? Попу или врачу? А если и тому и другому (что не возбраняется, конечно), то ты должна реально отдавать себе отчёт, что это, по крайней мере, РАЗНЫЕ стили мышления: биологическое и психологическое".

    Самое интересное, что она даже не понимала, это о чём таком странном я ей говорю. В самом деле, большинство людей не нуждаются в подобных "строгостях" и различениях: живут себе, верят во всё подряд, главное, чтобы помогало, а что там за стили мышления. Хоть трава не расти.

    Поэтому, прав был, безусловно, Павел Тищенко, доктор философских наук, который писал в одной из своих статей: "Шаманы, священники, учёные и психоаналитики - люди особые в своих сообществах. Их культурный смысл - служить в роли своеобразных камертонов истины (всеобщего), задающих образцы и настраивающих механизмы повседневной жизни... Указывая путь установления власти над собственной плотью через приобщение к истине (обучение), эти технологии позволяют постепенно дифференцировать события, происходящие с человеком на разных этапах его индивидуального развития...".

    Прав-то он прав, только я бы упомянул, что ВЫБОР между всеми этими "посредниками истины" осуществляет сам человек, исходя, прежде всего, из своего воспитания и образования и, тем самым, из своих ПРЕДПОЧТЕНИЙ по жизни. Но это для многих слишком сложно, да и не нужно вовсе, поэтому я остановлюсь на более простых вещах, в частности, на условиях проживания в этом месте.

    Письмо 3.

    "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно".
    Мераб Мамардашвили.

    Институт Кундавелл был основан Гранд Мастером Цигун, проф. Сюй Минтаном, руководителем направления Чжун Юань Цигун, при поддержке Международного благотворительного фонда "Минтан", учрежденного в Сиэтле (штат Вашингтон, США).

    Расположение института - в центре Пекина, в 15 минутах ходьбы от пешеходной зоны и самой популярной среди туристов торговой улицы Ванфудзин - очень удобно, но листок с адресом по-китайски и план-схемой расположения института или картой нужно постоянно носить с собой. Китайский таксист ни слова не понимает по-английски, несмотря на все уверения правительства перед Олимпиадой. А так как все основные достопримечательности Пекина от месторасположения Института находятся в пределах 80 рублей (20 юаней) на такси, то туда и обратно очень удобно перемещаться именно на этом виде транспорта.

    Есть ещё два момента, которые резко отличают пекинскую действительность от родной российской. Во-первых, количество машин: тебе не приходится ждать даже одной минуты в любое время суток. Стоит только выйти из института на улицу, поднять руку и тут же остановится такси. Их реально ездит по Пекину каждая вторая машина: желто-коричневые "Елантры" видны издалека. И, во-вторых, пекинские таксисты ездят строго по счётчику и не берут чаевых. Это не только удобно, но и создаёт определённую комфортность поездок: всё заранее ясно и если ты даёшь бумажку в 20 юаней, а на счётчике 19, то ты спокойно получаешь 1 юань сдачи и выходишь из машины. Это, конечно, не привычно для русского, но к хорошему быстро привыкаешь и спокойно пользуешься такси по правилам, которые не ты установил.

    Я приведу тебе об этом путевые заметки из Интернета одного "писателя" под ником savvatash, который довольно точно описал такси в Пекине (стиль изложения строго авторский): "Домой поехал на такси. Практически половина видимого транспорта на дороге - это такси. Оно очень дешевое! После того как Вы погрузили свое тельце в машину, то считайте, что должны уже таксисту 10 юаней. Таксисты по-английски не разговаривают. Я просто тыкал пальцем в карту, куда мне нужно, и таксист едет. Счетчик таксист включает не раньше, чем включит вторую передачу, и выключает его метров за 50 до указанного места. Счетчик сразу же показывает 10.00 юаней, и цена постепенно растет, прибавляя по 1 юаню. Хочу предупредить, что когда подъезжаете к месту, то смотрите на счетчик, сколько вы должны водиле, так как когда он выключает счетчик, то общая сумма гаснет и счетчик выплевывает чек, в котором сумма поездки написана иероглифами. У водилы умысла кинуть вас нет, просто это задержка, пока он на пальцах показывает, сколько вы ему должны. За посадку Вы платите 10 юаней, в которые входит 3 км пути, за каждый последующий км 2 юаня. Все такси имеют грязнооранжевую полосу вдоль борта, шириной на пол двери, а так же бампера так же окрашены в этот цвет. На задних боковых стеклах имеется наклейка в виде овала красного цвета, на которой написаны цифры 2.00, что означает, что 2 юаня за 1 км. Пока ехал в такси, то на наклейке прочитал, что если машина двигается менее чем 12 км/ч, то 2 юаня каждые 5 минут (это актуально для пробок)".

    Это расположение в центре города. А в самом Институте китайцы продумали всё не менее удобно. Он занимает 5 и 6 этаж (это последний этаж) в здании, причём на одном их двух лифтов можно попасть сразу на 6 этаж, а на другом, центральном, только на 5, где расположены регистратура (Reception), все офисы, кабинеты, аудитории и комнаты, предназначенные для исследования и массажа, а также залы для практики и утренних динамических занятий.

    На 6 этаже, куда можно попасть либо через 5 этаж, либо прямо с улицы на втором лифте расположена собственно "жилая зона": номера и апартаменты для пациентов, большой холл для отдыха и место для принятия пищи (комната-столовая, которая на их сайте называется "рестораном"). Помимо этого, здесь же, на крыше (вход только через холл 6-го этажа), разбит небольшой сад с розарием и бамбуком, беседками и площадкой для динамической практики и рукотворными пещерами для медитаций на крыше здания. Этот сад наши ребята из Краснодара (а их было трое) использовали по своему усмотрению: после каждого принятия пищи выходили в него покурить, что, наверное, способствовало циркуляции "хорошего" Ци в их организмах. Что является наиболее важным для любого путника в незнакомом месте, а тем более, в чужой стране ? Конечно же, это где он спит, что он ест и на что он смотрит. Поэтому, постараюсь рассказать тебе об этой стороне пребывания в столице достаточно подробно.

    Как я уже писал, прямо в холл 6-го этажа выходит с десяток номеров, где VIP пациенты и проживают. И большой холл, и все номера покрыты бежевым толстым паласом, поэтому шаги приглушены, что вольно или невольно, создаёт "вкрадчивую" атмосферу. Во всех номерах новая мебель и сантехника, всё чисто и даже каждый вечер приносят в номер фрукты (в основном, бананы, апельсины и что-то наподобие ацтекского тропического фрукта питахайя, с белой мякотью с чёрными точками-семенами).

    Из китайского там были только на журнальном столике чайная доска "Чабань" с посудой из стекла для заварки чая, да шёлковая узкая накидка на кроватях с иероглифами. Всё остальное: от ЖК-телевизора в 32" дюйма на стене напротив кровати до мраморной столешницы в ванной комнате со встроенной в неё раковиной и огромным зеркалом во всю стену было по-европейски продумано и не вызывало вопросов. В холле, кстати, кроме большого аквариума с золотыми рыбками (наверное, китайская задумка) стояли кожаные диваны и кресла с откидывающейся нижней частью под ноги, массажные программируемые кресла, лежал ноутбук с подключённым Интернетом и просто было хорошо и спокойно (но сугубо по-европейски).

    Из холла же вела дверь в столовую, которая открывалась строго по расписанию работы этого общепита: в 08.00, в 13.00 и в 18.00. Вот об этой составляющей жизни в Институте стоит сказать особо.

    Во-первых, между принятиями пищи ты сам записывался на процедуры: 3 индивидуальные и 2 групповые, по часу обе. И при всём твоём желании, времени на осмотр достопримечательностей Пекина у тебя оставалось не больше 2-х часов. Так что, на осмотр всяких там мест Пекина у тебя могло быть только около двух часов, а не пол дня, как советуют во всех путеводителях. Нет, конечно, можно было выделить время с завтрака по обед хотя бы. Но это означало что-то обязательно пропустить (например, утреннее групповое занятие). Я, кстати, так однажды и сделал и добился только того, что русский инструктор (а я с ним проводил и индивидуальные занятия) престала со мной разговаривать. Обиделась. Только и всего.

    Во-вторых, в этом заведении был "шведский стол" и ты сам накладывал из металлических судков-подносов еду на тарелку. Судки-подносы эти (довольно глубокие) с едой стояли посередине комнаты на столах: шесть судков с рисом (один рис белый, другой коричневый - оба вкусные), рисовыми булочками и каким-то жидким супов (два вида), и шесть дымящихся судков-подносов с мясом, рыбой, капустой всех видов и чем-то непонятным. В-третьих, к этой еде нужно было, по возможности, привыкнуть: вернее сказать, к двум её особенностям - сладкому и "соево-морскому" привкусу всех блюд. К сладкому картофелю привыкнуть невозможно, поэтому его лучше не брать совсем. А к сладковатому мясу - можно, как к латиноамериканской кухне. Всевозможную капусту (включая и цветную), с её "водорослевым" привкусом, они готовить, по-нашему, не умеют, но есть можно. А вот многочисленные и совершенно непонятные блюда из соевого творога доуфу съедобны были условно, по крайней мере, именно к ним нужно привыкать в первую очередь. Соевый творог был изобретен китайцами. Более тысячи лет назад, в эпоху династии Сун доуфу уже появился и получил распространение. При династии Цин он пришел и в Европу. Ныне в Японии и США соевой творог доуфу рассматривается как оздоровительно-профилактический продукт диетического питания. Это, на мой взгляд, очередная диетическая туфта: во-первых, соя - это наиболее ген-модифицированное растение (все поля в США засеяны именно ей), а из чего готовят китайцы сказать точно не возможно. О пользе этого ГМО до сих пор идут нестихаемые споры. Так к какой стороне примкнём, дружище? Во-вторых, в чём эта "оздоровительность" выражается, никто толком не знает, но так считается и все едят этот творог. Смешно, да и только.

    Но самое интересное в этом китайском ресторане было в другом. Дело в том, что мне и другим VIP персонам, предоставлялись первые пол часа на трапезу из указанного времени начала завтрака, обеда и ужина. В эти часы открывалась дверь в холл и ты заходил в подготовленную поварами и разносчиками еды помещение с наполненными судками-ёмкостями... И здесь начиналось самое интересное. Для принятия пищи тебе отводилось только полчаса. Нет, ты мог, конечно, подходить с тарелкой неограниченное число раз и времени и накладывать в неё всё, что тебе вздумается. Но через полчаса открывалась противоположная дверь, ведущая в лифтовой коридор и оттуда, в прямом смысле слова, устремлялась с шумом и гамом буквально толпа, состоящая из студентов, курсантов и слушателей всевозможных курсов Цигун. Дело ведь не в том, что врывалась толпа из мужчин и женщин разного возраста, а в том, что они выстраивались в очередь из 5-6 человек перед этими судками с едой, накладывали полные тарелки, опустошали всё содержимое судков и с шумом рассаживались за столами. Если ты не успевал что-либо отведать в первые полчаса или посидеть в тишине, то после них о чём-то подобном не могло быть и речи ! Как к этому относится, дело индивидуальное, но приходить на трапезу вовремя (или не приходить) всё-таки стоит.

    Юрий Тихонов
    22/05/2010 16:41


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    18.10.17 На китайском острове Хайнань открылся отель Rosewood
    06.10.17 Лондонский бар назван лучшим в мире
    25.09.17 В Китае поезда стали ходить со скоростью 350 км/ч
    10.07.17 China Southern хочет летать из Шэньчжэня в Москву
    05.07.17 В Харбине открылся крытый горнолыжный комплекс
    29.05.17 В Пекине открылся новый отель
    19.05.17 В Китае открывается колесо обозрения без спиц
    12.05.17 Китайская бюджетная авиакомпания хочет продать билеты Москва - Куньмин по $1000
    27.04.17 В самом высоком здании Китая открылась смотровая площадка
    20.04.17 График работы консульств и визовых центров в майские праздники
    [an error occurred while processing this directive]