Доломитовые Альпы, Валь-Гардена



    Основываясь на прошлогоднем опыте поездок в приличные горы, я решил и в этом году не отступать от традиций и провести рождественскую неделю в итальянских Альпах. В прошлом году я обследовал окрестности Курмайора (долина Валле д'Аоста у подножия Монблана) и Сестриере (место проведения олимпийских игр). В прошлом году очень уж хотелось посмотреть хотя бы одним глазком на Монблан, ну и покататься по олимпийским трассам - это тоже весомый аргумент в пользу качества курорта. В этом году меня привлёк район Доломитовых Альп. Судя по описаниям в рекламных буклетах - это САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ В МИРЕ! 1200 км подготовленных трасс - это, согласитесь, впечатляет!

    В качестве надёжного туроператора было выбрано агентство "Натали-Турс". В прошлом году с ними откатался великолепно, поэтому и на этот год пошёл по той же дорожке. Как выяснилось позже, они не просто прекрасно организовывают отдых, но и не бросают туристов в непростых ситуациях. Но о грустном - чуть позже.

    Начиналось же всё отлично. Ранний вылет из Москвы до Мюнхена и далее трансфер по промёрзшей Европе до небольшого городишки Сельва в долине Вал Гардена. Вообще, в этот район можно добраться кучей разных способов. Помимо Мюнхена подойдёт и Милан, и Турин, и Венеция, и Инсбрук. В общем, ищите дешёвые билеты в центр Европы и будет вам счастье!

    А счастье в Доломитах действительно есть. Помимо огромного количества трасс различной степени сложности, там присутствуют сноупарки (мне как обычно не повезло - начало работы парков было запланировано на начало января), различные красоты в ассортименте (Доломитовые Альпы включены в список ЮНЕСКО, как прекраснейший земной ландшафт), ну и, разумеется, традиционное итальянское гостеприимство, помноженное на немецкую основательность.

    Район Доломитовых Альп находится в Южном Тироле. Или наоборот. Южний Тироль расположен на территории Доломитовых Альп. В конце концов, это не важно. Суть в том, что этим регионом попеременно владели то немцы, то итальянцы. Поэтому в этих краях всё смешалось - названия городов, кухня и язык. Обычно имеется 2 равноправных названия каждой деревни - немецкое и итальянское. Причем названия различаются кардинально. Например, что бы мог догадаться, что Ст. Ульрих это то же, что и Ортизей. В любом ресторанчике, даже в традиционной пиццерии, вам предложат огромный выбор колбасок и пива. А разговаривают местные на своём языке - ладен. Хотя, разумеется, они прекрасно общаются по-итальянски и по-немецки. С английским, правда, имеется определённый напряг. Не во всех заведениях имеются англоговорящие сотрудники. Да и этикетки на товарах зачастую не имеют надписей на этом языке. Это создаёт определённые трудности. Но, как известно, парней из Восточной Европы, такие нелепые трудности не останавливают.

    Первая остановка у нас была в одной из 12 зон катания - долине Вал Гардена, в городишке - Сельва. Заселились в отель Chalet Portillo****. Гостиничка расположена примерно в 15 минутах ходьбы от центра. К подъёмнику, разумеется, ходит специальный автобус. Помимо отельного шатла имеется специальный ски-бас, который курсирует между курортами. Его остановка очень удобно расположена напротив отеля. Также напротив имеется отличная пиццерия. Хотя в самом отеле кормят тоже весьма недурно.

    По опыту прошлых поездок, рекомендую брать в гостинице завтрак-ужин. Завтраки в Италии - очень сытные, не чета английским. Поэтому сил на катание до обеда у вас явно хватит. Потом немного перекусите на горке и вечером, без суеты, покушаете в своём же отеле. Можно, конечно, ужин и не брать в гостинице, но тогда каждый раз будет остро стоять выбор "где сегодня кушаем". И дело не в том, что покушать негде. Скорее наоборот. Выбор настолько огромен, что начинаешь теряться в возможных вариантах. А учитывая наше известное затупанство в принятии решений, оптимальным вариантом был признан ужин в отеле. Приятным дополнением к шикарным номерам, было наличие спа-центра с бассейном в отеле. Всяческие обёртывания и прочие массажи интересуют, в основном, девушек и Сергея Пенкина. Нормальные мужчины посещают сауну и турецкую парную. В сауне держат сухой воздух и всего 90 градусов. Маловато, конечно, но, в общем, можно посидеть и немного расслабиться после катания. Посещение спа-центра входит в стоимость проживания. Отдельно оплачиваются (по желанию) халаты. Что характерно, в этом отеле итальянцы почему-то предпочитали отдыхать голыми, а в другом отеле, куда мы позже переехали - одетыми. Вот уж загадочная итальянская душа!

    Но хватит лирики. Вернёмся к основному, собственно тому, ради чего всё это задумывалось - катанию. Первый день было очень ясно и холодно. В зоне катания термометр показывал -22. Пробирало до костей. Из города вверх ведёт основной подъёмник Campinoi. От него можно попасть во все зоны катания. Трассы там преимущественно красные. Довольно широкие и хорошо отратраченные. Есть несколько зон для начинающих с короткими бугельными подъёмниками. В местах, где трассы для продолжающих - подъёмники либо кресла, либо яйцо, либо вагончик. Очередей категорически замечено не было. Не смотря на католическое Рождество. Итальянцы гарантируют наличие снежного покрова к началу декабря и это не просто слова. По всем трассам расставлены сотни пушек. Искусственное заснежение идёт практически постоянно. Более 300 ратраков постоянно утюжат склоны, избавляя трассы от последствий катания лыжников - бугров. А поскольку температуры в этот раз были экстремально низкие, то снег был явно переморожен и жёсток. Если бы температура был более традиционная для этих мест (в районе -5), то катание было бы более приятным. Но по большому счёту это всё придирки. В горах грех жаловаться на погоду. Кататься можно - и отлично. А уж кататься тут можно по полной. Как я уже сказал, Доломиты - это 1200 км трасс. Весь комплекс Доломит разделён на 12 зон катания, которые соединяются между собой. Такое разнообразие - это и плюс и минус. Плюс, разумеется, в самом наличии возможности кататься по разным трассам, разным долинам, разным местам. Горы - это всё-таки невероятно красиво. Поэтому хочется посмотреть как можно больше. Но этот плюс оборачивается минусом, когда вы уезжаете настолько далеко от своего базового лагеря, что не успеваете вернуться назад до закрытия подъёмников. В какой-то мере вас может спасти ски-бас или такси, но лучше всё-таки контролировать ситуацию и закладывать на обратную дорогу раза в 1.5 больше, чем на дорогу туда - подъёмники могут быть не так удачно расположены, да и устанете по-любому. В общем, не рекомендую уезжать дальше соседней зоны катания. Тем более, и в своей долине можно найти множество приятных трасс.

    Пейзаж / Италия
    Пейзаж
    На трассе / Италия
    На трассе
    Подъемник / Италия
    Подъемник
    Ограждение / Италия
    Ограждение

    Сначала нас пугали снежной полицией. Действительно, почти у каждого подъёмника стоит снегоход с мигалкой и надписью "карабинеры". Однако всё оказалось не так страшно. Наличие множества следов по пухлячкам вне трасс придали нам уверенности в своих силах. Были раскатаны несколько реденьких лесков и одна тропа под подъёмниками. Хотя, по правде сказать, под подъёмниками всё-таки не следовало ехать. В какой-то момент напоролись на густой лес и обрывистые скалы. Даже появилось желание вызывать спасов, чтобы выбираться из этой задницы. Но как-то всё-таки удалось просочиться.

    Также удалось метнуться в район Санта-Кристины. Захотелось посмотреть на подъёмник в виде поезда в скале. Чтобы туда добраться пришлось ехать через чёрную трассу, которую к этому времени уже раскатали в лёд. Но, думаю, спуск на заднице по льду - это тоже не позор, а часть аттракциона! Кстати, по соседней чёрной трассе за пару недель до нас проходил этап чемпионата мира по скоростному спуску. В общем, могу сказать, что поезд в горе - это обычный поезд в горе. Только идёт под наклоном! Трассы же в Санта Криститне красные и синие. Поскольку к вечеру коленки с непривычки начали уже дрожать, то было решено ехать по синим трассам. И правильно сделали. Отличные широченные спуски с комфортным уклоном. Максимальный спуск - 11 км. Достойное завершение первого дня. Еле успели вернуться до закрытия по снегу до Сельвы!

    На второй день потеплело до разумных -5 и мы поехали кататься в соседнюю долину Alpe Di Siusi. Доехали на автобусе до Ортизея (Ст. Ульрих) и дальше двинули вверх. На этот раз мы взяли гида, чтобы он немножко повозил нас по пухлячкам. Забегая вперёд скажу, что наш гид Алекс оказался отличным парнем. Прекрасно с ним закатились и поболтали на всякие интересные темы.

    Сама же долина показалась несколько плосковата. Хорошо хоть Алекс предупреждал, что будут участки с контр-уклонами и перед ними надо набирать скорость. Кто этого не делал - постоянно отстёгивал одну или обе ноги и толкался. Лыжникам, разумеется, там проще. Но в целом, по заявлениям некоторых участников заезда, давно такой физподготовки не было! Несмотря на относительную плоскость рельефа в долине имеется пара небольших трасс, на которых можно проехать на скорость - там стоит профессиональная измерительная техника, поэтому доехав до низа вы увидите своё время спуска и скорость. Искомые пухлячки оказались довольно далеко от исходного подъёмника. Но оно того стоило. Не везде, конечно, снег успело отпустить после холода и тогда ты оказываешься на очень жёстком и неприятном насте. Но кое-где снег был очень мягкий и глубокий. В общем, без гида в такой ситуации - пропали бы. Ну и в завершении Алекс провёл нас по лесу. Обещал показать оленей, но увидели только ночную лёжку. В общем, прикольно. Если бы еще не разболевшаяся выше всяких сил моя нога - счастье было бы полным и всеобъемлющим.

    Кстати, где-то во время очередного спуска Алекс показал небольшую хижину-ресторанчик, которая имеет звезду Мишлена за прекрасную кухню. Я, разумеется, на ходу ничего не запомнил, но если вы туда попадёте - поищите. Всё-таки дядюшка Мишлен свои звёзды просто так не раздаёт!

    На третий день все решили закрепить приятные моменты от катания в известных зонах. Поэтому каждый поехал туда, где ему больше всего понравилось. Я откатал весь день в Сельве. Нашёл несколько приятных пухлячков недалеко от трасс и успешно рвал их до обеда, когда мы перебрались в другую долину - Валь Ди Фасса.

    Пару слов о Сельве. Внешне - очень приятный альпийский городок. Даже скорее деревня. Есть недорогой супермаркет, где можно приобрести местные вина (рекомендую Ламбруску) и закуски к ним - ветчинку, сырок и другие гастрономические прелести. Есть скалодром, разнообразные лавки и прочее. Ночных развлечений особо замечено не было в виду того, что не особо и искали оные после каталки.

    В Валь Ди Фассе остановились в городке Канацей. Вполне себе такой же приятный альпийский городок. Я думаю, если меня завезти с закрытыми глазами в несколько таких мест, то я вряд ли отличу один от другого. Всё очень мило, душевно. Особенно в канун Рождества. Милые, улыбчивые люди и продуманная инфраструктура. Но вот что-то особенное выделить - трудно. В этом плане выделялся только Сестриер, где я был в прошлый раз. Там как раз всё было в жутко-современном урбанистическом стиле. Но вернёмся к катанию. На самом деле мне сложно оценить в полной мере катание в Валь Ди Фассе, поскольку погода радикально испортилась. Пошёл снег, на горы опустились низкие облака и видимость сократилась катастрофически.

    В первый день мы пытались выхватить промежутки между облаками ближе к вершине Бельведер (порядка 2 500 метров). Иногда это удавалось и получались отличные спуски по широченным склонам со свежим рыхлым снегом. Но иногда облако садилось на склон и тогда спуск превращался в купание в молоке. Вообще же плохая погода в этом районе Альп довольно редка. Местные утверждают, что из 10 дней 9 - солнечные. Бывают 20 и 25 дней без единого облачка. Но нам видимо не удалось испытать такую удачу. Все 3 оставшихся дня погода была отвратительная в плане катания.

    На второй день мы пытались покататься с местным мафиозо Доном Ливио по трассам, находящимся в стороне от СеллаРонды (основного каскада трасс) - Ciampac. Стартовать на эту зону катания надо из города Альба. Но с такой погодой катание сводилось к переездам от одного кабачка к другому, которое перемежалось длинными байками про итальянскую мафию, спиртные напитки и прочие прелести альпийской жизни. Но могу ответственно заявить, что в те короткие промежутки времени, когда облака немного рассеивались, я видел прекрасные поля для внетрассового катания. А учитывая, что данный участок курорта находится несколько в стороне от основных трасс, то можно вполне предположить, что народу там в разы меньше. Хотя не могу сказать, что на основных курортах народу прямо валом. Просто раздражают лыжники, которые разрывают прекрасный пухляк на непонятные бугры.

    Благодаря стараниям Дона Ливио мы прекрасно провели время и вернулись в наш любимый отель - Астория****, в котором также расположен спа-комплекс. Приятной особенностью является то, что в этом отеле в сауне стоит настоящая каменка, в которую можно поддавать (берите с собой веники), а также есть ледяной отсек, где тебя поливают ледяной водой, смешанной с воздухом. Очень бодрит, после баньки. Кстати, в бане распивать напитки (даже пиво) - запрещено. Там есть только чай из непонятно-вонючих трав, который можно употреблять в неограниченных количествах.

    Также приятным дополнением к прекрасным завтракам и ужинам в отеле являлся полдник. Состоял он в горячем чае-кофе и плюшках в ассортименте. Сервируется это роскошество обычно после 15-00, когда все возвращаются с каталки. Очень приятно, знаете ли, посидеть и отдохнуть после катания с горячим чайком.

    Еще на горе выяснилось, что после катания в молоке у одного члена нашей банды подозрительно заболела грудина. Поскольку страховка у нас была в порядке, то мы особо не волновались. Но решили сначала позвонить Ирене - представителю "Натали-Турс" в Италии. Эта девушка помогала решать нам все вопросы с проживанием, катанием, гидами и прочим. И на это раз она не подвела, хотя был канун Рождества. Она очень ответственно решила все вопросы по обследованию больного, избавив нас от длительных разговоров со страховой компанией. В общем, оказалось, что товарищ сломал ребро. Был сделан рентген и выписаны обезболивающие. Но как известно, не что так хорошо не снимает боль, как стаканчик старого доброго кьянти, в компании хороших друзей. В общем, можно сказать - легко отделались. И спасибо принимающей стороне за доброту и заботу.

    На третий день мрачной погоды мы хотели поехать на местную высочайшую точку - г. Мармолада, в надежде, что облака сидят только внизу. Да и само название, сами понимаете, прям как мёдом намазано. Увы. Облака были везде. Шёл жуткий снег, переходящий внизу в дождь. Хотя лавинная опасность была всего на троечку, но половина трасс была закрыта из-за повышенной опасности. В общем, последний день прошёл смазано. Вечером погрузились в автобус и рано утром улетели в Москву и дальше в Питер, где не могли из-за снега 2 часа подать трап к самолёту. Но это уже другая история!

    Что касается этой истории то могу сказать, что несмотря на все невзгоды, Италия в очередной раз порадовала. Отличное великолепие разнообразных трасс и прекрасные условия для проживания. Доломиты ждут новых героев!

    Небольшое финансовое отступление:
    1. Перелёт - зависит от а/к и маршрута, но в целом порядка 200-300€
    2. Гостиница - зависит от звёздности, 2* - 30-50€ за номер, 3* - 50-90€, 4* - 90-200€
    3. Ски-пасс - на 1 зону катания на 5 дней - 147€, на все доломиты - 173€, 7 дней по цене 6, если катаетесь больше 8 дней, то для детей до 12 лет ски-пасс бесплатный.
    4. Аренда снаряги - зависит от уровня оборудования - 33-46€ в день за комплект
    5. Плотно покушать с пивом (вином) - 15-20€ на человека. Пицца - 7-9е, глинтвейн на горе 2-2.5€
    6. Вино в магазине - от 1.5€ за бутылку спуманте, от 2€ за бутылку обычного вина; сыр - примерно от 10€ за 1 кг, ветчина от 15€ за кг

    Сергей Жуков
    24/01/2010 20:18


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    19.09.17 Итальянский городок приглашает туристов для объяснения в любви
    18.09.17 В Риме откроется "музейная" станция метро
    15.09.17 Власти Флоренции объявили войну проституткам и их клиентам
    11.09.17 "Уральские авиалинии" открыли рейсы из Москвы в Рим
    06.09.17 UTair будет летать из Москвы в Милан
    31.08.17 Alitalia продлила скидки на полеты в Италию
    22.08.17 Римские Термы Каракаллы открыты для туристов по ночам
    21.08.17 "Сибирь" начнет зимой полеты из Москвы в Рим
    17.08.17 Alitalia сделала скидку на полеты в Италию осенью
    У Alitalia появилась почти бесполезная онлайн-регистрация из Петербурга
    [an error occurred while processing this directive]