Алтай в 2008 году



    Период: 26.07.2008 – 03.08.2008
    Автомобили: Toyota LC120 (2007 г.в.)
    Участники: семья (я + жена + дети 4 года и 11 лет)

    План поездки

    Проехаться и показать семье достопримечательности Алтай за Семинским перевалом, где, в какой-то мере, заканчивается цивилизация, давно планировалось. В этом году приурочил поездку к солнечному затмению (01.08.2008) и, соответственно, маршрут был составлен таким образом, чтобы увидеть это самое затмение. Никаких суперцелей не ставилось, обычная поездка по достаточно известным местам.

    1-й день (26.07.2008) - переезд Омск-Алтай

    Выезд от дома в 04:45. Без проблем по знакомым дорогам добрались до намеченного пункта к 18:40. Ночевали на речке Ануй в месте, отмеченном мной в прошлом году на рыбалке (см. Алтай-2007). Пробег за день 1136 км.

    2-й день (27.07.2008) - водопады на реке Шинок, фитобаня

    Выезд в 10:15. По знакомой дороге поднялись на автомобиле в горы по реке Шинок. На территории заброшенной турбазы оставили машину и пешком к водопадам. Причиной моего повторного приезда на водопады является то, что в прошлом году осенью по незнанию дошли только до второго водопада, а, как оказывается, есть ещё один более высокий водопад. В этот раз целеноправлено добралисть до верхнего водопада. Для меня это пока самый впечатляющий водопад, само ущелье очень интересное, отвесные скалы полукругом нависают и создают ощущение чего-то величественного. Пешеходный путь к водопадам и обратно занял время с 11:30 до 17:00. Поужинав выдвинулись на дорогу. Спустились с гор и увидели объявление - "фитобочка", "база отдыха Поле чудес", очень уж моя супруга заитересовалась фитобочкой. Пока запаривалась бочка сгоняли до близлежащих Денисовых пещер. Но обычному обывателю там делать нечего, они интересны только археологам. Вечером приняв водные процедуры остались ночевать возле территори базы отдыха. Пробег за день был минимальным - 39 км.

    3-й день (28.07.2008) - каменные стелы, древние петроглифы, перевал Чике-Таман, Белый Бом, водопад Девичьи слёзы

    В 10:00 выдвинулись дальше по плановому маршруту. Дорога до Чуйского тракта в основном отсыпанная щебнем нормального качества и оптимальная скорость около 90 км/ч. Никаких препятствий и засад ДПС. Заправка в п. Онгудай и на реке Урсул останавливаемся на обед. В плановых путевых точках рядом стоянка была отмечена, но на развилке свернули левее и выехали на хорошую безлюдную полянку. Далее выскочили на р. Катунь. Возле п. Иня посмотрели на новый и старый мосты через реку. Чуть дальше в поле одинокие каменные стеллы, которые видны с дороги. Разочарован, представлял себе более интересное сооружение. На выезде из посёлка опять достопримечательность - слияние рек Чуя и Катунь. Потом между п. Иня и п. Иодоро пытались найти древние наскальные рисунки, которых вроде бы должно быть много в этих местах. Но увидели петроглифы только при помощи местного гида, которая за 100 рублей с человека показывает всё и достаточно интересно комментирует увиденное. Младшего сына рисунки заинтересовали и он с удовольствием отыскивал новые персонажи. Чуть далее через 5 км остановились у каменного воина - такого же камня, как на каменных стеллах. По пути тормознули на небольшом водопаде "Девичьи слёзы", но он интересен издалека, вблизи скучен и невзрачен. Около 19:00 семья забастовала, устав от поездки, и приняли решение не искать экзотических мест, а остановились на берегу реки Чуя. Хорошая поляна, недалеко от нас ночевали еще две машины. Пробег за день составил 296 км.

    4-й день (29.07.2008) - перезд Акташ-долина реки Чулышман, Красные ворота, Мёртвое озеро, курганы, перевал Кату-Ярык

    Утром семья отсыпалась и выехали только в 12:00. В п. Акташ заправили полный бак, выдвинулись по маршруту Акташ-Улаган-Балыткуюль-р. Чулышман. Естественно отметили известные достопримечательности: Красные ворота - интересное место, Мёртвое озеро - ничем непримечательное место. Первая достойная высота 2040 метров - Улаганский перевал. С перевала видны белые вершины Северо-Чуйского хребта. За п. Балыткуюль глянули на знаменитые Позарыкские куганы, которые давно разграблены и ничего интересного в них нет. Обедали на берегу р. Большой Улаган, отличное место для стоянки. Далее дорога заметно ухудшается, скорость движения 30-50 км/ч. Хотя можно и побыстрее если не жалко подвеску, но на крутых и узких поворатах большая вероятность столкнуться со встречной машиной. Людей нет, места дикие. Перед перевалом Кату-Ярык грозная табличка об опасности, но я побыстрее проехал предупреждения и выскочил на склон, чтобы семья не успела заранее испугаться. Перевал с крутым уклоном и узкая проезжая часть, тормоза перегрелись и появился специфический запах. Спустившись вниз сделал вывод, что для полноприводного автомобиля не так уж и страшен этот перевал, как о нём пишут в Интернете. А вот на одном приводе тяжеловато будет взбираться вверх, хотя в долине полно легковых автомобилей отечественных и импортных. Сразу возле перевала и чуть далее полно отдызающих, многие с удочками в попытках поймать хариуса, но при мне никто ничего не вынул из воды. Немного побыв у реки двинулись дальше. Дорога стала ещё хуже - камни и выбоины, скорость 20-40 км/ч. В планах было доехать до побережья Телецкого озера, но ошибся я с состоянием дороги и уставшие от тряски в 19:10 остановились на ночевку на реке Чулышман где-то за посёлком Ко. Пробег за день составил 244 км. Рядом никого, только лесные животные. Пробовал порыбачить удочкой на мушку и спинингом на блесну - безрезультатно (рыбак-то с меня не очень). Ночью был инценент от которого немного все напряглись - легли спать и вдруг как кто-то хлопнет по палатке. Ну, думаю, дети мои балаются, а они оказываются ничего не делали, сами испугались. Всёравно не придал значения этому шуму, но через минут хлопок по палатке повторился. Вышел с ружьём и фонариком, форнарик включил только когда зашёл за палатку и там застал врасплок летающую белку (это с перепонками под мышками). Что уж её нужно было от нашей полатки!? Но больше она не появлялась.

    5-й день (30.07.2008) - переезд до озера Телецкое и затем обратно, горное озеро Учкёль

    В 10:00 выдвинулись в сторону Телецкого озера. Дорога такая же плохая. Места кругом очень красивые, глаза устали любоваться. Проехали п. Балыкча, дети помладше с интересом рассматривали нас и машину, а пацаны постарше что-то угрожающе кричали нам вслед (видимо, воплощая вслух разговоры родителей о нас "богатых туристах"). Вообще, не одного дружелюбного взгляда не встретил среди местного населения. К озеру Телецкое подъехали в 11:00. Сразу очень разочаровались - грязно там. Вроде и база отдыха модная стоит, но беспорядок везде на берегу - мусор естественный и искусственный. Искупались, погрелись на солнышке, пообедали в столовой на турбазе. На автомобиле проехались по песчаной косе мыса Кырсай и в 14:00 двинулись в обратный путь. В моих планах было посетить Каменные Грибы и Чульчинские водопады, но так как ошибся с состоянием дороги и время переезда затянулось, то отложили это на следующее путешествие. Ещё по пути в сторону Телецкого озера с одного из перевалов в долине увидели замечательное озеро. По навигатору нашёл название - Учкёль, и слабый пунктир по долине к берегу озера. Решено было добраться до этого озера и там заночевать. Пробрались без проблем, но на берегу втретили местных лесников-алтайцев. Она нас зазвали за свой стол и угостили нас шашлыком из марала. Мы в свою очередь угостили их консервированной ветчиной и прочей ерундой, привезенной из цивилизации. Пообщавшись немного, сделав коллективное фото, расстались близкими друзьями. Нам было подарено около трёх килограмм свежего мяса марала, которое мы с удовольствием (после надоевшей тушёнки) в последующие два дня ели. Дневной пробег составил 132 км.

    6-й день (31.07.2008) - переезд в Курай, альплагерь Актру

    Озеро, до которого мы добрались, отличное место для отдыха. Солнце целый день, чистейшая вода и никаких признаков туристов. С удовольствием провели там полдня и в 12:15 выехали для продолжения планового маршрута. В Акташе заправились топливом и кое-какими продуктами, выехали в Курайскую степь. Дорогу к нижнему альплагерю нашли просто. В планах было пробраться на машине к верхнему лагерю, ведь по имеющейся информации местные УАЗы проходят наверх. Но из-за продолжительной жары очень обильно начали таять ледники и река вышла из берегов, мост в начале пути почти смыло. Пообщался с местными водителями, они запугали, что вода поднялась очень сильно и вброд даже ГАЗ-66 не проезжает. Местный водитель УАЗ наотрез отказался нас вести на верхний лагерь. Азарт был попробовать всё-таки проехать, но жаль дорогую машину стало по неизвестной дороге убивать. Был бы на моем боевом агрегате (см. УАЗ-Ласточка), естественно, и задумываться не стал бы о сложностях подъема. Решено идти пешком, загрузили всё минимально необходимое в рюкзаки (80 литров + 45 литров) и вышли в альплагерь в 17:30. Пришли в 21:00, пройдя 9,5 км. Пешком прошагав весь путь стало видно, что проехать можно. Есть несколько мест с большими камнями на дороге, но потихоньку проехать получится. Водные преграды преодолеть реально вечером и утром, когда солнце уходит и снижается интенсивность таяния ледников. Как такового альплагеря нет, в лесу разбросаны группы палаток и есть небольшая турбаза на территории которой стоят несколько домиков и баня, и можно установить палатки (по 30 рулей с палатки и с каждого человека в сутки). Вода в небольшом озерце рядом или ручье. Дров полноценных нет, надо идти подальше в лес. Из продуктов питания кое-что можно купить у администратора.

    7-й день (01.08.2008) - ледник Большой Актру, Голубое озеро, солнечное затмение

    С вечера окружающие люди запугивали нас сложностями для детей маршрута на Голубое озеро. Но решили никого не слушать. Вышли на Голубое озеро в 09:30. Самое сложное место - Бараньи лбы, где очень крутой подъем с осыпающейся под ногами щебёнкой. В остальном равномерный подъем в гору. Добрались в 13:15, пройдя от альплагеря 4,5 км. Дети молодцы, молча пыхтя прошли весть маршрут самостоятельно. Младшего сына на обратном пути только немного пронёс на плечах. Восхождение по леднику Большой Актру очень впечатлило мою семью. Голубое озеро само по себе ничем не примечательно, но вкупе с окружающей обстановкой - интересное место. Приготовили полноценный обед и обратно двинулись в 14:15. На склоне за Бараньими лбами в 16:40 остановились для наблюдения за солнечным затмением. До 18:00 смотрели процесс солнечного затмения - очень впечатляющее явление, в момент полного затмения было темно и очень неуютно. В лагерь спистились в 18:45.

    8-й день (02.08.2008) - спуск из ущелья Акрру, переезд Алтай-Омск

    Всю ночь лил дождь и был сильный ветер. Палатка выдержала и проснулись сухими. В 07:30 дождь ещё продолжал идти, но небо было затянуто тучами и мы не надеялись дождаться прояснения погоды, решили собираться и спускаться с гор под дождём. В 09:20 выдвинулись вниз, дождь кончился, но вымокли всёравно. На нижнем лагере были в 11:45. Очень были рады усесться в родной автомобиль с элементами цивилизации. Пообедав выдвинулись в путь домой. Вроде бы были планы ещё где-то после Семинского перевала переночевать, но решили не портить впечатления встречей с множеством народа, высыпавшего на природу в выходные попить пива. Проехали сразу до Омска и в 05:45 (03.08.2008) были дома. Пробег от Актру до дома составил 1584 км.

    Резюме

    Общий пробег путешествия составил 3351 км. Затраты получились минимальные - продукты питания, взятые из Омска, и бензин. Кроме альплагеря Актру все ночи ночевали в разных и диких местах без людей и признаков цивилизации. Особенно приятные впечатления от долины реки Чулышман. Неординарные ощущения на леднике Большой Актру. В результате поездки ознакомились с основными достопримечательностями и определили направления дальнейших путешествий.

    Как обычно, земляков из Омска очень мало путешествует. Попадалось много машин из Новосибирска, Томска, Кемерово, Красноярска, Екатеринбурга, Москвы, Уфы, но с омскими номерами мне попалось за Семинским перевалом только четыре автомобиля - Pajero IV в долине Чулышмана, Volvo, Suzuki и ВАЗ-09 на Чуйском тракте.

    ashpuk
    07/08/2008 07:51


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны