Бали и Куала-Лумпур: советы полезные и не очень



    Сей "мегатруд" адресован тем, кто хочет сэкономить несколько сотен (или, даже, тысяч), кровных "гринов", добираясь "от русских березок" до "острова богов и демонов" - Бали, и решивших, "до кучи", посетить славный город с загадочным названием Куала-Лумпур.

    Всем читателям выражаю свой "респект" (не каждый способен выдержать такое "испытание словом" :) ) и прошу прощения за, м.б., излишне подробное описание поездки, но те, кто отважатся дочитать до конца, надеюсь, облегчат себе задачу подготовки к задуманному путешествию, ибо я постарался описать некоторые нюансы жизни на "чужих берегах", а также, подмеченные лично, способы "развода" туристов.

    Также, турист, рассчитывающий на "полусамостоятельную" поездку, должен владеть хорошим "школьным" английским (а этого вполне достаточно, чтобы объясняться в КЛ или на Бали) и иметь навыки покупки товаров (в данном случае, авиабилетов) через интернет - ибо пошагово рассказывать, что и как делается, не хватит терпения ни моего, ни читателей, ни ресурсов сервера.

    В бОльшей части, отзыв рассчитан на таких же, как и мы, "ленивых полуматрасников", сочетающим сонное времяпрепровождение "в теньку" на пляже с периодическими "мужественными" вылазками в "дикий заотельный мир" и решившими, наконец-то, отказаться от услуг отельных гидов, продающих информацию о стране по ценам, в 2-3 раза превышающим ее реальную стоимость.

    Все цены и курсы валют даны на время поездки - середину сентября 2008 года.

    Небольшой "финансовый отчет" и мои координаты – в конце отзыва.
    Сокращения:
    Куала-Лумпур – КЛ
    Малазийский ринггит – RM
    Индонезийская рупия - RP

    Очень полезный калькулятор мировых валют находится тут:www.svali.ru/currency/index.htm

    Итак. Начитавшись множества "восторженных сюсей" о том, какое райское место есть на Земле под названием Бали, я толкнул краткую речь: "Хватит плескаться в средиземноморской "луже", пора выходить на просторы океана !".

    Этот лозунг и определил место последующей поездки. Проанализировав различные маршруты и цены, был определен маршрут "Новосибирск-Ташкент-Куала-Лумпур" а/к "Узбекские авиалинии", как оптимальный по соотношению "цена/время". Скажу сразу, выбором а/к остались довольны, сидящее в генах еще с советских времен недоверие к работе "южных братьев" было быстро развеяно грамотным сервисом на борту (особенно при ночных перелетах в КЛ и обратно). Если кого интересуют особенности транзита "узбеками", пишите на "мыло" - отвечу, здесь же опущу некоторые тонкости. Из Куала-Лумпура до Денпасара (Бали) и обратно добирались на AirAsia, о чем расскажу подробнее.

    Через турфирму были приобретены билеты на "узбеков" (цена та же, что и в их кассе), забронированы отели на Бали и КЛ (ну, и страховка, разумеется, "до кучи") – на этом работа с турагентами завершилась, никаких трансферов, экскурсий и пр. - все остальное сами. Предложение турфирмы САМОСТОЯТЕЛЬНО приобрести билеты на перелет КЛ-Денпасар сначала вызвало ужас - ну как же, "в чужой стране, под чужим солнцем" искать какого-то перевозчика, согласного доставить тебя на Бали… жесть :) . Но все оказалось проще (далее могут не читать те, кто сбегАл курить за угол вместо посещения уроков английского в школе).

    Оказывается, есть такая расчудесная а/к AirAsia, готовая 3-4 раза в день доставлять страждущих "малобюджетных" пассажиров всех наций и народностей по маршруту КЛ-Денпасар и обратно – достаточно зайти на их сайт www.airasia.com и купить билеты на нужную вам дату и время по карте Visa или MasterCard (разумеется, по-русски там ни слова, из "родных" языков – английский, так что, те, кто не хотел потратить ВРЕМЯ на изучение английского, будут тратить уже ДЕНЬГИ на другие а/к, более дорогие, либо на переводчика – вот к чему приводит курение в школе :). Кстати, держатели карт "Банка Москвы" тоже будут тратить деньги В ДРУГИХ а/к, поскольку им на данном сайте покупки "запрещены по соображениям безопасности" (посмешили, однако). На вопрос в call-центр банка, как мне приобрести билет на указанную а/к, мне было предложено сменить сайт. Будучи человеком вменяемым, я сменил БАНК, чего и желаю всем "счастливым" обладателям карт "Банка Москвы".

    Теперь несколько слов о самой покупке. Выбор даты, рейса, страховку, багаж и т.п. описывать не буду, там все понятно, а вот опцию Xpress Board опишу – это доплата за право выбрать конкретное место в самолете уже при покупке билета на него. Опция полезная и вот почему: ИХ самолеты рассчитаны на "азиатские" габариты пассажиров, и нам, "арийцам", при росте выше 180, свободно вытянуть ноги можно лишь в первом ряду (6 мест) и ряду возле аварийных выходов в центре салона (еще столько же), остальные местА несколько стесняют в сидении. Учитывая же то, что регистрация для не купивших конкретное место происходит БЕЗ указания оного, а посадка напоминает соревнования по спортивной ходьбе (при наличии на рейсе китайцев – по забегу на короткие дистанции) и пассажиры не отличаются особой учтивостью (в т.ч. и "культурные" европейцы), то данная опция приходится весьма кстати. Впрочем, лететь всего 2,5 часа, так что, кому жалко 25 RM или кому "размерчик", либо "спортивное прошлое" позволяют, можете не заморачиваться.

    Поездка.

    Перелет Новосибирск - Андижан (была там посадка и был туалет без щеколды – это для тех, кому "ужасным" кажется транзитный зал Ташкентского аэропорта) – Ташкент запомнился… салатом :). Попробуйте положить в чашку "с горкой" салат из капусты, залить это все майонезом и перемешать, не просыпав. Добавьте к этому сидение "плечом к плечу" и "лбом в затылок" впереди сидящему (условия полета на "бессменном" Ту-154) – и впечатления будут полными :). Правда, это единственный мелкий негатив (даже, я бы назвал, комичность) от полета на "узбеках" - все остальное было "на уровне", обратно из Ташкента летели уже на Боинге (757 или 767, точно не помню, помню лишь, что сделан он "для людей", а не для быстрого переоборудования для выброса десанта в военное время). На подобном же Боинге были и перелеты Ташкент-КЛ и обратно.

    Транзитный зал Ташкента – весь "колорит" отражен в курсе валют (напоминаю – сентябрь 2008-го) 1 EUR = 45 р. в дьютике, больше похожим на коммерческую палатку на рынке, и 1 $ = 30 р. в ресторане (по словам сотрудников (!), произнесенных загадочным шепотом, питаться в ресторане опасно, но нам повезло, супчик был достойный и вреда не принес :) и оформлении из смеси пожелтевшей от потеков лепнины из 60-70-х и подвесных "европотолков" из 90-х. Еще присутствует "парадная" ковровая дорожка - Азия, таки :). Прибавьте к этому громкоговорители из той же эпохи (таких я не видел лет 20) – и полУчите полное представление (когда же технологии 60-х дают сбой, в дело вступают "громкоговорящие тетки", объявляя посадку на рейс). В общем, "гламурненько" :). Не ковровая бы дорожка – так типичный аэропорт "из СССР"… ностальгия. Описываемые многими "спящие индусы на полах" встречаются только при ожидании рейсов в Индию, такой рейс нам попался на обратном пути – жесть, даже сесть было некуда, "туда" же - все больше "спящие на коврах" европейцы были, а индусы - сидели с ноутбуками… Кондиционеры-"сплиты" служат исключительно "щитами" для листочков с надписью "No Smoking", стоЯщие рядом сотрудники с сигаретами в зубах дополняют картину.

    Но, прощай Ташкент, и (через 7,5-часовой ночной полет) здравствуй, Куала-Лумпур !

    Международный аэропорт Куала-Лумпура KLIA (он же Sepang, хотя некоторые ошибочно считают, что это два разных аэропорта) состоит из собственно международного терминала – KLIA и т.н. "бюджетного" - LCCT, откуда и идут рейсы а/к AirAsia. Подробно про KLIA рекомендую прочитать на сайте посольства РФ в Малайзии malaysia.mid.ru/malaysia_ru.html. От себя добавлю:
    – упаковка багажа на 5-м уровне (куда привозят при вылете), стоимость 9 RM;
    - если улетаете днем, есть хорошая смотровая площадка "на самолеты" - после прохождения погранконтроля поднимитесь наверх и прямо до конца.

    В KLIA все без суеты и толчеи, кажется, что аэропорт пуст, но это только кажется – все организовано очень грамотно и четко. Сразу после прилета меняем $/EUR на ринггиты (обменка находится в зале прилета по пути вашего следования, курс очень хороший, могу смело об этом заявить, поскольку в один и тот же день видел курсы в разных точках обмена в КЛ), садимся в автоматический поезд и через 2 минуты мы в центральном здании аэропорта, получаем багаж, заполняем "аусвайс" и выходим к стоянкам такси, предварительно купив КУПОН НА ПОЕЗДКУ в LCCT на стойке такси в здании (с таксистом там не рассчитываются – он просто не возьмет у вас деньги, имейте ввиду !).

    НЮАНС – слово LCCT могут не понять, произнесите Domestic или AirAsia, и девушка все оформит. Такси туда стоит 38 RM, но я видел надпись FreeBus (не стал искать, чемоданчик тяжеловат), также есть автобус за символическую плату. Вся поездка занимает минут 15, хотя, по прямой (через летное поле) эти терминалы находятся метрах в 500-х друг от друга и, пока не построен такой же "автопоезд" (он в планах), таксисты и автобусники зарабатывают на транзитниках.

    Сам терминал LCCT – образец минимализма: залы отлета/прилета, 2 кафе (Макдональдс не в счет, там есть не рекомендую), неплохой (по спиртному и ценам) дьютик - в общем, все для "потокового" обслуживания пассажиров. Рейсы – каждые 10-15 минут, к вечеру частота сходит на "нет". "Накопитель" большой, народу много, однако, из-за частой отправки рейсов, постоянное движение и свободные места есть всегда. Упаковки багажа НЕТ, за время ожидания (8 часов) видел лишь одного такого же, как и я, "упакованного" транзитника - видимо, совсем невыгодный это бизнес в "бюджетном" терминале. Строй бородатых индусов в белых тюрбанах, штанах и рубашках напомнил известного Ильфовского персонажа с мечтой о Рио с тысячами "белоштанных" мулатов…

    Предъявляем распечатку из интернета (ни одного билета я, кстати, не видел – только распечатки, в принципе, даже паспорт достаточно предъявить), получаем посадочный талон (на небольшой перевес не обратили внимания), заветный красный талончик на Xpress Board и первыми заходим в самолет. Тут еще раз обращу внимание тех, кто хочет подразмяться в неравной борьбе с китайцами за места в салоне – нет, я не агитирую тратить деньги, но, увидев, как, при объявлении посадки на рейс перед нами, всего за 10 (десять !) СЕКУНД образовалась очередь из ВСЕХ пассажиров этого рейса – поверьте, я впечатлился… Кто хочет поучаствовать - можете тренироваться уже сейчас - будет, что вспомнить :).

    Самолет А-319 (обратно с Бали летели на "рабочей лошадке" такого же класса - Боинг-737), чистенький, сиденья средней комфортности, в общем, все хорошо, хотя понятие "бюджетной авиакомпании" и настораживало. В полете кормят за деньги (если ничего не заказали на сайте при покупке билета), также выдают бланки таможенной декларации на въезд в Индонезию – их необходимо заполнить.

    Конечно, кто боится интернета или понты не позволяют – плиз, доставят из KLIA (не из LCCT) и обратно тысяч за 30 на человека (как предложили билеты на "солидную" авиакомпанию в одной из турфирм), но мне пара штук баксов не лишняя. Хотя, что такое "солидная" а/к… ? AirAsia – экипажи состоят из молодежи, пилоты больше напоминают мальчиков, решивших поиграть на тренажерах, но самолет вели уверенно, молодцы. Интересная фишка – самолет готовится к полету 25 минут (!), т.е., когда вы прилетаете, вы сразу выходите из салона (а не ждете, как у нас, черт-те сколько, окончания некоего таинственного ритуала при поданном трапе и открытых дверях), в это время ваш багаж УЖЕ разгружают, а навстречу уже идут пассажиры на обратный рейс - видел я это сам. Кто видел в России что-то подобное в "штатном режиме" – поделитесь… :).

    Аэропорт им.Ngurah Rai (местный народный герой) славного города Денпасар. Первыми выходим из самолета, быстро, не задерживаясь у стоек с рекламными буклетами (такие стойки будут еще в зале получения багажа – там спокойно все наберете), достигаем погранконтроля и быстро получаем визу (25$/чел.) – вот вам еще один "побочный" плюс Xpress Board, т.к. за нами быстро выстраивается большая очередь. Рекомендую иметь эти 25$ без сдачи - читал, что даже там могут подсунуть на сдачу поддельные баксы. Получение багажа и прохождение таможни не занимает много времени, если вы идете по "зеленому коридору", но необходимо декларировать суммы, превышающие 1000 $/чел., что я честно и сделал, и потому пошел "на красный". Чиновник лениво спросил, есть ли у меня наркотики и спиртное больше литра на человека. Памятуя о том, что за провоз наркотиков в Индонезии можно схлопотать смертную казнь, я, разумеется, ушел в полную несознанку, на чем общение с органами власти закончилось. Резво подбежавшие носильщики были посланы на … (другой конец острова :) ) – чего и вам рекомендую сделать, ибо потом за 30 метров "непосильного труда" заломят такую цену, что торговаться замучаетесь). Обменка – на выходе после таможни, курс неважный, впрочем, выбирать особо не приходится (далее скажу, где курс хороший). Купон на такси до отеля Ayodya в Нуса Дуа был куплен за 95 000 RP (примерно 10 $) на стойке заказа такси – при выходе из аэропорта сразу направо метров 10.

    Полезная инфа о Бали для тех, кто там пока не был.

    - если едете НЕ по схеме "все включено" - берите с собой денег из расчета не менее 1000$/чел., дабы не чувствовать себя стесненно;
    - не давайте больше 40$ в день за машину с англоговорящим водителем – не развращайте население Бали, вы только себе хуже делаете… кому же тянет карман лишняя "тонна баксов", мучает бессонница от вопроса, занимает ли он место в списке "Форбс" ДО султана Брунея или ПОСЛЕ или не дают покоя дешевые "купеческие" замашки – съездите на фабрику жемчуга, там на все вопросы ответ найдется быстро :);
    - для дам "с претензией на "гламур": 10-см "шпили" (особенно на пляже), 5-см искусственные ногти, "боевая раскраска" вкупе с накладными ресницами (особенно у бассейна), килограммы цепей и прочие "претензии", упорно используемые при такой жаре и влажности, способны привлечь, разве что, насмешливо-сочувственные взгляды окружающих;
    - ВЕЗДЕ, где за что-то платите, требуйте ЧЕК, т.к. вам могут назвать одну цену, а в чеке будет стоять другая – при требовании же чека цена для вас может существенно уменьшиться :);
    - несмотря на многие "умильные" отзывы, было бы весьма глупо представлять балийцев этакими наивными "детьми природы", готовыми всячески угодить вам и продать хороший товар (отдых, барахло и т.п.) за бесценок - если кто-то думает так, вас ждет разочарование.

    Вся жизнь на острове построена на заработке от туристов и каждый считает своим долгом "поднять бабла" на нашем брате любым, более-менее честным способом (см.,например, пункт выше). Поэтому "не разевайте рот".

    Дабы не быть голословным, привожу один из примеров РАЗВОДИЛОВА. В один из деньков, когда мы, разомлев от полуденного солнца, перемещались по направлению к "обеду", рядом возник энергичный дяденька, и, размахивая руками, буквально всучил нам какие-то бумажки (у нас я бы послал такого "промоутера" подальше, но здесь… "Справа в челюсть вроде рановато, неудобно как-то – первая игра", - вовремя вспомнился Высоцкий :) ). Видя наши напрягшиеся лица, он сам стер защитный слой, посмотрел на надпись и стал прыгать еще выше и быстрее, повторяя: "Бонус, мой бонус, мистер, я заработал кучу денег !". Судя по всему, "лотерейки" были двух видов – с большим бонусом и ОЧЕНЬ большим бонусом, т.к. вторая бумажка привела "промоутера" в состояние, близкое к экстазу. "А, любезный, мы очень рады за вас, что вы заработали кучу бабла, теперь, собственно, дайте нам насладиться свиной отбивной под холодное пивко…" - "Что вы, мистер, я получу свои деньги (при этих словах он "нарисовал" такое выражение лица, словно выиграл в "Поле чудес" миллионов эдак 10 (долларов), пустив "по миру" Якубовича и компанию) только если я приведу вас к своему боссу !" - "А на кой НАМ твой босс нужен, поясни глупым, от какого "щастья" мы отказываемся, а то пиво там уже нагрелось… ?" - "А отдых на халяву (ну там заплатить надо "по-мелочи", зато потом всю жись на пляже валяться в любое время, как пожелаете) в 20-звездочном отеле – как вам ?!" - "Э-э-э, друг, да ты про таймшер говоришь и россиян за лохов держишь – обидел, однако… мы сами твоему боссу апартаменты на Канарах продадим, потом купим, потом еще раз продадим – но уже дороже :)". В общем, обиделся он и пошел под навес, на ходу закрашивая "лотерейки", готовя их к очередному "спектаклю". Так что будьте готовы, дорогие сограждане - возможно, следующими "счастливчиками" окажетесь вы :).

    Нуса Дуа.

    Все отели – 5 звезд, "туристическая резервация" (как выразился Винский) для тех, кто приехал валяться на пляже, ничего не делать и отсыпаться, м.б. изредка выезжать на экскурсии – т.е. для таких, как я :). А также для молодоженов, выбравших НЕактивный отдых для медового месяца – для "сюси-пуси" и хождения "за ручку" - это то самое место :). Одиноким "искателям романов" НД не рекомендуется – здесь почти все попарно или семьями, посему шансов у вас – ноль :). Пляжи – для купания. О приливах/отливах см. в описании отеля. Жизнь кончается часов в 11 вечера. Кута. Жизнь НАЧИНАЕТСЯ в 11 вечера :). Вернее, продолжается, после "серферского" дня. Пляжи – для серферов, купаться при волне в 2-3 метра в окружении сотен серферских досок – увольте… Любители "сувенирного" шопинга и ночной жизни – вам сюда. Отдых дешевый, "бюджетный".

    Землетрясения.

    Остров, как и вся Индонезия, находится в зоне сейсмической активности – "дрожь земли" лучше всего ощущается, когда спокойно лежишь на кровати (мелкие колебания - для этих мест норма) - нас "трясло" в среднем раз в 3 дня минут по 5.

    Климат.

    Жаркий и влажный - тем, кто переносит жару тяжело, рекомендую передвигаться на такси, ибо через полчаса под солнцем рубашку и все остальное можно выжимать…

    Такси.

    Важно, чтобы оно было со счетчиком - это некая гарантия того, что вас обманут не сильно, мы пользовались голубыми (Blue Bird) и серебристыми (не помню названия). Минимальная поездка - 15 000 RP. Не покупайтесь на фразы типа "такси Blue Bird - лучшее на Бали" - не лучше и не хуже остальных, жулят так же, на полдоллара-доллар (не внаглую, конечно, а, скажем, повезут по длинной дороге в объезд), кто хочет поспорить – водитель сразу же забудет не только английский, но родной язык. Поэтому советую расслабиться и не портить себе настроение по мелочам.

    Движение.

    Сложное, множество мотоциклистов, снующих между машинами, хотя аварий за все время не видели ни одной. Вообще, впечатление такое, что ездит весь остров – это и неудивительно, если учесть, что мини-мотоциклы есть практически в каждой семье, а во многих их 2-3 (стоит такой порядка 1500$). Прокат машин – от 20$/день, с вашим бензином, разумеется (на наши деньги 16 руб./литр – сентябрь 2008-го, напоминаю). Машину напрокат брать можно, только если вы имеете опыт вождения в подобных странах. На вопрос таксисту, почему он поехал под "кирпич", а не повернул по стрелке, тот ответил: "Так - правильно". Вот и разберись.

    Валюта.

    Нельзя ответить на "вечный вопрос", что выгоднее брать – доллары или евро. Некоторые серии долларов берут по заниженному курсу (либо не берут вовсе) из-за высокой степени выявления подделок. Но, т.к. цены на те же экскурсии указаны в долларах, я бы взял примерно 50/50 (причем, доллары мелкие, по 10), чтобы рассчитываться ими, где можно. Т.н. "обменки РТ" являются лишь общим названием "официальных" обменок, а не каким-то банком. Хороший курс в банке Central KUTA - жителям Нуса Дуа нужно пройти через главные ворота (Main Gate), до перекрестка, далее метров через 50-100 слева будет домик со стеклянной дверью – курс существенно выше, чем в Бали Коллекшн. "Левыми" обменками, коих полно на каждом шагу, пользоваться не рекомендую - принципы "отжима" и "кидалова" в них те же, что и у нас в 90-е. Впрочем, можете проверить остроту своих глаз против ловкости их рук.

    Питание.

    Вся кухня построена на специях, разве что в соки их не добавляют, хотя иногда казалось, что и там они есть :). Причем, специи – это ИМЕННО специи, а не наш "Балтимор", поэтому рекомендую говорить при заказе "no spice" или "natural", иначе есть не сможете…

    НЮАНС. На Бали в конце любого меню, принесенного вам, почти всегда стоИт приписка "цена не включает 20% налог" и, при получении счета, будьте готовы на его "увеличение" на эти 20% - это законно и все ваши возмущения ни к чему не приведут, поэтому будьте внимательны!

    В кафе вам могут дать (скорее всего, точно дадут) дисконтную карту с какой-нибудь большой скидкой – имейте ввиду, что скидка действует не на все меню, а лишь на его часть, оговоренную в самой карте, так что, опять же - читайте внимательно :).

    Уличные торговцы съестным – "баксО" (от слова "бакс" - именно столько стоит порция того, что они продают) снуют везде. Возможно, ЭТО съедобно, но я проверять не рискнул :).

    Джимбаран

    Рыбацкая "деревушка", с кучей кафе вдоль пляжа, рай для любителей морепродуктов.

    НЮАНС. "Джимбаранов" есть два – один для "развода на бабки" (ближе к аэропорту, справа от отеля "Интерконтиненталь" - если стоять к нему спиной на пляже), его можно отличить по новым кафе с красными крышами и высоким ценам в меню (для ориентировки, в конце отзыва привожу цены в "нормальном" Джимбаране) - туда возят туристов, обычно в первый раз, и цена ужина там доходит до 100$ и выше, что неоправданно дорого. Если вас привезли туда, сразу идите на кухню, выбирайте, что вам приготовить, взвешивайте, торгуйтесь нещадно, сбрасывайте цену в два раза минимум, плюс требуйте бесплатное такси до отеля. Если не сбрасывают - идите в соседнее кафе, где-нибудь "сторгуетесь". Другой – "нормальный" Джимбаран - находится слева от "Интерконтиненталя", кафе имеют более старый вид, но и цены там раза в два-три ниже. Тут принцип заказа тот же (т.е. на кухне), но цену вам почти не скинут и такси не дадут (разве что куда-то близко).

    Читал у кого-то рекомендацию проверить весы путем взвешивания на них часов или сотового телефона… ИМХО, калибровать стрелочные "базарные" весы "эталоном" в 100 гр. (примерно столько часы или телефон и весят), все равно, что микрометром измерять высоту небоскреба :).

    Если собрались в Джимбаран сами, скажИте таксисту, чтобы вас отвезли в отель "Интерконтиненталь" и настаивайте на этом (он не дурак и понимает, куда на самом деле вы едете), иначе он вас отвезет в свое кафе, где цена заведомо будет выше. Далее пройдете через территорию отеля (на Бали отели не закрыты, можете гулять, где заблагорассудится), повернете налево и все кафе перед вами.

    В Джимбаране очень красивые закаты, некоторые даже считают это самым романтичным местом на Бали. Ну, если для кого верх романтики – это поедание креветок с пивом по соседству с гадящей в песок собакой, то да, "романтично". После посещения Тана Лота и (или) Улувату вы сами поймете, где романтика настоящая :).

    "Мы втроем поужинали в Джимбаране на 20 долларов и нас до отеля на такси довезли" - подобные фразы читать забавно… Конечно, если взять по мелкой креветке и бутылке пива на человека, то в 20-ку вложиться можно, но туда ездят не за этим, НА ДВОИХ хороший ужин обойдется долларов в 40-50, если вы не берете лобстера (на него ценник уже другой). Во время ужина пляжных торговцев с товаром нет, поэтому, ИМХО, лучше садиться ближе к воде, чтобы никто не мешал любоваться закатом.

    Сотовая связь.

    Дабы не платить жульническую цену в 70-80 руб./мин нашим операторам, рекомендую купить местную симку – simPATI, стоит это удовольствие 50 т. RP за подключение, плюс попросИте продавца помочь закинуть вам тысяч 100 RP на счет, чтобы потом не заморачиваться с пополнением. Связь, правда, неважная, но сказать "мама, папа, милая, милый, я в порядке" - хватит. Продаются они на каждом углу, мы брали в Hardy’s Plasa. С simPATI "звонок на Родину" обходится 6-7 руб./мин., набираем 01017-7-код города-номер.

    Сувениры.

    Если вы не задались целью затарить барахлом транспортный самолет типа ИЛ-76, то вам достаточно посетить Куту с ее километрами торговых лавок и магазинов. Во всех "туристических местечках", кои вы будете проезжать на экскурсиях, вас будут уверять, что "тут сувениры дешевле раз в 5-10", однако, на самом деле, цены по туристическому маршруту примерно те же, что и в Куте (а то и дороже), поэтому покупки смело можете оставить на "Матахари" или "Шопинг Молл" – выбор там большой и цены приемлемые. Если же вам надо купить всего лишь пару-тройку сувениров "любимой теще", то из-за этого нет смысла ехать и в Куту, все можно купить в Бали Коллекшн (и в Хардиз Плаза тоже можете не ездить, там все то же и по тем же ценам). Хороший выбор ракушек и большой магазин хлопковых шмоток (в т.ч. и детских) по смешным ценам на рынке возле Тана Лота (тем, кто поедет туда самостоятельно, рекомендую приехать часа за два до заката – "пошопитесь" вволю :) ).

    СПА и массажи.

    Даже в отелях со своим СПА пляжи кишмя кишат агентами от всевозможных салонов. Если решитесь на их услуги, сразу волшебное слово "дисконт" - от 25 до 50% от рекламного прайса, больше хороший салон не даст ("хороший", как минимум, должен прислать за вами машину в отель и отвезти после процедур обратно, если это не оговорено - задумайтесь). Жена брала т.н. "виллу" с комплексом процедур на 4 часа (90$ - поторговались, разумеется) – понравилось. "Настоящий балийский массаж" за 8 долларов "на улице"… Не буду судить о его полезности и качестве, пусть это делают специалисты, но мое твердое убеждение – за маленькие деньги хорошего товара не бывает, посему решать вам.

    Отель Ayodya Resort.

    Стилизован под национальную архитектуру, с большой территорией, хорошо вентилируется естественным образом, что важно в условиях жаркого и влажного климата – в коридорах не душно. На ресепшене берут депозит в 100 чего-нибудь ($ или EUR), дают влажные полотенца и сок (очень кстати после дороги), провожают до номера. За любые чаевые благодарят, хотя давать не обязательно, т.к. они везде уже включены в любой счет и оплату. Номер Deluxe Ocean View, 5 этаж. В названии скромно умалчивается, что вид на океан не прямой, а боковой, "делюксов" с прямым видом на океан НЕТ, для кого это вопрос принципа – уточняйте при покупке. Впрочем, вид "три в одном" (на далекий вулкан, сад и океан) ничуть не хуже. Номер обычный, ТВ, кондиционер, санузел, балкон, сейф (размер - входит проф.фотоаппарат в сумке), чайник и т.п. Кто приехал искать недостатки – тот их найдет сам, остальным по секрету скажу: несколько стесняла засоренность слива в ванной, впрочем, видимо, это беда всех отелей с песчаными пляжами. Есть номера "клубного типа" (стОит такой дороже на 70-80 баксов в сутки) – кто приехал за 10 000 км смотреть "плазму", съесть "приветственную" тарелку фруктов (не самых спелых) и "бесплатные" орешки у бассейна – вам туда, лично же я предпочел эти 70-80 $ тратить с большей пользой.

    Питание – 4 ресторана, средний чек на двоих с "градусом" порядка 70$, у кого схема ВВ - для тех только утром работают два ("Лагуна" и "Водопад") по "шведскому столу", выбор весьма недурен, хотя за 2 недели и приедается. При выходе из южных ворот Нуса-Дуа есть улочка с несколькими кафе: "Tropical", "Mai-Mai", "Nyoman’s Beergarden" и др. В каждом есть меню на русском. Были практически во всех, качество хорошее, питайтесь смело, проверено на многих туристах :). Нам больше понравился "Beergarden" - демократичные цены и, пожалуй, единственный, кто работает в обед, остальные начинают где-то с 18. Важно и то, что в меню у них стоИт окончательная цена, с учетом всех налогов. Средний чек в этих кафе "на двоих с пивом" (неплохое и недорогое – Bintang) – 15-20$. Ну и, разумеется, включите в план поездку(и) в Джимбаран :) (такси от Айедии до "Интерконтиненталя" - 45-55 000 RP в зависимости от дороги).

    Пляж.

    Песчаный, широкий, лежаки стоят на газоне (что весьма удобно), старайтесь занимать пораньше, т.к. хорошие места часам к 9 "исчезают", полотенца бесплатно. "Если вы не пользуетесь лежаком более часа, то ваши вещи, дабы освободить место, бич-бои уносят к пункту выдачи полотенец" – не видел такого ни разу. Крем берите с высоким числом, т.к. экватор – не Средиземное море, сгораешь быстро и незаметно, даже в тени (!), что и произошло со мной в первый же день по собственной дури. Так что мажьтесь, мажьтесь, мажьтесь… Пляжные торговцы не имеют права заходить на газон, чем очень облегчают отдых. Пример их товаров – "настоящий "Ролекс" за 10 долларов, делайте выводы сами. Барахло, ракушки и поделки в сувенирных лавках можно купить и подешевле и качеством получше. Где хороший выбор ракушек – см. "Тана Лот".

    Приливы/отливы…

    Сколько написано россказней о том, что, "в отличии от остальных отелей, у Айедии (и у Никко Бали) из-за "особого" пляжа отливов нет" – спорить по этому поводу надоело, просто сами выйдите в отлив на пляж, и все увидите своими глазами – законы физики, как ни странно, действуют даже в Айедии, а "особость" пляжа выражена лишь в заглублении дна, что позволяет при отливе находиться в воде примерно по пояс. Вообще, я бы рекомендовал перед поездкой ознакомиться на страничке www.indosurf.com.au/indo_surf_spots/Tide_Charts.html с картой приливов/отливов на Бали, дабы любимое вами время купания пришлось на "высокую волну". Что точно означают указанные цифры, сказать не могу, скажу лишь, что 0,5 – это на пляже Айедии глубина чуть больше метра, ну а больше 2-х - очень достойная волна :). Минус прилива - мусор в виде бутылок, пакетов и т.п., (играющий в пляжный крикет персонал, видимо, очень увлечен процессом и не обращает внимания на подобные "мелочи"), ну, а плюс – это, конечно, ВОЛНЫ :). В отлив можно походить по дну, пособирать ракушки – мелкие, но очень причудливых форм.

    Не могу не обратить вашего внимания на то, что возле красных флажков купаться действительно ОПАСНО (!) – в том месте лично видел торчащий из песка обрезок трубы, никому не пожелаю на него наткнуться.

    На территории отеля находится пруд с рыбками и варанами, коих отдыхающие традиционно кормят после завтрака. Есть большой бассейн (и детский "лягушатник"), столики для тенниса, два крытых корта, СПА и т.п. – все по каталогу. Массаж на пляже "отельными" массажистками - порядка 25-30 $.

    Экскурсии.

    "С комфортом" посмотреть Бали можно тремя способами:
    1. С принимающей стороной - самый дорогой. Минусы - половина времени уйдет на посещение лавок с барахлом по космическим ценам, причем, разумеется, скидок вам не будет никаких, маршрут фиксированный, время в каждом пункте ограничено. Плюсы – нет языкового барьера, расскажут о стране и о точках "высадки".
    2. С англоговорящими "частниками" - самый дешевый. Заказать машину по рекламе или возле отеля – с водителем и гидом (если нужен) – 35-40$ в день (10 часов), включая бензин. Минусы – языковой барьер, без гида водитель вам ничего рассказывать не будет (если водитель и гид не в одном лице). Плюсы – точки посещения и время пребывания выбираете сами (просто скажите водителю, куда хотите съездить, он сам выберет оптимальный маршрут) - можно попасть в такие места, куда "организованных" туристов не возят, не нужно посещать никакие лавки, т.е не тратить зря время. "Побочный плюс" – можно поупражняться в английском - водители, как правило, люди разговорчивые :). Впрочем, многие охотно учат русский, записывают в тетрадочки, как правильно произносить слова – в "русификации" населения есть и моя маленькая лепта и я призываю всех, по возможности, содействовать этому :).
    3. С русскоговорящим гидом-"частником". Компромиссный по цене между 1 и 2-м вариантами (50-70$). Плюсы – из 1 и 2-го вариантов, больших минусов нет, кроме более высокой, по сравнению с 2-м вариантом, цены.

    РАЗВОДИЛОВО - во многих отзывах даны телефоны и имена тех "экскурсоводов", с кем наши туристы уже ездили. Звоня по указанному телефону, действительно попадаешь на человека с хорошим русским языком, договариваетесь о поездке, когда же он приезжает, может оказаться, что приехал совсем не русскоговорящий, посему при заказе этот момент оговаривайте сразу, если вам принципиально. Мы так "попали" с "разрекламированным" MADE – оказалось, их два брата, один из которых по-русски ни бельмеса… Впрочем, за цену в 40$ и лишнюю возможность попрактиковаться в разговорном английском зла на них не держу :).

    В другой раз именно "попали" по, прямо-таки, восторженной рекомендации соседей по отелю на ТАКИМа – чем уж он так им понравился, не знаю, но нам прислал какого-то вечно ворчащего и недовольного водителя, плюс попытался задрать цену. В общем, увидите где тел. 081-2463-0566 или 081-337-145-647 – бегите от них подальше.

    Некоторая полезная информация перед тем, как куда-то поехать:
    - перед поездкой обязательно зайдите в ближайшие магазины, дабы посмотреть реальные цены;
    - обеды по дороге – с кем бы вы не ездили, вас привезут в "свои" кафе - сразу требуйте, как минимум, включения 20% налога в названную вам сумму (вам ее назовут тихо, не привлекая внимания, типа, "только для вас" - она и правда, будет только для вас, ибо остальные уже могли договориться дешевле :) ). О кормежке водителя не беспокойтесь – он пообедает (с другого входа) за ваш счет, до какой бы цены вы ни сторговались ;);
    - платные стоянки, проезды и т.п. – обычно от 1000 до 5000 RP. У нас в подобных случаях рассчитывался водитель, но рекомендую сразу оговорить с ним этот момент – если будете платить вы, то не забывайте про чеки (о них было выше);
    - храмы на Бали – следует помнить, что это, не в нашем представлении, богато украшенные культовые строения, а, наоборот, небольшие пагоды, часто невысокие, из невзрачного серого камня, без каких-либо украшений, кроме несложной резьбы, поэтому не ожидайте многого даже от самых известных из них. Для балийца храм - не само строение, а МЕСТО, где он стоит. Всего же на Бали их порядка 20 000, больших храмов немного, основная масса – т.н. "семейные", т.е. построенные и используемые для приношений богам одной или нескольким семьями. Для получения общего представления достаточно посетить Таман Аюн (храм XVII века), в остальных (наиболее известные - Тана Лот, Улувату, Братан) нужно любоваться именно МЕСТОМ, где они стоят.

    Куда ездили.

    Вулкан Кинтамани

    (с озером Батур – оно тут же). 1 день, 40$ за машину. По пути – сафари на слонах, фабрика кофе, рисовые террасы, фабрика резьбы по дереву в Убуде, фабрика батика, парк птиц и рептилий.

    Сафари на слонах.

    Понравится любителям рафинированных "туристических джунглей" и "лубочных" деревень, жители коих усиленно изображают национальный быт при появлении очередной "порции" туристов. Расценки: 40 минут - 66$/чел., 1 час - 85$/чел. Торгуйтесь, хотя скинут не существенно. Есть еще 15 минут - цену не запоминал, т.к. это мало, учитывая, как "бегает" слон, за это время только вокруг ворот объедете. Кто был в настоящих джунглях - не теряйте время.

    Фабрика кофе.

    Красиво, чудно пахнет свежеобжаренным кофе, дегустация бесплатно, кроме знаменитого "Лувака" (www.baliorchidgardens.com/KPtranslations.html) – он идет по 3$ за чашечку. Впервые увидел, как растет ананас. В магазине при фабрике цены раза в три выше, чем даже в Нуса Дуа, скидок не дают: "Мистер, БЕЗ торговли". Ну, продавайте японцам тогда – те купят за любую цену, не сильно-то и хотелось. Впрочем, упаковку "Лувака" взяли – 100 гр. 55$, больше нигде его не видел. Настоящий он или нет – не знаю… но ведь главное – ВЕРИТЬ :). А над знакомыми поприкалываться - забавно ;).

    Вулкан. Впечатляет. Особенно когда понимаешь, что находишься внутри его древнего внешнего большого кратера (диаметр 7 км). Тут же кафе с хорошим видом на вулкан, даже лучше, чем на специальной смотровой площадке до этого – наслаждайтесь… :). Спустились по потрясному и опасному серпантину (адреналину хапнули сполна) к подножию, на старое лавовое поле – впечатлило… Пейзаж полукосмический, если не считать "инопланетных" надписей на камнях типа "Rubah from Denpasar". Что ж, дебилизм – понятие интернациональное. Кто желает на новое поле – только на джипе, минивэн не пройдет, либо пешочком по острым камням километра 2 под экваториальным солнцем – удачи… :).

    Рисовые террасы.

    Не путать с теми, которые везде вдоль дороги – здесь они специально высажены и "окультурены" для туристов – виды просто открыточные. Тут же "самые дешевые" сувениры из серии "все по доллару" - ну, сами понимаете, ГДЕ бесплатный сыр ;).

    Фабрика дерева (Убуд).

    Есть действительно красивые и качественные изделия - разумеется, недешевые. Tут же можно увидеть один из этапов изготовления. Торговаться можно, но не ждите, что за изделие ценой в 20$ вам сделают 50% скидку.

    РАЗВОДИЛОВО - изделия из "сандала", теряющие запах на следующий день. Настоящий сандал однородный по структуре, имеет однородный желтоватый цвет, БЕЗ вкраплений, сучков, неоднородностей древесины и т.п. – такой пахнет на протяжении нескольких лет. В шкаф с такими фигурками ставят изделия из другой породы (схожего цвета, НО НЕоднородной структуры) – они впитывают запах и при покупке так же, как и сандал, пахнут. Один день.

    В общем, будьте внимательны, т.к. эти изделия недешевые, потом будет обидно.

    Фабрика батика.

    Красиво и очень дорого (я про настоящий батик), один раз заехать посмотреть стОит. Снимать на фото- и видеокамеры запрещено.

    Парк птиц и рептилий.

    Кто не был в подобном месте – заедьте обязательно, тут есть, что (извиняюсь – КОГО :) ) посмотреть, есть даже небольшое шоу с птичками, правда, оно по расписанию (сайт www.bali-bird-park.com ). За символическую плату можно пофоткаться с обитателями, мне даже небольшого крокодила предложили – нет, спасибо, вы уж с ним сами… :). Вход 17$/чел. за оба парка.

    Храм Улувату.

    По пути – "дикий пляж" Паданг. Полдня, 20$ за машину.

    Паданг.

    Заехали исключительно потому, что начитались восторженных отзывов об экзотичности данного места… Вся "экзотика" выражена узкой тропой между скалами, в остальном – обычный клочок песка размером метров 30х20, десятка три загорающих. Если пройти чуть вправо, можно сделать несколько хороших снимков. Кто ездит по острову "дикарем" или занимается серфингом - вполне можно позагорать и покататься, кто из Нуса Дуа и им подобные – не тратьте зря время.

    Храм Улувату. Собственно, сам храм небольшой, без каких-либо украшений, кроме резьбы по камню, впечатления не производит – сама суть его в МЕСТЕ, где он стоит… Скалы высотой 80 метров с медленно накатывающими внизу волнами – картина эпическая, можно просто стоять и любоваться, более ничего не надо… И закат – в океан, особенно, если представить, что до самой Африки никакой земли НЕТ. Попробуйте здесь "освободить" свой разум хоть на полчаса… В общем, кто не был в Улувату, тот не был на Бали.

    Но, по закону мироздания, если есть мед, то есть и деготь… "Деготь" здесь – это опупевшие от безнаказанности обезьяны, сдергивающие с туристов все, что можно сдернуть. Разумеется, пара хороших пинков и ударов бамбуковой палкой быстро привИли бы всему стаду должное уважение к туристам, но на Бали обезьяны считаются полусвященными животными и… (см. чуть дальше по тексту). Поэтому, отправляясь в эту поездку, соблюдайте, даже не рекомендацию, а ПРАВИЛО – ВСЁ, что можно с вас снять (очки, кепки, любые украшения и т.п.) – оставьте в отеле, либо в машине, фото-, видео – на ремешок и через шею или запястье, никаких пакетов и сумок с собой – при мне обезьяна вырвала пакет из рук туриста и прогрызла пластиковую бутылку. Старайтесь близко не подходить – расстояние в 5 метров они преодолевают за долю секунды, и, каким бы "крутым" спортсменом вы ни были, ваша реакция - ничто по сравнению с животным. Если находитесь близко – не поворачивайтесь к ним спиной, твари любят нападать сзади или извне поля зрения, причем им может понравиться не только ваша шляпка, но и ваши волосы, потеря клочка которых, согласитесь, будет еще неприятнее для вас. Если все же у вас что-то сдернули, НЕ пытайтесь отнять сами – это реально опасно (!) – сразу обратитесь к служителю, они стоят через каждые метров 10, он бросит ей орешки или банан, чтобы переключить внимание, обезьяна выпустит вашу вещь (может, конечно, бросить ее с обрыва – тут уж как повезет…) и служитель вернет ее вам (разумеется, нужно его "поблагодарить" - вообще, у меня сложилось стойкое убеждение, что местные обезьяны специально обучены таким трюкам… доход, как-никак).

    И последнее. Если кто-то думает, что это может произойти "где-то и с кем-то, но уж никак не со мной", тот сильно ошибается – это НЕ ВЫ наблюдаете за обезьянами, это ОНИ наблюдают за вами (даже если вам кажется, что они не обращают на вас внимания – поверьте, это ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ) - в конечном итоге, вы не в зоопарке, а в ИХ среде. Я тоже так думал и был наказан за свою самоуверенность. "Утешает" только то, что таких набралось еще человек 10.

    Храм Таман Аюн (Менгви)

    Озеро Братан с "озерным храмом" - храм Тана Лот. 1 день, 40$ за машину. По пути – крокодиловая ферма, лес обезьян с "летучими собаками" в Алас Кедатон.

    Храм Таман Аюн. Один из старейших на Бали (XVII век), большой парк, интересно.

    Озеро Братан с "озерным храмом".

    Единственный украшенный росписью из виденных нами храмов. Само озеро не впечатляет, но есть несколько хороших точек обзора. ИМХО, специально ехать туда смысла нет, разве что "по пути".

    Крокодиловая ферма.

    Опять же, кто был в подобном месте – не теряйте время, ничего нового не увидите – жонглирование змеями, "отрезание" языков, хождение по кинжалам, таскание крокодилов за хвост и т.п. Вход 11$/чел.

    "Лес обезьян".

    Обезьяны тут спокойные, но всё же меры предосторожности не помешают – снял очки, кепку, крепко вцепился в фотоаппарат – готов :) . При входе возникает "бесплатный" экскурсовод, настойчиво просит купить орешки по тройной цене (для кормежки), незаметно для вас делает знак и "дежурная" обезьянка впрыгивает к вам на плечи – уворачиваться бесполезно. Радостная тетушка показывает на фотокамеру: "Мистер, вам повезло - фото, фото !". "Мистер", поимев стойкий "рефлекс" на обезьян еще в Улувату, смотрит таким выразительным взглядом, что животное быстро исчезает где-то в кустах. Покормив обезьянок, "углубляемся" в "лес" (далеко, метров на 30 :) ) - стайки приматов бегают буквально под ногами, но на нас не обращают внимания - орешки закончились и руки пусты. "А где же летучие собаки ?" - "А вон они, на деревьях сидят…". Метрах в 20 над нами. Естественно, желанием спуститься для знакомства не горят. Ладно, пошли на выход… Ага, размечтались – "мистер, зайдите в мой магазин, сувениры, плиз !". Вот почему с нас денег не слупили при входе – всё после :). "Магазин"… такого хлама да еще такого "качества" я не видел со времен первых "челночных походов" конца 80-х… носИте-ка вы ЭТО сами. Предлагаю "в виде помощи трудовому народу Индонезии" хорошие чаевые за экскурсию - лишь бы отвязалась… чуть не в слезы, лопочет о том, что "босс" ее будет ругать и т.п. Ладно, что тут у вас… "Ага, вот эти подставочки возьму для подарков, сколько ?" - "15 долларов" (!) - "Побойтесь Бога, уважаемая, такие в нашем магазине по доллару за пару…" - "Нет, отдам за 15" - "Ну отдавайте, если кто возьмет, японцы на подходе…". Разворачиваемся, стремительно уходим, пока она выход не перекрыла… "Ладно, мистер, только для вас – берите за доллар". Спасибо, "уважила". И куда только балийская улыбка делась… В общем, не теряйте время на эту РАЗВОДКУ (я про "лес").

    Храм Тана Лот.

    Одна из "визиток" Бали, фото которой при закате есть в каждом каталоге. Собственно, ради заката туда и стОит ехать, рекомендую посетить его перед Улувату, дабы впечатление было "по восходящей". Лучше уйти подальше влево, дабы насладиться зрелищем без толпы с фотокамерами и соками вокруг – так сильнее впечатление. При отливе обнажается вулканический черный песок. Рядом с храмом целый торговый городок с неплохим магазином хлопковых шмоток по смешным ценам, много лавок с ракушками.

    Кута – фабрика жемчуга – "змеиный магазин".

    Полдня, 20$ за машину.

    Жителям Нуса Дуа рекомендую посетить пляж Куты, дабы понять, что же такое "морская пена" и увидеть настоящий прибой с волнами 2-3 метра - "вотчину" серферов. Любителям суши - ресторанчик "Риоши" в конце улицы Легиан/начале улицы Семиньяк – не все водители знают его, на картах не показан. Собственно, то же самое, что и Фукаторо в Нуса Дуа, но менее пафосно, и, соответственно, дешевле.

    Фабрика жемчуга.

    Красиво и очень дорого (морской жемчуг, разумеется). Посещение очень полезно для любителей топырить пальцы и изображать из себя "богатых арабов" - примерно через минуту-две поймете ваше истинное место "на празднике жизни".

    "Змеиная аптека".

    Змеи во всех видах – жареные, спиртованные и т.п. Свежая кровь кобры, убиенной при вас и разбавленная водкой – особый напиток для русских (нас тут 90% от числа всех посетителей). Неплохой отдел изделий из змеиной кожи..

    Куда НЕ ездили (но очень хотели).

    Конечно же, Ява (Боробудур и Прамбанан). Поездка с турфирмой порядка 250$/чел., самим, естественно, дешевле. Оставили на след.раз. Ездили соседи по отелю – очень понравилось, хотя и тяжеловато – 19 часов, подъем в 3 утра при отъезде.

    "Дорога домой" (то бишь, в Куала-Лумпур). Еще раз аэропорт им.Ngurah Rai – скажите водителю, чтобы подвез именно к международному терминалу, поскольку здание сильно вытянуто, а тащиться по жаре с пожитками – счастье сомнительное. Упаковка багажа сразу за пропускным пунктом в терминал – 6$ за большой чемодан, далее все интуитивно и по указателям. На регистрации повздорил с китайцами – нагловато лезли без очереди – чем, м.б., и объясняется то, что перевес аж в 9 кг сотрудниками "не был замечен" (ну их, этих русских… :) ). А нефиг, пусть китаёзы у себя пальцы гнут, здесь они такие же приезжие.

    НЮАНС. Приготовьте по 150 т. рупий "на брата" - аэропортовый сбор не входит в стоимость билета при вылете и собирается исключительно наличными и исключительно в рупиях.

    Дьютик, кафушки, магазины – для тех, кто не успел затариться сувенирами (разумеется, цены высокие). Обменка в зоне DutyFree одна, курс, естественно, очень невыгодный, посему советую распрощаться с рупиями ДО прохождения погранконтроля. В общем, ничего примечательного, хороший аэропорт с хорошей инфраструктурой и "потоковым" обслуживанием пассажиров.

    Отрываемся от полосы, слева по борту открывается вид от Джимбарана до утесов Улувату… да и Бог с ней, сломанной обезьянами, оправой, лежащей где-то у подножия в пене прибоя, переплаченном долларе таксисту и парой купленных "по-дури", непонятно для чего, сувениров… – больше вспоминаются вкусности Джимбарана, закаты, как в кадрах из "Водного мира", улыбчивый паренек Made, шум ночного океана где-то в полосе рифов и масса, МАССА позитива, который мы увозим с собой, дабы, иногда перелистывая фото, ностальгировать об "очищающих мозги" денечках, проведенных на Бали…

    Но впереди еще аж три дня в Куала-Лумпуре, столь поспешно покинутом нами двенадцать дней назад – мы вернулись к тебе, "цивилизация"… :).

    Куала-Лумпур

    И вновь знакомый терминал LCCT аэропорта Sepang. Небольшой дютик, обменка, туристический мини-центр (возьмите бесплатную карту Куала-Лумпура – пригодится), стойка такси – берем купон до Renaissance Hotel KL за 93 RM (расстояние ровно 80 км), кому кажется дорого – недалеко автобус до KL Sentral Station (Центральный вокзал КЛ) за 9 RM "с носа".

    Также из международного терминала KLIA (не из LCCT !) ходит электричка KLIA Express (без остановок) и KLIA Transit (с остановками) до KL Sentral Station – 35 RM/чел. Кто будет добираться "через вокзал" – рядом одноименная станция монорельса, чтобы попасть к ней, нужно стать спиной к зданию вокзала со стороны, противоположной отелям "Хилтон" и "Меридиан", увидите прямую дорожку под навесом – она выведет прямо к входу на станцию. Плата за проезд зависит от расстояния, "из конца в конец" - 2,60 RM. Билеты необходимо сохранить до конца, т.к. выходы со станций – тоже через турникеты.

    Отель Renaissance KL.

    После "расслабухи" Айедии чувствуем себя колхозниками, приехавшими первый раз в Москву на слет передовиков :). Всё в огнях, блеске, восточные женщины в шикарных нарядах… и мы – шорты, пляжная сумка, "шлепки" :). Впрочем, сразу расслабились, когда увидели заехавших америкосов – тех, как будто, после работы на ферме сюда привезли – видимо, "слет" оказался интернациональным :).

    Номер небольшой, но все, что нужно, есть – сейф, фен, ТВ, вид на Петронасы (за который пришлось доплатить 120 RM), коими и любовались каждый вечер, предусмотрительно взяв еще в дюьтике мартини и кое-что "на закусить" в супермаркете. Питание. По схеме ВВ утром "шведский стол", в остальное время за плату. На ужин можно купить талон (порядка 40 RM/чел.). Для кого дорого – выйдите из отеля и поверните налево, метров через 200-300 будет кафе с очень бюджетными ценами, но вполне сносное по качеству, мы там разок перекусили за 10 RM на двоих.

    Более про отель сказать нечего, претензий никаких к нему нет, опять же, кто ездит искать недостатки - тот их найдет сам. Рядом с отелем станция монорельса Bukit Nenas – при выходе из отеля направо до первого перекрестка, там слева всё увидите. Такси от отеля до аэропорта KLIA 80-120 RM (в зависимости от класса машины) – талон оформят на ресепшене.

    Такси.

    Счетчики есть везде, но предпочтительнее договориться о цене заранее, т.к. в условиях пробок таксист будет стоять, а счетчик щелкать :). Движение большое, развязки сложные, порой, чтобы попасть на другую сторону улицы, приходится ехать не один км, так что, кто хочет машину напрокат – сильно усложните себе жизнь. Как-то 500 метров мы ехали 40 минут, но, что самое интересное, никто не сигналил, не матерился, не "лез" – все сидели и терпеливо ждали, продвигаясь буквально по сантиметрам.

    Валюта.

    Банковские обменки работают до 20.00 (кроме аэропорта, разумеется – там круглосуточно), после можно обменять лишь у "частников" (на ваш страх и риск) и в некоторых отелях.

    Шопинг.

    Помимо большого торгового центра возле Петронасов любителям шопинга просто необходимо посетить улицу Bukit (станция монорельса Bukit Bintang) – "километры магазинов" и лавок - там. Самый "приличный" - LOT10, остальные по виду напоминают крытые торговые ряды, впрочем, товар там найдется на любой вкус и кошелек.

    Питание.

    Нам хватало 15$ на двоих "на раз" - нашли в одном из торговых рядов Bukit китайское кафе с достойным и приемлемым для желудка меню – и, решив не испытывать судьбу, каждый обед оказывались там :). Как и на Бали, множество местных блюд построено на специях (опять же, не путать с "Балтимором"), поэтому волшебные слова при заказе - "no spice" или "natural".

    Поездки и "походы" :).

    Прочитав множество отзывов, решили НЕ ходить на телебашню (ИМХО, достаточно посещения Петронасов – если вы, конечно, не пожелаете отужинать во вращающемся ресторане), в зоопарк, в пещеры Бату (отзывы не впечатлили, да и обезьяны Улувату еще в памяти :) ), в парк птиц (Бали достаточно) и по разным музеям (времени мало, а "галопом по европам" не хочется, да и при такой жаре и влажности бегать по городу желания особого нет). Вообще, самое разумное (о чем и говорилось в некоторых отзывах, и с чем я полностью согласен) – это нанять такси с оплатой по часам и сказать водителю, ЧТО хотите посмотреть – вот тогда вы точно без суеты попадете везде и стоить вам это будет не так уж и дорого (из расчета 25-30 RM/час). Рекомендую почитать на http://www.mb-world.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=47&Itemid=88 о Куала-Лумпуре – тогда вам будет проще составить свою "экскурсионку".

    Где были.

    Конечно же – Петронасы.

    В самих башнях (менарах) никаких магазинов и ресторанов НЕТ, там находятся лишь офисы фирм и установлена жесткая пропускная система. Весь шопинг и развлечения - в торговом комплексе, ПРИМЫКАЮЩЕМ к башням со стороны центрального парка КЛ - магазины абсолютно на любой кошелек. На верхнем уровне комплекса множество ресторанов и кафе. Комплекс работает до 22.00.

    Доступным для посещения туристов является лишь нижний уровень моста SkyBridge – минут 5-7 вы будете наслаждаться окрестными видами с 250-метровой высоты. Вход бесплатный (брать деньги за "национальную гордость" несолидно – и правильно…), работает с 9 до 19 (в рамадан – до 17) все дни, кроме ПН, выдача билетов – с 8-30. Чтобы попасть пораньше, мы пришли около 8 утра (в это время вход туристам только через менару 1), встали в хвост длинной очереди. В 8-30 открылся "занавес", несколько человек из персонала быстро "поделили" очередь на части и тем, кто хотел попасть с утра, тут же выдали билеты (нам достались на 9-45). Кто пожелал попасть после 13 – прошли к стойке, где все и оформили. Перед экскурсией можно побыть в небольшом зале, где показывают фильм о строительстве (на английском, разумеется), выставлены экспонаты, касающиеся башен и стоит столик с логическими играми – для коротания времени. Затем нас провели в небольшой кинозал, показали рекламный фильм о самОй корпорации "Петронас" (типа нашего "Газпрома"), построившей башни, поделили на две "команды", одну из которых, проверив на металло-детекторах, на скоростном лифте доставили на 42-й этаж, другая осталась ждать, пока мы вернемся. Честно говоря, этих 7 минут на мосту вдоволь хватило нафотаться и насмотреться по сторонам (впечатление, конечно, сильное) – более по времени там делать особенно нечего. Впечатлил кондиционер, охлаждающий башни – целое здание рядом с ними, размером с "хрущевку", вы его узнаете по огромным вентиляторам на крыше (с земли их не видно).

    Но самое поразительное зрелище – ночные Петронасы. Лучше смотреть на них снизу, с небольшой аллеи – две металлические стрелы, устремленные в звездное небо, плюс очень грамотная подсветка - вид инопланетный… Я, как завороженный, ходил туда каждый вечер. Кто не видел это – тот не был в Куале.

    Океанариум

    – рядом с башнями (метров 100) со стороны центрального парка (есть и подземный переход из торгового центра с нижнего уровня), вход платный, но если у вас есть студенческий билет (как я понял, не обязательно малазийский), то пойдете со скидкой. Кто не был в таких "заведениях" – рекомендую, интересно.

    Парк орхидей.

    Находится напротив парка птиц, вход бесплатный (в какой-то один день недели почему-то есть плата в 1 RM – Восток дело тонкое, однако… :) ). Кто хочет увидеть все цветы сразу – идите в магазин парка, там все собрано "в кучу", не надо ходить по жаре.

    Парк бабочек.

    От парка орхидей влево метров 400 по дороге – не заблУдитесь, хотя никаких указателей нет. Вход 11 RM/чел. Бабочек много, но летают высоко, кто хочет поснимать – берите с собой "телевик", с "мыльницами" там делать вообще нечего. Особо экзотическое бабочки – под стеклом, приколотые булавками. Жуткая влажность, ветра нет, минут через 10 я плюнул на приличия и ходил уже без рубашки, благо посетителей было мало…

    Государственный (он же - национальный) музей.

    Вход 1 RM. Собственно, попали мы в него случайно – отходив по "озерному парку" (садовой зоне) полчаса в поисках парков бабочек и орхидей (черт дернул искать их самостоятельно…) и, ничего не найдя (кроме вольера с карликовыми оленями), буквально "ввалились" в спасительную прохладу здания музея :). "Черепушки", кости, предметы колониальной эпохи – ружья, жестяные копии пушек (кто не верит – толкните их пальцем, настоящую чугунную пушку вы вряд ли так сдвинете с места), костюмы и т.п. Отдельный зал – про получение независимости – все, как полагается, ручка, которой подписывали акт, личные вещи "вождей" и т.п. В общем, уровень экспонатов – для районного краеведческого музея, НО - в КАКОЙ "упаковке" ! У каждого мало-мальски значимого экспоната – сенсорная "плазма" с подробным описанием оного на двух языках, все оформлено грамотно и "в тему". Чисто по-азиатски – чем невзрачнее товар, тем ярче упаковка. ИМХО, специально ехать туда не стОит – потеряете время.

    Путтраджайя.

    Ездили сами – с центрального вокзала туда ходит электричка KLIA Transit (не Express – он идет без остановок !). Платформу отправления ищите по вывеске. Цена – 19 RM/чел. "туда-обратно". Сели, поехали: за окнами пейзаж – ну Россия и Россия, если б не пальмы :).

    НЮАНС для тех, кто поедет электричкой – двери на станциях открываются не все, а "по требованию" - рядом с каждой есть кнопочка, ее нужно нажать. Такой же принцип и при входе в вагон – не ждите, пока двери откроются сами.

    Выходим на платформу, поворачиваем направо – стоянка такси, прошу "обзорно покатать" - пожалуйста, даже ценник такой у них есть – 30 RM, занимает всё примерно 1 час. За это время объезжаем практически все интересные места, останавливаясь для снимков (правда, в мечеть не ходили, при жаре больше 40С даже вылезать из машины не хотелось…), попутно беседуем с водителем. Очень красивые здания, умелое сочетание хай-тека и национальных традиций поражает. Да и сама концепция "правительственного города" очень разумна - хотя бы даже тем, что в столице нет машин-"членовозов", создающих постоянные проблемы другим участникам движения. Вот этому нужно было бы поучиться.

    В общем, очень рекомендую съездить – познавательно.

    Недалеко располагается Киберджайя – там внешне ничего интересного нет, однотипные постройки цехов высокотехнологичных производств.

    "Финансовый отчет".

    Билеты Новосибирск – Ташкент - Куала-Лумпур (х2) – 69 т.р.
    Билеты Куала-Лумпур – Денпасар (х2) – 12 т.р.
    Проживание (по схеме ВВ в обоих случаях) – 12 ночей Ayodya плюс 3 ночи Renaissance (по 160$/сутки за номер) – 53 т.р.

    Потрачено:
    1100 EUR – Бали (мелкий "сувенирный" шопинг – не более 200 EUR, остальное – поездки и питание);
    700 EUR – Куала-Лумпур (в основном, на шопинг).
    Итого, цена всей поездки составила 200 т.р. на двоих.

    Экономия при поездке:
    - перелет Куала-Лумпур – Денпасар и обратно – предлагалось за 60 т. на двоих, с AirAsia обошлось 12 т. на двоих; и, "по мелочи":
    - трансфер в КЛ (а/порт – отель – а/порт) – предлагалось 155$ на двоих, на такси обошлось около 50$ за обе поездки;
    - трансфер на Бали (а/порт – отель – а/порт) – предлагалось 75$ на двоих, на такси обошлось 25$ за обе поездки;
    - разницу в цене поездок с принимающей стороной и самостоятельно предлагаю сравнить самим, используя прайс конкретного туроператора (в нашем случае, поездки обошлись в 120$ за двоих (без входных билетов, разумеется), аналогичные у туроператора - более 300$).

    Обещанные выше "нормальные" цены в Джимбаране (за кг "живого веса" - т.е., с клешнями, плавниками, ластами, хоботами и т.п. :) ):
    - кальмары, рыба, крабы – 50-60 т. RP;
    - креветки – 130-140 т.RP;
    - лобстер – 250-280 т.RP.

    Всем удачного отдыха и хорошего настроя, ибо, с каким настроем поедете – так и отдохнете.

    Новосибирск – Куала-Лумпур – Бали, сентябрь 2008г.

    Дмитрий
    09/06/2009 07:52


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индонезии

    18.02.24 На Бали ввели туристический налог
    29.12.23 Индонезия ввела визы на 5 лет для иностранных туристов
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    07.11.23 На Бали после вспышки вируса проверяют здоровье прибывающих туристов
    22.09.23 В Индонезии запущен первый высокоскоростной поезд
    25.08.23 На Бали досрочно введут туристический налог
    24.08.23 Туристы на Бали смогут посещать горы только после молитвы
    27.07.23 На Бали каждый месяц собираются ловить по сотне "плохих" туристов
    19.07.23 На Бали введут туристический налог
    07.07.23 На Бали ввели сбор для снорклеров