лучшее письмо месяца

    Как из-за "кидка" Красэйра я попал на греческие острова



    Вот мне говорили – Саша, почему с тобой постоянно, беспрерывной чередой происходят казусы? Почему тебя арестовывают по подозрению в шпионаже в Израиле, почему ты, летя на Кубу попадаешь в Мексику, почему твои вылеты постоянно отменяются, переносятся и так далее? Почему тебя задерживают в Египте по подозрению в провозе проституток, и почему в роли подозреваемой оказывается твоя подруга? Почему-почему…потому, что заканчивается на "у"…

    В предпоследний раз, когда я услышал нечто подобное, я как раз гостил в США, и мы, большой компанией готовились к выезду в вашингтонский аэропорт и вылету в Аризону. И судьба-индейка как всегда "влепила" сюрприз. Наш рейс пал жертвой овербукинга (когда билетов продали больше, чем мест в самолете), и нас оставили ждать следующего рейса на долгих, кажется, три часа. Теперь уже не только меня. Всех, кто был со мной. Почему так? Не знаю. Но и на обратном пути из Аризоны, в транзитном аэропорту Далласа, мы опять пали жертвой овербукинга, и опять провели там долгие часы. Мы конечно выбили из авиаторов компенсации, но большими усилиями, да и не о том сейчас речь.

    К чему я это веду? А вот к чему. Вернувшись в Москву, в один из летних дней, я решил отправиться в Израиль. Там у меня много родни, друзей, и эту страну я исправно посещаю хотя бы раз в год. А тут как раз акция "Красэйра". Но до греческих Афин. Но за 110 долларов в обе стороны, включая все сборы. Легитимно предположив, что, будучи в Афинах, я всяко улечу в Тель-Авив, причем недорого, и без проблем, я купил на сайте Красэйра билет. Какая страшная недальновидность! Какое нагромождение неудач!

    Подстраиваясь под рейс Красэйра, я взял билет на греческий "Олимпик" из Афин в Тель-Авив. Не могу сказать, что билет оказался дешевым, но в целом, с учетом дешевизны билета в Афины, я все равно выигрывал по сравнению с прямым перелетом из Москвы. А дальше я прикинул – а почему бы мне не погулять по Афинам денек-другой? В Афинах я бывал дважды, в первый раз в 1994, еще пацаном, а затем в 1999 году. Зато, взяв в руки атлас Европы, прикинул, что из Афин было бы интересно сгонять на пару-тройку островов. Например, на такие, как Лесбос и Хиос, что у самого побережья Турции. Сказано – сделано. И на сайте греческой авиакомпании Aegean Airways (www.aegeanair.com) я, за 25 евро, покупаю билет в одну сторону из Митилини (Лесбос) в Афины, а туда я плыву на пароме Hellenic Seaways (www.hellenicseaways.gr) через Хиос за 19 евро, билет на который беру на соответствующем сайте. Выходит ровно сутки на Хиосе, и примерно двое суток на Лесбосе. Стыковки получились столь удачными. Прилетев из Москвы, я через сутки отплывал на Хиос, а вернувшись с Лесбоса, через 3 часа вылетал в Тель-Авив. Один полный день в Афинах, и четыре дня на островах – супер!

    Ничто не предвещало беды (с)

    Мой вылет из Домодедово в Афины довольно рано, в 11 часов. А работы в день перед вылетом было много, засиделся до бесчеловечного часа, и, увидев, что на часах уже 4 утра – решил не ложиться, все равно скоро в аэропорт. Самое время начать собираться – этим я еще и не начинал заниматься. Но прежде зашел на сайт аэропорта Домодедово, где увидел, что мой рейс там не значится. Так. Глубокий вздох. Звоню в колл-центр Красэйра, где мне милый девичий голос подтверждает, что рейс отменен. Так. Какие альтернативы? Никаких, кроме обещания в течение 30 дней вернуть деньги за билет. Но и это не автоматически, а лишь после моего письменного обращения в их отдел претензий. А как же мои стыковки в Афинах? Это нас не касается, подвел итог беседе девичий голос, и со словами "Спасибо за звонок в Красэйр", она повесила трубку.

    Ситуация забавная, ничего не скажешь. Очевидно, что в день вылета изыскать билеты по приемлемой цене практически нереально. Но какие варианты? Да никаких, собственно. Вариант только один – покупать самый дешевый билет в Афины из всех имеющихся, а потом, через суд, взыскивать его стоимость с Красэйра. Если я не улечу сегодня, то потеряю не только стыковочные билеты из Афин в Тель-Авив, но и все мои "перелеты-переплывы" по греческим островам. Поэтому, не долго думая, полчаса полазив по сайтам авиабилетов, выбираю дорогой, но единственный оптимальный рейс швейцарской Swiss через Цюрих в Афины. За 400 евро. И это был самый дешевый вариант. Оплачиваю по карте. И сразу же начинаю паковать вещи. До вылета 4 часа, а я все еще дома.

    Перед выездом в Домодедово по быстрому составляю претензию в Красэйр, где перечисляю те прямые и косвенные страдания, которые они мне нанесли. Плюсую все что только можно, и что нельзя. Выхожу на цифру в 85 тысяч рублей. Ничего себе. Ладно, потом, в более спокойной обстановке я разложу перед собой все бумаги, и обосную эту цифру более убедительно для судьи. А пока цифра, только цифра. Теперь представитель авиакомпании должен расписаться на копии претензии, а дальше пусть делают что хотят. С подписанной ими претензией, я смело обращусь в суд. И дело выиграю. Хотя и займет это полгода. Немного смутило то обстоятельство, что это будет уже мой четвертый(!) иск в суд на ту, или иную авиакомпанию за этот год. Ну а что делать, если обманывают?

    В Домодедово, у стойки Эйр Юнион (так себя называет "Красэйр" после обьединения с несколькими маленькими компаниями) бьется толпа возмущенных пассажиров моего рейса в Афины. Кажется, только мне пришло в голову перед вылетом убедиться, что рейс летит. Две специально обученные дамы умело отпинываются от пассажиров, отказываясь решать проблему, не предоставляя никакой альтернативы, и предлагая писать письма в отдел претензий. На удивление, дамы легко подписывают мою претензию, а бросив взгляд на заключительную строку про то, что я подам в суд, если в течение 14 дней не получу 85 тысяч рублей нанесенного мне ущерба, они усмехаются "Зря тратите время, уважаемый. Суд вам не поможет". Улыбаюсь в ответ – я-то знаю, что поможет. Такая у меня работа.

    Но времени на словесные баталии нет. Бегу на регистрацию моего нового рейса в Цюрих. И тут судьба наносит новый удар. Мне заявляют, что оплата билета не прошла, поскольку мой банк отказал в транзакции. Прекрасно. Мне предлагается оплатить билет наличными, в сумме, эквивалентной 400 евро. Чудеса в решете. Не могу сказать, что сие меня удивило. Во-первых, проколы с авиакомпаниями это мое кредо. А во-вторых, я не в первый раз сталкиваюсь с тем, что мой банк отказывает в транзакциях по уже осуществленным сделкам. Это знакомая практика американских банков (а у меня именно оттуда карта), когда сделки осуществляются за пределами США. Такое бывало не только меня, и не сильно удивило. Вот только вопрос в другом. 400 евро. Приличная сумма. У меня при себе 600. Отдав 400, я останусь с двумя сотнями евро на четыре дня в Греции. Сумма весьма и весьма "пограничная", надо заметить. Для Индии двух сотен хватило бы на месяц. А в Греции… но вариантов нет, плачу наличными.

    Летя в Цюрих, и анализируя перипетии судьбы, я все же пришел к выводу, что жизнь прекрасна. Да, неприятно когда обманывают. Но почему бы судебные разборки с авиакомпаниями не рассматривать как долгосрочную инвестицию? Грамотно обоснованный иск обречен на выигрыш. Да, это процесс. Да, они будут обжаловать решение. Да, они откажутся платить, и придется задействовать судебных приставов. И что? Через полгода, максимум год, я все равно получу от них все деньги. Вот Бритиш, по вине которого я не попал на Кубу – дело уже выиграно, пусть и не 145 тысяч, что я просил у суда, а только 83, включая собственно пропавшие билеты, но и это отличный вариант. Ведь в иск изначально было заложено больше. А таких исков уже четыре, включая тот, что я подам на Красэйр. Платить Бритиши отказались, и дело перешло судебным приставам – такова процедура. Ничего, как говорится – сколько веревочке не виться – конец всегда найдется. На этом я сладко задремал, и снилось мне синее-синее Эгейское море, которое увижу совсем скоро.

    В аэропорту Цюриха всего три часа. Но ради пополнения коллекции разного рода печатей в загранпаспорте, прохожу на паспортный контроль и получаю новую для себя печать "Schweiz, Zurich-flughafen". Примерно час погулял по торговому центру, что внутри аэропорта. Подивился сумасшедшим ценам, схожим с норвежскими, или исландскими. Затем вернулся в зал вылетов.

    Афины, Греция

    На часах почти одиннадцать вечера. Главное успеть на последнее метро в город. Швейцария не входит в Шенген, и прибывающие в Грецию из Цюриха проходят обычный паспортный контроль. Впрочем, он тут быстрый, и даже выборочный. Мужчина передо мной получил въездной штамп, а я прошел не доставая паспорт, как и несколько человек позади меня. Мир тебе, Греция! Как же все тут изменилось за десять лет. Новый аэропорт, все сверкает, все четко, удобно и грамотно. Те, кто помнят еще старый, убогий и богом забытый афинский аэропорт, будут приятно удивлены. Теперь здесь настоящий современный авиационный хаб. На выходе из терминала – автобусные остановки. Все необходимые расписания – здесь же. Указатель к метро. Да, обычное афинское метро дотянули до самого аэропорта. А ведь это без малого 20 километров! Большую часть, правда, поезд идет "на правах" электрички, делая остановки в пригородах. Автобус до центральной площади Афин, Синтагмы (читается как "СинтаХма", с ударением на первый слог) идет от 40 минут до полутора часов в зависимости от пробок, и стоит 3,5 евро. Метро обойдется в 10 евро туда-обратно, либо 6 евро в одну сторону. В отношении метро важно иметь в виду, что билет в обе стороны действителен не более двух суток с момента первого прохода по нему. Билет пробивается при выходе на перрон в специальных компостерах. И желательно это сделать – штрафы существенные, а проверки частые.

    Доехав до станции метро "Монастираки", в центре города, я уже пешком направилс в свой отель, который забронировал на сайте www.booking.com накануне. Обошлось в 34 евро за одноместный номер со всеми удобствами и завтраком. Стоит ли рекомендовать читателям тот отель, в котором я остановился? Затрудняюсь ответить. Сам по себе отель хорош, особенно с учетом такой небольшой цены, и месторасположения в самом центре Афин, в 10 минутах ходьбы пешком от Акрополя – однозначно рекомендую. Темная сторона состоит в том, что все дешевые отели центра Афин расположены в малоприятном районе, который с наступлением темноты обрастает толпами мрачных товарищей торгующих героином, кучками их клиентов, прямо на улице делающих себе инъекции. Особая песня – проститутки. Основная их часть – негритянки. Они дежурят толпами на узеньких улочках, и не пропускают мимо ни одну особь мужского пола. Со смехом и криками "Fuck me, my love!" (Трахни меня, моя любовь!) они начинают вертеться вокруг, напоминая индийских попрошаек. Отвратительно.

    На следующий день я здорово проспал. Мой паром на остров Хиос в 15.30, сейчас на часах полдень. А я еще собирался погулять по городу. Похоже, что не судьба. И завтрак проспал. Ладно. Собрался, принял душ, привел себя в порядок. Дошел до станции метро, сел на поезд до Пирей, откуда отправляются все суда на острова. Надо заметить, что порт в Пирее огромный. И разобраться тут сходу сложно. Желательно иметь карту, с какого терминала вы отправляетесь, поскольку между ними может быть несколько километров. Внутри порта курсирует бесплатный автобус, но как он ходит никому неизвестно – повезет, вы сядете, не повезет – нет. Кроме того, если бронь у вас из интернета (как у меня), то ее следует предъявить в кассы паромной компании, расположенные близко, но за пределами порта. Там вам выдадут непосредственно посадочный талон. При этом, ваша касса может быть в одном конце порта, а собственно терминал, откуда вы отчалите – в другом. Так что в порту стоит быть как минимум за полтора часа до отплытия. Как в аэропорту.

    Сама посадка на паромы абсолютно проста, и не несет в себе никаких сложностей. Толпа пассажиров просто поднимается на судно, предъявляя контролеру билет, а тот отрывает контрольную полоску. Если ваш билет самый дешевый – ваше место в огромном общем зале с множеством самолетных кресел. Достаточно комфортно. Вместе с тем, если погода хороша, то самое лучшее, это выйти на верхнюю палубу, занять два пластмассовых стула – один сидеть, и один под ноги и…наслаждаться великолепными видами! На пароме можно и покушать. И, о чудеса, недорого! Я серьезно. Большая порция с картофельным пюре, салатами, мощным шницелем и питьем обойдется в 6-8 евро. Памятуя о своем плавании месяцем раньше из Норвегии в Данию, и вспоминая, сколько еда стоила там, а стоила она от 25 евро за порцию, то разница очевидна. Правда, надо заметить, что там мы покушали бесплатно – мы почему-то решили, что питание входит в стоимость. А честные норвежцы не завели привычку шерстить людей, посещающих ресторан на судне. У греков бесплатно не покушать. Здесь бдят – греки и сами склонны покушать бесплатно. Нравы тут по-проще, чем у скандинавов. Ну, да ладно.

    Остров Хиос, Греция

    На шестой час плавания, мы причалили к Хиосу. Позади порядка 250 километров морской глади от исходной точки. Теперь надо найти место ночлега. Уже середина октября, туристический сезон для Греции закончился, и мои шансы весьма высоки. Не тут то было! Потратив порядка часа плутаний по центру городка Хиос, мне наконец-то удалось найти одноместный номер. Надо же. Такой расклад лишний раз доказывает, что по возможности отели в странах Европы следует бронировать заранее. Это не только дешевле, но и практичнее. Разумеется, что вы не пропадете и на пике сезона. Просто все более-менее либеральное по цене будет занято. И вы отдадите полторы-две сотни евро за отель класса люкс. Или будете спать на лавках автостанции, как я, однажды, приехал спонтанно в Ниццу несколько лет назад. Таковы реалии.

    На часах почти час ночи. Но, по крайней мере, я не на улице. Номер обошелся в 35 евро. Номер хороший. Прямо на набережной. С небольшой мансарды открывается вид на турецкий берег, весь усеянный огнями. Красиво! Сейчас самое время озадачиться путеводителем LP по греческим островам. Завтра у меня один-единственный день на Хиосе, и этот день я использую по максимуму. С общественным транспортом на островах неважно, особенно в межсезонье. Самое разумное – взять в прокат автомобиль, но, о судьба-злодейка. Мои водительские права просрочены. Стукнуло ровно 10 лет, как я сел за руль. И еще месяц назад мне следовало их поменять, но этого я не сделал, откладывая на потом. А потом, как и полагается, забыл. И теперь я без прав. Как же мне взять машину?

    На следующее утро, удачно не проспав завтрак, я отправился на обход прокатных контор. Первая была Europcar. Машина на день за 35 евро, километраж до 100км бесплатен, потом – с доплатой. С просроченными правами они мне машину давать отказались. Другая контора, кажется Alamo, по схожим ценам, и тоже с просроченными правами машину не дают. Черт, как печально. А время идет. Уже десять утра. В шесть будет темно. Надо срочно что-то решать. И я решил. Давно заметил, что у мужчин и женщин, нередко, получается великолепный тандем. Прям загадка! С женщинами легко. Так задумано природой. Женщина, как правило, лояльно воспринимает мужское внимание. И с женщиной гораздо легче найти общий язык, нежели с мужчиной.

    Вот даже взять такую идею. Мне нужен кто-то с водительскими правами, кто за компанию со мной возьмет в прокат машину. Все совершенно нормально, не так ли? Но это только видимость. Мужчины, согласитесь, что в 9 случаях из 10, если к вам подойдет некто и скажет, что вы, на его взгляд, хороший парень, и не хотите ли вы с ним провести день, катаясь по острову – вы будете неприятно удивлены? К примеру, мне бы первое, что пришло в голову – а не гомосексуалист ли мой новый знакомец. Знаю, звучит глупо. Но мужчины, как правило, довольно консервативны, и к такой идее отнесутся весьма скептически. Уважаемые геи, вы классные, ничего не имею против вас, да и друзей геев у меня достаточно. Но речь идет в данном случае о дурацких стереотипах, которыми больно наше общество. Признаюсь, мне и самому было бы чертовски неловко подходить с такими вопросам к туристам, гуляющим по набережной Хиоса. А вот к девушкам – легко!

    Что и говорить – давно мне не приходилось вот так, сходу, знакомиться с девушками. Причем, еще и в чужой стране. На иностранном языке. Это придало ситуации здоровую интригу. Но, видимо задатки хорошие, и не думая ни минуты, я отправился вершить. Из корыстных побуждений. Ради машины. Как скверно, не так ли? Но что делать? Итак, первый вариант – одинокая блондинка лет 30, читает путеводитель про Грецию, сидя на лавочке, на набережной. Подхожу. Она из Лондона, она настроена вполне дружелюбно, но сегодня она возвращается в Афины. Обидно. Иду дальше. Много пенсионеров – это неинтересно.

    Второй заход оказался удачным. Милая смуглая брюнетка с очаровательной фигурой и небольшим рюкзачком с интересом рассматривала витрину фотомагазина. Интересно, откуда она? Может быть местная гречанка? Нет, оказалось из Италии. Из Милана. И зовут ее София. Она с подружкой, примерно как и я, приехала на Хиос на несколько дней. Они обе работают в авиакомпании Alitalia, и у них выдалось несколько свободных дней в Афинах. Ах вот, откуда они так хорошо владеют английским. Забавно, что мы, как оказалось, еще и приплыли на одном судне. Какая же ты красивая, София, подумал я про себя. И тут же это озвучил – хорошее нельзя скрывать. И сразу же рассказал, что мой интерес страшно корыстный. Не желают ли девушки за компанию отправиться познавать остров? Да, они в целом за эту идею. Как приятно. Во первых потому, что я думал, что разучился знакомиться с девушками, а во-вторых потому, что считал, что здорово подурнел за последние годы изнурительного интеллектуального труда. Не может быть, что б такие миланские красотки нашли во мне что-то интересное. Не может? Кто сказал? Еще как может быть! Долой пораженческие мысли.

    В двух словах, мы решили обсудить делали в кафе, что и сделали. В итоге, не прошло и часа, как я вышел из отеля, а мы уже сидели в офисе того самого Europcar’a и оформляли машину на водительские права Софии. Впрочем, между нами уговор был такой – водить все равно буду я. Девушки откровенно опасались садиться за руль машины с ручной коробкой передач, поскольку привыкли дома к автомату. Взяли малышку Hyundai-Atos.

    Теперь несколько слов о Хиосе. Начну с того, о чем пишут типовые путеводители. Это один из самых крупных островов Греции, площадью в 830 кв.км. Почти весь покрыт горами, доходящими до высот в 1200-1300 метров на уровнем моря. Береговая линия скалистая, довольно изрезанная небольшими бухтами и островками. Главный город острова, одноименный с ним Хиос, расположен на восточном берегу, точно напротив турецкого побережья, до которого менее 8 километров по прямой. И тут, разумеется, курсирую паромы. Про паромы я расскажу ниже – это тот еще фокус не для наивных. Но пока о Хиосе. Исходя из греческих легенд, именно тут родился Геракл. Замечу, что в Греции обожают присваивать своим городам и островам "божественные" происхождения и предназначения. Легенду о рождении Геракла вы услышите на Родосе, Санторини, и даже в Салониках. Греки любят свою историю, и им есть чем гордиться. А в случае чего, применяют свое дюжее воображение, особенно, если это привлечет туристов.

    Бесспорны те страницы истории, которые относятся к участию Хиоса в Афинском морском союзе, а затем, много позднее, в 1346 году, сюда приходят генуэзцы. Потом – турки. А в 1822 году жителей острова постиг настоящий холокост местного масштаба. Турки, подавляя восстание греков, учинили тут резню, от которой был убит каждый третий житель острова. У местных жителей давняя и жесткая неприязнь к тюркским соседям на восточном берегу пролива. В очередной раз, ровно 100 лет спустя после той резни, страсти накалились снова. Младотурки проводили то, что сейчас принято называть "этнической чисткой", в результате чего, более двух миллионов греков Малой Азии бежали на острова и в Грецию. Иными словами, нынешние жители Хиоса, Лесвоса и других островов – потомки тех беженцев и переселенцев. Справедливости ради, надо сказать, что и турки, жившие в этих местах, бросали все, спасаясь от греков. Но это уже тема совсем иного рассказа.

    На мой взгляд, если ваше время на острове ограничено, то стоит дистанцироваться от глянцевых путеводителей для туристов. Выше я говорил о том, что греки любят свою историю. И любому пеньку придают галактическое значение. Это путает туриста, отнимает массу времени. Хиос интересен комплексно. Это и природа, и море, и старинные деревни, и генуэзский замок в Волиссосе, и изящные улочки городка Хиос, и стены хиосской цитадели. Нас в особенности впечатлило местечко Места, на юго-западе острова. Старинная каменная деревушка-крепость, где все постройки слились воедино, единым комплексом. Соседняя деревушка, Пырги, тоже колоритна в не меньшей степени. Здесь можно бродить очень долго, среди петляющих узеньких мощенных улочек, минуя старинные церквушки и богатые дворы за высокими древними стенами.

    Далее дорога петляет к западному побережью острова, спускается к самой воде, а затем опять уходит в горы. Живописно. Хотя, время от времени встречаются следы сильных пожаров, постигших Грецию прошедшим летом. Пейзажи великолепные. Горы соседствуют с крутыми обрывами к морю, скалистыми островками.

    Обязательно следует посетить городок Валиссос, расположенный на северо-западе острова. Он очень живописен, и во многом мистичен. Коричневая мрачная цитадель возвышается над городком, а город плавно расположился по склонам, в виде 1-2 этажных традиционных домишек. Там интересно побродить часика полтора, а со стен частично разрушенной, но внушительной крепости открывается замечательный вид.

    На северо-востоке острова простирается каменистое, лишенное растительности плато, напоминающее пустыню. Не пытайтесь съезжать с дороги, следуя очередным указателям на достопримечательности – там нет ничего достойного многокилометровой езды по ужасным грунтовым дорогам. Интересен сам панорамный вид на каменистое плато, острова, и горы на турецкой стороне.

    Городок Хиос…в сравнении с другими "островными" столицами Греции – на четверку с минусом. Основная его часть отстроена уже в 20 веке, и за исключением частично сохранившейся крепости и заброшенной мечети – тут делать нечего. Поэтому, ближе к вечеру, сдав машину, мы садимся на паром до острова Лесбос.

    Остров Лесбос, Греция

    И все же это уже традиция прибывать в новое место ночью. Греческие острова ночью - это еще цветочки. А вот мои недавние блуждания по ночному Нью-Йорку, в происках дешевого китайского автобуса из местного Чайнатауна в Вашингтон, это уже из разряда "тяжелой артиллерии". Навязчивые ассоциации не оставили меня и на пароме с Хиоса на Лесбос, ведь мытарства в поисках отеля обещали повториться и здесь, как это уже было накануне на Хиосе.

    Впрочем, нам повезло. Сойдя на берег, мы обнаружили, что забыли путеводитель LP на судне, и забрать его было уже невозможно, поскольку корабль начал отчаливать от берега дальше в путь. Это был обидный прокол. А вот повезло нам в том, что мы хорошо сделали домашнее задание, и сориентировались в городке не хуже, чем бы мы это сделали по карте. Не прошло и четверти часа, как мы вселились в отельчик под названием "Porto Lesbos", что расположен на тихой улочке, что параллельно набережной. Номер на двоих с опцией на троих обошелся в 50 евро включая завтрак. Отлично! На сим мы завершили уходящий день и легли спать.

    С утра мы вышли в город. И обнаружили себя в гуще событий. Народ гулял. И гулял со вкусом, массово и шумно. На улицы вышли все, гремела музыка, люди пели, смеялись, несли греческие флаги. Что это такое? День Независимости? Не совсем. Это день…"ОХИ", да именно так он называется. Это греческий аналог российского Дня победы. Правда, празднуют греки не окончание войны, а ее начало. 28 октября 1940 года греческое правительство отклонило ультиматум фашистской Италии. По главной улице колоннами маршируют школьники, неся флаги и транспаранты патриотического содержания. После школьников следуют студенты колледжей. Затем – полицейские и солдаты. По такому случаю всех военнообязанных мужчин острова вызвали на однодневные сборы. И теперь папы многочисленных семейств маршируют строем, сжимая в руках американские винтовки М-16, а их жены и детишки из зрителей восторженно "Папа, папа!". Милое зрелище. Марширующие проходят мимо небольшой трибуны, во главе которой восседает местный архиепископ, а по сторонам от него – глава города и начальник полиции.

    Народу – тьма тьмущая, что невольно изменило наши планы в отношении прогулки по Митилини. Сейчас это абсолютно нереально – передвигаться тяжело, ажиотаж горожан велик, и все здорово навеселе. Тогда мы решаем сегодня брать машину и кататься по острову, а завтра посвятить день собственно городку Митилини. Сказано – сделано.

    Сейчас небольшое отступление от рассказа. Мой приятель, которому я дал почитать начала этих путевых заметок, спросил – а почему ты выбрал из всех греческих островов именно Хиос и Лесбос? Почему не гораздо более известные и популярные острова, как, например, Родос? Или Санторини? Или Крит? Справедливости ради, надо заметить, что тот же Хиос нельзя назвать самым ярким греческим островом. По числу архитектурных памятников его не сравнить с Родосом, а по богатству природы – не сравнить с Критом. Так почему выбор пал именно так? Думаю, дело как раз в "нераскрученности" Хиоса с Лесбосом. Здесь еще сохранилась настоящая, живая Греция, не испорченная массовым туризмом и не оглушенная цивилизацией. На Хиосе сплошь и рядом можно наблюдать обычную сельскую жизнь – детишек спешащих в школу, старичков на телеге запряженной ишаком, женщин работающих на виноградниках. Маленькие городочки, сохранившие средневековую ауру, и абсолютно не знающие массового туризма, девственные пляжи, не измученные беспредельной гостинично-ресторанной застройкой. Это чудесно!

    Главный город острова, Митилини, сохранил свой генуэзский облик. В отличие от Хиоса, тут не было существенных разрушений во время греко-турецкой войны, поэтому почти нетронутым сохранился исторический центр, полный изящных церквушек, узких мощенных улочек, и мощным кафедральный собор с массивным куполом. Над городом, на холме, возвышается громадная цитадель, возведенная в средине 13-го века для защиты от турков. Примечательно, что большая часть бастионов была возведена как раз турками, довольно легко захватившими остров вскоре после постройки этой самой цитадели. Цитадель это истинный шедевр для любителей фортификационного дела. Тут несколько рядов стен, а самый нижний ярус спускается прямо к морю. Весьма живописно.

    Меж тем, мы берем в прокат маленький Нисан-Микра, всего за 25 евро, и вскоре выезжаем в северном направлении, двигаясь к деревушке Мория, где сохранился здоровенный римский акведук. Немного плутаний, и вот мы на месте. Интересно! Вдаваться в исторические экскурсы не стану – все это в обилии есть в путеводителях, но заехать сюда стоит, красиво. Эдакий шедевр древней архитектура на фоне оливковых рощ.

    После приморского городка Паралия, дорога начинает уходить в горы, все сильнее петляя. Море по-прежнему справа, но в случае если я засну за штурвалом – лететь нам до моря все дольше и дольше. Шоссе узкое, без каких-либо ограждений. Порой приходится давать по тормозам, дабы элементарно разъехаться с встречной легковушкой. Про грузовики и говорить нечего – несколько раз приходилось экстренно скатываться на обочину, дабы избежать столкновения с выскакивающим из-за очередного поворота "лихачом" на многотонном троглодите. Примечательно, что здесь укоренилась привычка ездить по встречной полосе, абсолютно не задумываясь о последствиях. Виды красивейшие, но останавливаться негде – по крайней мере, мои спутницы могли наслаждаться проплывающими пейзажами. В отличие от их покорного слуги.

    Примерно в двух часах езды от Митилини, расположен красивый городок Митимна, известный своей крепостью, возвышающейся на крутом холме. Собственно городишко облепил эту самую гору, подтягиваясь к крепостным стенам. Крепость гораздо более впечатляет снаружи, чем изнутри, так что если вы без машины, то карабкаться наверх стоит разве что ради панорамных видов. Внутри крепости идут реставрационные работы, и внутри вы увидите только горы строительного мусора, что совсем не эстетично. Судя по всему, этот городок является курортом местного значения – на берегу несколько отелей, правда, закрытых. Не сезон.

    Мы едем дальше, в надежде успеть до наступления темноты добраться до еще одной крепости, Сигри, расположенной в самой западной точке острова, ровно в 100км от Митилини. Увы, обстоятельства оказались сильнее нас. Отчаянно темнело, а дорога все более напоминала российскую: узкую и с колдобинами. В какой-то момент мы пришли к решению поворачивать в сторону дома. Нам удалось "захватить" при свете дня красивый залив Калони, глубоко вдающийся вглубь Лесбоса, после чего оставшееся время мы ехали при свете фар.

    Следующий день был нашим последним днем на Лесбосе. Мой самолет вылетал в 14.20, и встав довольно рано, мы решили еще куда-нибудь съездить пока у нас машина. Погрузив все вещи в салон, мы покинули отель, и выдвинулись на этот раз в южном направлении. Через несколько километров после выезда из Митилини, мы прибыли в аэропорт, где девушки купили себе билеты на мой же рейс в Афины. Затем мы поехали дальше на юг, обогнули мыс Акра, и сделали остановку в живописном месте, с потрясающими видами на море, турецкий берег, и очередной крупный залив, врезающийся вглубь острова. Интересное явление природы - если бы не узенький пролив, соединяющий залив с морем, шириной от силы метров в двести, это можно было бы назвать озером. Вокруг горы, покрытые еловыми лесами – благодать! Маленькая часовенка, расположенная прямо на скале над возами залива, придает месту особый колорит.

    Ближе к вылету мы взяли путь в обратном направлении, в сторону аэропорта. Сдали машину, и некоторое время спустя уже летели в Афины. Девушек ждал типичный, рабочий, и ничуть их не вдохновляющий рейс в Будапешт, а меня, как показало время – абсолютно спонтанное путешествия из Израиля в Иорданию, и далее в Шри-Ланку и Индию. Об этом можно почитать здесь album.turizm.ru/21342/mess_32.

    Фотографии с греческих островов здесь public.fotki.com/puerrtto/1/greece-1/.

    Александр Лапшин
    08/04/2008 11:43


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Греции

    06.03.24 Возобновляется паромное сообщение между Измиром и Лесбосом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    10.01.24 В Греции туристы могут увидеть место коронации Александра Македонского
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    25.11.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы на Санторини
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    20.09.23 Греция повышает налог для отелей
    14.08.23 Афинский акрополь вводит лимит на посещение
    24.07.23 На Родосе эвакуируют туристов из-за пожаров