Путешествие в Узбекистан

Это будет отчет в виде путевых заметок, потому что рОман писать лень, а заметки можно быстро закончить на чем-нибудь положительном. Или отрицательном.

Экипаж

Сергей и Аня.

Вылет

В аэропорт нас провожал автобус с Домодедовской и два соседа-наверное-узбека, которые громко и увлеченно беседовали по мобильникам с кем-то близким. Мы сказали себе: "Привыкай к чужому языку!". И не ошиблись…

Как сугубо правильные пассажиры мы приехали в аэропорт за 2.5 часа до вылета (00.25) и искренне огорчились, когда поняли, что вылет отложен до 6.45, а регистрация соответственно до 4.15!

Надо сказать, что мы покупали билеты на регулярный рейс, в обычной кассе (пытались купить, заказав билеты во всемирной сети, но почему-то "Домодедовские линии" в этот день отдыхали в электронном виде, поэтому покупали билеты у живой тетеньки, которая настойчиво пыталась отправить нас вместо Самарканда в Салехард).

Когда мы подошли к официальным представителям нашей авиакомпании за разъяснениями, за питанием и за добрыми словами после извинений, то увидели группу пассажиров, которым задержали рейс на Камчатку на сутки, и поняли, что мы, в общем-то, счастливые люди, поскольку про наш рейс что-то известно, а вот они усталыми сотрудницами представительства размещались в каких-то гостиницах.

Сразу оговорюсь, что и обратный рейс нам задержали на столько же, поэтому сходить поругаться стало просто необходимо. После прилета мы сходили к должностным лицам, где нам сказали, что талоны на питание дают при задержке рейса на 6 часов. И должны были бы дать. НО! Регистрацию мы прошли после 4 часов задержки, а из-за "кордона" за талонами выйти невозможно и т.д. МудрО, ничего не скажешь!

Спать

За эту ночь мы научились спать: полулежа, полусидя, полустоя.

Кресла в Домодедово – наследники инквизиции, спать в них – пытка, просыпаться – гадко, сны – кошмары!

Регистрация

Три стойки. Толпа. "Чей багаж?" - "Мой!" - "Перегруз!" - "Нет! Тут вот друг (брат, жена…)" - "Хорошо! Вот посадочный талон. Следующий! Перегруз!" - "Вот брат (жена, друг…)"

Очереди нет в принципе, наверное это понятие в Узбекистане не распространено.

Постояли мы часок к двум стойкам, спешить-то некуда. И решили перейти к третьей. У стойки было человека четыре. Подошла наша очередь и мы спросили, почему к сотруднице никто не стоит, может она не нравится пассажирам?! "Не знаю!" - загадка, право!.. И мы зарегистрировались.

В зале вылета поспали еще пару часов.

Оказалось, что регулярный рейс в Самарканд в аэропорту считают чартерным и задерживать, типа, имеют право. Но мы уже смирились и типа выспались.

Самолет

Было тепло, мягко, кофе, еда, вид из иллюминатора…

Аэропорт в Самарканде

Есть такая книга Вл. Войновича "Москва 2042". Кто читал, тот поймет, как выглядит летное поле и зал ожидания…

Еще около 1.5 часов "очереди" на паспортный контроль пролетели незаметно.

Задекларировали мы всё (как сказали инструкции на стене в зале прилета), включая бутылочку "Кампари", купленную в "Дежурной свободе". Правда, опасались, что при выезде спросят "Где вы дели литр этого среднеградусного алкоголя?!".

На контроле предупредили о необходимости временной регистрации. А мы чё, не из Москвы, что ли? Плавали – знаем!

Вышли из аэропорта

Мы были готовы к таксистам, поэтому для порядка поломались, но в итоге сели к победителю спарринга за право везти нас, в раритетнейшее авто – Газ-21 без всяких признаков коррозии! Там же поменяли 100 долярев на 6 сантиметров денег. Наверное, нас обманули, но пусть Аллах занимается такими тонкостями таксистской души!

(Если кто поедет – знайте – за 300 денег на маршрутке можно доехать до города. Если одолеете в бою таксистов).

Самарканд

Приехали мы на площадь Регистан. Это было единственное слово, которое мы знали из нашего самодельного путеводителя, заблаговременно распечатанного из Интернета. (В Москве и Питере карт Узбекистана и городов НЕТ!!!).

Купили карту МТС-Узб за 5500 денег, (из наших же родных МТС работала московская, питерская подвела), и ровно через 5 минут на улице нас нашел человек (Роман; он рассказал, что был снабженцем в госконторе во времена СССР, а сейчас продает ковры), который сначала нас привел в свою квартиру за 10 долл. с души, а потом (от его квартиры мы отказались) привел в гостиницу "Антика", что в близи Гор-Эмира.

Гостиница в Самарканде

Гостиница сразу нас очаровала. Уютный внутренний дворик, зелень, гранаты, растущие на дереве (а не ящике на рынке, как мы думали)). Резные двери… Колорит, который был натуральным и ненавязчивым. Вид из окна открывался такой, за который нужно было бы отдельно брать деньги с туристов. Право скажем, что это была лучшая гостиница за эти деньги (35 дол за двоих) на всем протяжении нашего пути.

В этой гостинице работает гидом русский парень Денис, который ответил на множество наших вопросов, а в итоге отвез нас в 5 утра в аэропорт на рейс Домой…

гостиница Antica, г.Самарканд, ул. Iskandarov, 58, Тел.: 235-20-92 или 235-81-65, Моб.: 250-27-92 или 226-30-92, Код города Самарканда при звонке из Узбекистана: 8-366, или +998-66 не из Узбекистана, Эл.адрес: antica2006@rambler.ru Викулов Денис, г.Самарканд, гостиница "Антика", тел.сот.: 00998-66-5204511 и тел.дом.: 00998-66-2334375 (8-366 – код внутри Узбекистана, эл.почта: scootter@rambler.ru Ну, реклама, же!

Вечер первого дня

Съездили на маршрутке на разведку расписания на железнодорожный вокзал. Маршрутки – чудо как хороши! Помещается 7 человек ну очень вплотную, едут быстро, умело объезжают открытые люки и сигналят постоянно, зазывая пассажиров. Причем, если маршрутка полна – сигналят, что маршрутка полна!

Вечером, когда уже стемнело, а темнело рано - в семь вечера ощущение что уже ночь, пошли на площадь Регистан; по пути многие спрашивали, откуда мы, когда сказали "из Москвы", услышали радостное "Земляк!", "У меня в Питере родственник работает" и т п.

В Регистане сотрудники милиции, заступившие на дежурство, предложили нам подняться на минарет в медресе Улугбека. За символическую плату мы посмотрели с его высоты на вечерний город… Милиционер фотографировал нас, а мы позировали…

В это время во внутреннем дворе медресе сервировали столы для каких-то иностранцев, которые заказали там банкет. Наверное, очень приятно поужинать в таком историческом месте.

Вечером поужинали в кафешке, кушали манты (их нам представили как "манты-понты"), пили вкусное местное пиво Sarbast от "Балтики", нам славно приготовили г ужт.

Кстати о мясе: в мясных лавках практически нигде нет холодильников, мясо висит просто так, на солнце, видимо считается, что жара не портит его, и при готовке все будет с ним ОК. Замечательная приправа Зира, очень вкусна! Потом накупили на базаре зиры и всяких пряностей, которые "на Ура!" пошли в нашем пресном краю.

А баранина оказалась просто превосходной – видимо, это от диеты барашков, в Москве баранина отдает Москвой в основном.

Города

Мы бродили. С самого начала мы приняли решение не ходить туристическими тропами под чьим-то руководством, а все смотреть самим.

Поэтому просто выходили, сверялись с нашей "картой", выбирали нужное нам направление и шли…

Нелирическое отступление

Хотя нам несколько помогли прочтенные отчеты о ценах и городских особенностях, но все же ограничимся только основными финансовыми советами, потому что нормальному "дикарю" приятнее узнать номер маршрутки у местного жителя, заодно поговорив о чем-нибудь, чем корчить из себя "аборигена", постоянно едучи не туда.

Основные цены:
    маршрутка – 300 сум, такси 1,0-5,0 тыс., как поторгуетесь,
    гостиницы – 20-50 долл., но разумно переночевать, помывшись и нормально поспав, нужно за 25-35 долл.,
    билет во втором классе из Самарканда до Бухары - 3989 сум с человека, пиво и еда даже не учитывались,
    лепешки – 200- 700 сум,
    приправы – 100 сум, ищите и торгуйтесь!!

У таксистов деньги не меняйте, есть обменники. Автобусов не видели. Одежды в среднероссийском)) понимании не найдено. Билеты на поезда – как в России, в купе ехать удобнее… Поезда ездят по расписанию. Хватило без особого шика и горы сувениров, только понравившиеся, – 650 долл. на двоих. Без перелета, разумеется.

Во всех городах мы видели одно и то же - дорихоны (аптеки) – бывало и до четырех в одном доме. Надеемся, что в Узбекистане люди не болеют, а просто любят лечиться. Но все как всегда оказалось прозаичней – просто в настоящее время выгодно торговать лекарствами. Поэтому изобилие аптек на улицах это просто дать этапу экономики. Ну и слава Богу!

Еще очаровало наличие двух видов магазинов и заведений - мужские парикмахерские и свадебные салоны! Причесался и - в ЗАГС! А вот это уже показатель – демография проблема везде, поэтому в этом плане Узбекистан нас порадовал.

Самарканд

Из Самарканда мы планировали проехать на поезде в Бухару. Поэтому направление у нас было одно – ЖД вокзал. Сверившись с картой, установили ориентир и пошли. После 1,5 часов прогулки и беспрестанного фотографирования всевозможных памятников и мелочей быта, поняли, что идем немного не туда. У проходившей мимо женщины, спросили, правильно ли мы идем к вокзалу. На что получили недоуменный взгляд и выразительный жест пальцем у виска "Да вы что! Вокзал очень далеко, вам на маршрутке минут 20 ехать, во-он туда!" Мы поблагодарили даму и уже через 2 часа(!) прогулки были у вокзала.

Зато видели: - мастерскую во дворе, где делают сувениры, которые продают потом в туристических местах. Мы купили две картинки, нарисованные на коже (надеемся, что какого-то животного); - военных, устанавливающих флагшток в асфальт у воинской части, на заборе которой висело объявление – "Не фотографировать!"; - памятник человеку, оказавшемуся Гагариным; - спортивный комплекс, так и не сданный в эксплуатацию из-за просчетов строителей; - гостиницу громадного размера, без окон и без дверей; - собаку с густыми черными бровями, очень строго на нас смотревшую; - красивые солнечные улицы; - пыльный ветер, налетающий из ниоткуда… В общем – жизнь города.

Ну и сам красавец вокзал!

На вокзале мы были 3 раза за неполных 3 дня. Первый раз разведка, второй – покупка билетов, третий – отъезд.

Вечер с Гор-Эмиром

Вечером зашли в Гор-Эмир. К нам подошел некий служитель и за привычную символическую плату впустил нас в сам Мавзолей… Мы люди не экзальтированные, но в безлюдном мавзолее что-то на нас снизошло… Сидели, любовались и не хотели уходить…

Покупка билетов в Самарканде

Вокзал пустой вовсе. В очереди в кассу было трое. Дама покупала билеты, за ней стояла задумчивая девушка и я, по привычке, на 40-сантиметровой комфортной психологической дистанции (см. труды Психологов)) от задумчивой девушки. Подходят 2 узбекистанца и встают передо мной, в эти 40 см. Я тут же вспомнил "очередь" в аэропорту и осторожно спросил "За билетами или так, спросить?" - "За билетами!" Вникая в местные порядки, я тут же сказал "Ну за мной будете, я же – очередь!" - "Хорошо" И встали за мной… Психологи в Узбекистане отдыхают в чайхоне…

Поезд в Бухару

На третий раз нашего появления на вокзале, уже в день отъезда, нас узнали сотрудники ЖД и милиционеры, сказав "А, пропускай, они тут каждый день!" и мы прошли на посадку.

В поезде нам сначала не хватило мест. Соседний вагон. Видимо другого класса был пуст, но руссконеговорящие проводники не пропустив нас в него, рассадили нас на все-таки нашедшиеся свободные места в вагоне.

Пока ехали смотрели местное музыкальное ТV, очень милая девушка Шахризода (вроде так) пела песенку ангельским голоском: "Салам Алейкум", но клип при этом нас удивил. Действующие лица: Молодой Сотрудник (МС), Старик (С), Нехороший Директор (НД). Каждый будний день начинается с того, что НД никогда не здоровается с МС, из-за этого МС очень переживает и обижается, и вот пришел один раз С к МС, пожаловался, что НД в чем-то (правда так и не поняли в чем) ему отказал, и МС, пока никто не видит, подкинул в стол к НД что-то нехорошее, в итоге за НД пришли люди в черном, и, когда его выводили, НД так посмотрел на МС, как будто бы говорил: "Я знаю, что это ты!". Очень поучительный клип про то, что нужно выполнять просьбы дедушек и здороваться со всеми за руку, не делая исключения, а иначе найдется какой-нибудь МС и вас подставит лет эдак на 25!

На одной из станций села очень колоритная пара молодых людей. Парень в спортивном костюме и девушка в национальном костюме, в тюбетейке с монетками, очень красивая!

Бухара

С вокзала приехали в центр города на маршрутке и поселились в гостиницу "Malikjon"1 напротив бухарской Синагоги, за 25$ за двоих за сутки. Весь вечер и, видимо, всю ночь бухарские евреи пели очень громкие и энергичные песни!..

Погода в этот день портилась уже в Самарканде… Мы рассчитывали на тепло в Узбекистане… Но то, что мы увидели в Бухаре, имея при себе массу легких вещей и только по одной теплой кофте – короче мы очень обиделись на синоптиков! Пришлось надевать на себя по нескольку маек, получилось а-ля капуста. И назавтра решили пойти на БОЗОР за теплыми вещами.

Но нашему знакомству с городом погода не помешала, мы гуляли по улицам, посмотрели на крепость, зашли в медресе. И опять вечером, и опять никаких туристов и продавцов билетов.

Бозор в Бухаре

С утра пошли в народ, вернее на Бозор, был такой холодный ветер, что мы уже готовы были купить себе по Бухарскому халату до пят. На базаре было людно, везде пестрели рюлексовые ткани (между прочим, очень славные). Радовали названия магазинов: "АвтозапчастЫ", "Евроремонт-шпаклевка"…

Крепость

Крепость впечатлила! Огромная! Это было то, ради чего и ездят путешественники в путешествия!

В Крепости экскурсию не брали, зато наверху забрались в ту часть, которую не показывают туристам, гуляли по краю разрушенных стен, фотографировали панораму, отломали кирпич от крепости. Оказывается она очень хрупкая, стены сложены из кирпича, кирпич не плотно прилегает друг к другу, а сверху все замазано глиной, перемешанной с соломой, называется Пахса. Многие дома в Узбекистане тоже построены "из того же материала" )).

Единственная экскурсия

В центре Бухары нам повстречался гид, который отвез нас в Город мертвых. Это было еще одно место, в котором чувствовалось что-то особенное…

Вечером поужинали в придорожном кафе превосходно приготовленной бараниной. Это действительно ЧТО-ТО!!

По пути мы видели, как растет хлопок, и ТРЕХколесные тракторы, ухаживающие за ним!

Бухара-Ургенч

На Караван-бозор, откуда едут машины в Ургенч нас отвез Мамат Неъматович (так зовут нашего гида в Бухаре). Прежде чем остановить машину, сказал, чтобы мы не выходили, он сам договорится, а то бы нас обступила толпа водителей, с которыми пришлось бы опять вступить в рукопашную…

В Ургенч поехали на "Нексии". Мы выкупили одно место в машине, и нас было трое – это мы и один пассажир, с нас двоих взяли 70 000 сум. За почти 500 км пути. (1 доллар = 1240 рублей).

Вся поездка проходила через пустыню. Замечательно было наблюдать барханы, понтонный мост через реку…

Приехали мы на ЖД вокзал.

Покупка билетов в Ургенче

При покупке билетов столкнулись с бдительной билетершей! Пришлось выдержать небольшой допрос: откуда, куда, зачем, где остановились, почему нет прописки. После демонстрации всех временных регистраций обратных билетов в Москву мы удостоились билетов в Самарканд и улыбки. Кстати, это был единственный раз, когда нас о чем-нибудь спросили представители власти!

Купейный билет в поезд Ургенч-Самарканд обошелся нам в 21743 сум за человека.

Ургенч

С автовокзала рядом с центральным рынком мы уехали в Хиву. Около рынка нас порадовала очередная вывеска: "Фотостудия СИРОЖ.", видимо студия работает только для Сиро(ё)ж.

Путь в Хиву

В Хиву ездят троллейбусы, но мы решили от такого путешествия отказаться, потому что разутый водитель сказал, что поедет через 20 минут. Мы поверили ему и пошли на маршрутку. За весь путь мы не обогнали ни одного троллейбуса… За 600 сум с человека мы добрались до базара в Хиве.

Хива

Приехав, мы долго искали улицу Пахлавана Махмуда, спрашивая у таксистов. Но потом оказалось, что они не знают, где она, потому что они стояли именно на этой улице!

Поселились мы в гостинице "Исламбек", где пришлось разговаривать по-английски, потому что русского на ресепшене не знали!

Вид из окна был замечательный – внутренняя стена крепости Хивы! Мы жили в крепости!

Как всегда вечером, погуляли по опустевшему рынку, фотографировали мостовые, ворота, минареты, один из них – Минарет Калта-Минор (1851 г.) был задуман как самый большой минарет в Центральной Азии (диаметр основания - 14 метров). Но по неизвестным причинам его строительство было остановлено, когда его высота уже была 26 м. Это единственный минарет в Центральной Азии, полностью покрытый глазурованным кирпичом, и майоликой. Представьте, какой он должен был быть полностью построенным!

На базар приехали продавцы, а один из низ приехал на черном ЗИМ-110! Не тронутый ржавчиной, он стоял и ждал как минимум секретаря ЦК республики… А на самом деле он привез хурму…

В Ургенч

В Ургенч к поезду поехали на такси. Пассажиров было только двое - мы, заплатили всего 4000 сум, поторговавшись. Представьте, 40 минут со скоростью 90 км в час мы проехали за 90 рублей!!!

В городе прогулялись по базару, поели шаурмы (а в Питере до сих пор – ШАВЕРМЫ!!)), увидели целую улицу сапожных дел мастеров…

Ургенч произвел впечатление светлого, современного, молодого города…

Поезд

В поезде соседями по купе оказались Сейран и Света, молодая пара, направляющаяся в Ташкент. Они нам рассказали много интересного об обычаях Узбекистана, о разных подробностях достопримечательностей. Привет ребята!!

Снова Самарканд

В Самарканде были в 4 утра. От вокзала доехали на машине, в которой исправным был только звуковой сигнал, наверное (мы его не слышали, не удалось). Водителя колбасило, машину трясло, колеса ловили дорогу, ближнего света не было…

В зарезервированном номере в "Антике" проспали запланированную встречу рассвета на Регистане, и с утра пошли на рынок (мы не оригинальны – нас развеселило название рынка – SIYOB) , он оказался совсем рядом.

Съёб

Рынок в Самарканде по нашему мнению уступает рынку в Ургенче. Но темнее менее, было очень интересно побродить по рядам сладостей, приправ, фруктов и овощей, и особенно, лепешек.

На рынке мы накупили всяких вкуснопахнущих приправ и трав, взяли пару бутылочек местного вина Bagizagan (сухое красное), и придирчиво выбранную тряпочку - Cюзанне.

Горы

После рынка мы поехали в гости к Вике, с которой познакомились по Интернету в период подготовки нашего хаджа.) Студентка, она приболела в этот день, но мы на её месте сделали бы то же самое – ведь всех половозрелых подростков выгнали в эти дни собирать хлопок! Без оплаты и перспектив повышения по этой службе!

С ней и с её знакомым поехали в горы, в святое место, к которому ведут 1303 ступеньки, и находится заповедная пещера.

На вершине покоренной горы можно сидеть часами, на краю, опустив ноги вниз, думать о чем-то важном и ценном, о мире, окружающем... И опять не хотелось уходить….

Домой

В день отлета мы зря проснулись в пять утра, потому что рейс задержали на те же 7 часов. Просидев в зале ожидания, отстояв традиционную очередь-неочередь, мы прошли дюти-фри и буфет с коньячком и сели аж в Боинг…

В самолете всех не граждан России попросили заполнить миграционные карты, мы оказались очень кстати, помогли заполнить документы.

А вот когда прозвучало "Наш самолет приближается к Москве, Просим пристегнуть ремни!" весь самолет встал и полез одеваться и доставать багаж - одежду, дыни.. Стюардессы были недовольны.

Поездка наша удалась – другая жизнь, хорошие люди…

Скорее всего, мы не скоро приедем в Узбекистан вновь… Но иногда мы скучаем по этим ранним вечерам и куполам мечетей…

Сергей Макаров
    27/11/2007 07:23

Новости из Узбекистана

11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    10.04.24 Utair будет выполнять рейсы из Сургута в Фергану
    05.04.24 "Азимут" распродает билеты по цене от 888 рублей
    Utair полетит из Тюмени в Самарканд
    03.04.24 Uzbekistan Airways снизила цены на избранные направления
    31.03.24 Uzbekistan Airways будет летать в 2 лондонских аэропорта
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям