Первая Российская экспедиция на Питкэрн



    Отрывки из книги "Сага о мятеже на "Баунти" и об острове Питкэрн" (готовится к изданию)

    ...Остров Питкэрн (координаты 25°04' южной широты и 130°06' западной долготы) - и по сей день одно из самых удаленных, труднодоступных и изолированных человеческих поселений на Земле.

    Для начала: от Москвы до Адамстауна по прямой - ни много ни мало 10210 миль (или 16432 км). К слову, даже Антарктида, благодаря предельно простой и в то же время причудливой географии Земного Шара, ближе к столице России, чем приют мятежников с "Баунти".

    Дальше. Остров почти одинаково удален от окружающих материков: ближайшая "большая земля" - Новая Зеландия - почти в трех с половиной тысячах миль к западу. Примерно столько же до Южной Америки на востоке, до Северной Америки на севере и до Антарктиды на юге.

    Три с половиной тысячи миль... Это около пяти с половиной тысяч километров. В полтора раза дальше, чем от Москвы до Северного Полюса.

    Вообще, самым-самым удаленным обитаемым островом на планете, как известно, является Тристан-да-Кунья - владение Великобритании в Южной Атлантике, расположенное в 1311 морских милях (2428 км) к югу от ближайшего человеческого жилья, городка Джеймстаун (Остров Святой Елены).

    На втором месте по удаленности - легендарный остров Пасхи: ближайшее поселение к Ханга Роа, единственной деревне на Рапа Нуи, - наш Адамстаун на Питкэрне (1123 морских мили или 2079 км к западу).

    Сам Питкэрн делит почетное третье место с другим островом Рапа - Рапа Ити (или Маленькая Рапа), самым южным и самым прохладным обитаемым клочком суши Французской Полинезии: от местной единственной деревушки Хуареи до ближайшего заселенного берега острова Раиваваэ - 287 морских миль (531 км) к северо-западу. Ровно столько же - 287 морских миль или 531 км - отделяет питкэрнский Адамстаун от небольшого поселка на острове Акамару в архипелаге Гамбье (Мангарева на пару миль дальше к северо-западу).

    Но это что касается расстояний. Если же мы взглянем на эти населенные пункты с точки зрения транспортной досягаемости, то, безусловно, Питкэрн окажется в списке на последнем месте. То есть, иными словами, остров "Баунти" можно по праву считать уж если не самым удаленным человеческим поселением на Земле, то самым труднодоступным и изолированным - точно.

    Судите сами.

    На острове Пасхи есть аэропорт, и туда (и обратно) по расписанию летают рейсовые самолеты из Сантьяго и из Папеэте. На Тристан-да-Кунья и Рапа Ити аэродромов нет, но их регулярно, и тоже по расписанию, пару-тройку раз в месяц посещают рыболовецкие суда и правительственный корабль снабжения соответственно.

    На Питкэрне не так.

    Никакого регулярного (периодического и более-менее постоянного) морского или, тем более, воздушного сообщения с приютом потомков мятежников с "Баунти" не существует. На острове нет не только аэродрома или мало-мальски подходящей вертолетной площадки, но и безопасной морской гавани. Даже приемлемой якорной стоянки не имеется. И высадка на берег очень затруднена и во многом зависит от прибоя.

    Иногда, либо по дороге из Новой Зеландии в Южную Америку и обратно, либо следуя по маршруту Гонолулу - Ушуая, либо по пути от Таити к Пасхе, мимо острова проходят сухогрузы и контейнеровозы, и - изредка - частные яхты и круизные лайнеры. Несколько раз в году сюда прибывает судно "Braveheart" ("Брэйвхарт", "Храброе Сердце"), нанятое новозеландской администрацией Питкэрна для доставки на остров официальных лиц. Раз в несколько месяцев здесь появляется также корабль снабжения "Тапоро" с грузом топлива, стройматериалов, медикаментов и т. д.

    И всё!..

    Других вариантов нет. До острова можно добраться только морем. И только "с оказией".

    Поэтому на сегодняшний день шансов достичь недоступный островок можно пересчитать на пальцах одной руки.

    План А. Комфортный, но краткосрочный и не гарантированный. На круизном судне.

    Покупаете дорогой тур на фешенебельный тихоокеанский лайнер, идущий по маршруту, к примеру, из Папеете (Таити) на остров Пасхи, наслаждаетесь изысканной роскошью и аристократическим обществом и молите всех морских богов, чтобы у берегов Питкэрна вам повезло с погодой.

    Потому что "посещение острова Питкэрн", как указано в некоторых круизных транс-тихоокеанских маршрутах, вовсе не значит высадку на остров Питкэрн.

    На Конференции "Баунти - Питкэрн" я разговаривал с одним американцем, таким же энтузиастом Саги, как и я сам. Этот немолодой уже человек, всю жизнь мечтая побывать на острове, долго копил деньги на подобный круиз и, в конце концов, взошел на борт шикарного белоснежного лайнера. И вот, в один прекрасный, но - при этом, увы, - ненастный день, судно подошло к Питкэрну. На шлюпочной палубе собралась большая группа туристов, желающих высадиться на легендарный остров, и впереди - наш герой.

    И в этот момент прозвучала команда капитана. Как гром среди ясного неба, как голос свыше, как приговор.

    "В связи с высокими волнами высадку на Питкэрн отменить".

    Капитан лайнера не рискнул взять на себя ответственность доставить вверенных ему людей на берег. Питкэрн "славится" своим свирепым прибоем и коварными подводными скалами, и направлять туда шлюпки, да еще и во время шторма - очень опасно. К капитану направилась целая делегация возмущенных туристов, но старый морской волк оказался непреклонен.

    Ждать у моря погоды времени особо не было, и судно, к величайшему горю моего собеседника, через несколько часов продолжило свой путь дальше, прочь от Питкэрна.

    Он, рассказывая это, держался молодцом. Но я прекрасно понимал и чувствовал, какой жестокий удар он испытал тогда. Увидеть очертания острова всего в нескольких метрах от себя и так и не побывать там... Нечто подобное произошло с экипажем "Аполло-13", когда из-за проблем в модуле они не смогли сесть на Луну. А лишь облетели ее на близком расстоянии...

    И такое в случае с Питкэрном происходит достаточно часто.

    Так что круиз - не для нас.

    План В. Гарантировано, но не очень удобно. На проходящих судах.

    В окландской Администрации Питкэрна ведется постоянно обновляемый список кораблей, планирующих ненадолго зайти на остров или пройти неподалеку. По предварительной договоренности вы садитесь на первый попавшийся корабль (скажем, нефтеналивной танкер), идущий по маршруту, например, из Новой Зеландии в Панаму или обратно, проводите несколько суток в матросском кубрике, питкэрнцы встречают груз (и вас заодно) на своих баркасах в открытом море, и вы благополучно высаживаетесь с ними на берег. А судно идет дальше. В этом случае вы можете оставаться на острове до полугода, пока вас не заберет очередной проходящий корабль (допустим, какой-нибудь рыболовецкий траулер).

    Проблема в том, что не всякое судно согласится взять на борт непрошенного пассажира. Да и в ожидании подходящей оказии можно провести в порту - или на Питкэрне - несколько месяцев. А если к тому времени у вас истечет срок Разрешения? В любом случае это будет стоить приличных денег.

    Поэтому этот вариант - своего рода "океанский автостоп" - больше подходит для тех, кто путешествует один и налегке, и у кого нет проблем с визами, временем и наличными средствами.

    К нам это не относится.

    План С. И гарантировано, и удобно. На собственном (или арендованном) плавсредстве.

    Если у вас своя океанская яхта - вы счастливый человек. А если еще к ней в придачу имеются опытный шкипер, подробная лоция Южного Тихого Океана, необходимое навигационное оборудование и специальное разрешение на плавание в международных водах - вы счастливы вдвойне. Потому что вы сможете добраться до Питкэрна сами. И провести на острове несколько часов, даже без Разрешения и без предварительной договоренности о ночлеге. Нужно будет только заплатить полагающуюся сумму за высадку. (А с Разрешением, напоминаю, можно оставаться на берегу до шести месяцев! Если, конечно, островитяне не будут против.)

    Так полдня на Питкэрне в апреле 2002 года провели члены экипажа российского шлюпа "Апостол Андрей" (капитан Николай Литау), совершавшего свое второе кругосветное плавание.

    Если же у вас по каким-то причинам нет своей яхты - не все потеряно. Можно обратиться в компанию, которая предоставит чартерное судно. Вместе с экипажем! Таких проверенных и зарекомендовавших себя фирм, не раз и не два доставлявших пассажиров на Питкэрн, на сегодняшний день во всем мире насчитывается всего 2 (две). "Pacific Expeditions" и "Ocean Voyages".

    "Тихоокеанские Экспедиции" - это, на самом деле, исследовательское судно "Bounty Bay" и ее владелец по имени Грэм Рэгг (Graham Wragg), или попросту Капитан Джи. Он родом из Новой Зеландии, закончил Оксфорд (доктор зоологии), ученый-орнитолог и специалист по птицам островов Питкэрн. Обитает в Южных Морях уже много лет. Порт приписки и база - на Раротонге (острова Кука). Помимо плаваний к питкэрнским островам, "Bounty Bay" совершает научные вояжи и в другие укромные уголки Полинезии, на атолл Суворов, например, или, скажем, на Кирибати или Тувалу.

    "Океанские Путешествия" - это, прежде всего, Мэри Краули (Mary T. Crowley). Ее агентство, расположенное в калифорнийском городке Сосалито неподалеку от Сан-Франциско, с 1979 года занимается поиском чартерных яхт по всему миру. Это именно она в 1980-м помогла Глинну Кристиану, предоставив ему не только судно с экипажем, но и найдя попутчиков. На сегодняшний день в ее списке судов, готовых отправиться к Питкэрну, - целых семь названий.

    В обоих вариантах вовсе необязательно, разумеется, идти на остров непосредственно с Раротонги или из Калифорнии: есть возможность договориться, и арендованное судно подхватит вас где-нибудь между Таити и Питкэрном.

    Лучше взойти на борт яхты у острова Мангарева, что в архипелаге Гамбье Французской Полинезии. Здесь, как известно, расположен ближайший к приюту потомков мятежников аэродром. Так будет, во-первых, быстрее, и - что тоже немаловажно - дешевле. А до Гамбье можно добраться по воздуху: раз в неделю, по вторникам, сюда летает пассажирский самолет из столицы Таити Папеэте.

    В обоих случаях арендованные суда могут - за отдельную плату, разумеется, - по пути посетить и соседей Питкэрна, интереснейшие необитаемые острова Оэно, Хендерсон и Дьюси. Упускать такой шанс не хочется. Уж если плыть на Питкэрн на "своем" корабле, надо обязательно заглянуть и туда.

    Оба варианта - и "Ocean Voyages", и "Pacific Expeditions" - совсем недешевы, но вполне реальны...

    ...И вот 6 сентября 2007 года, спустя ровно год после начала конкретной подготовки к поездке, через четыре года после начала работы над книгой и через пять с лишним лет после того, как я впервые узнал о "Баунти" и Питкэрне, мы, наконец, отправились в путь.

    Этот вояж стал не только самым выстраданно-желанным, но и самым далеким и самым насыщенным путешествием в моей жизни.

    Маршрут

    Вот как в итоге все у нас вышло ("краткое расписание" всей экспедиции):

    Карта: маршрут Экспедиции

    6 сентября. Вылет из Москвы в Токио.

    7 сентября. Прибытие в Токио. Экскурсия по городу. Ночь в отеле "Shibuya Tokyu Inn".

    8 - 11 сентября. Пребывание на Таити:

    08.09.2007. Перелет из Токио на Таити. Прибытие, размещение в отеле "Le Meridien". Экскурсия по острову. Вечером - ресторан "William Bligh".
    09.09.2007. Дайвинг в лагуне. Посещение Музея Таити и Островов.
    10.09.2007. Поездка на пароме на остров Моореа.

    11 сентября. Перелет из Папеэте до Гамбье. Промежуточная посадка на атолле Туреиа (архипелаг Туамоту). На Мангареве - встреча с яхтой и ее экипажем, прогулка по острову.

    12 - 14 сентября. Океанский переход на борту яхты "Sauvage" от островов Гамбье до Питкэрна (50 часов).

    14 - 19 сентября. ПРЕБЫВАНИЕ НА ПИТКЭРНЕ.

    19 - 21 сентября. Океанский переход обратно - от Питкэрна до Гамбье (47 часов).

    21 - 25 сентября. На борту яхты на островах Гамбье (Тараваи, Мекиро, Акамару, Тауна, Мангарева).

    25 сентября. Перелет Гамбье - Папеэте. Размещение в отеле "Sheraton". Отдых.

    26 - 28 сентября. Пребывание на Тубуаи: (я без Володи и Люды; ребята остались на Таити)
    26.09.2007. Перелет Папеэте - Тубуаи. Размещение в пансионе "La Bounty". Осмотр останков Форта Джордж и Кровавой Бухты.
    27.09.2007. Плавание с китами. Дайвинг. Вечером - ресторан.
    28.09.2007. Посещение моту. Обратный перелет с Тубуаи на Таити (с коротким приземлением на острове Руруту). Размещение в "Radisson Plaza". Ужин в ресторане отеля.

    29 сентября. Визит на атолл Тетиароа на борту яхты "L'Escapade".

    30 сентября. Ночной вылет из Папеэте обратно в Токио.

    1 - 4 октября. Пребывание в Японии:
    01.10.2007. Прибытие в Токио. Размещение в "Shibuya Tokyu Inn". Прогулка по городу.
    02.10.2007. Поездка в Киото и Осаку.
    03.10.2007. Токио.

    4 октября. Вылет из Японии в Россию. Возвращение в Москву.

    Итого 29 дней. 8 перелетов, всего 58 часов в воздухе. Дважды пересечен экватор и четырежды - извилистая Линия Перемены Дат. Два больших океанских перехода под парусом, почти по триста морских миль каждый. 15 островов (включая японский Хонсю и крошечные моту на Гамбье, Тубуаи и Тетиароа, и не считая Руруту, где мы не выходили из самолета). В общей сложности 9 ночей на борту яхты, по 5 - на Таити и на Питкэрне, 4 - в Токио, 3 - в самолетах и 2 - на Тубуаи. 6 часов видео и полтора гигабайта фотографий. Десятки новых друзей и знакомых. Чемодан сувениров. Океан впечатлений. Плюс - не измеряемые ни в каких цифрах мгновения самого настоящего, необъемного, перехватывающего дыхание счастья.

    Таких моментов, когда лишаешься дара речи, тело содрогается от мурашек, а душа готова взорваться от нахлынувших чувств, у меня в этой поездке было целых пять. О каждом из них я расскажу отдельно.

    Впрочем, признаюсь сразу: не все нам удалось, как мы планировали. Например, на Питкэрне побыли меньше, чем хотели, всего шесть неполных дней. Да и с погодой нам там не очень повезло. Потом по уважительной причине мы вынуждены были отказаться от посещения островов Хендерсон и Оэно, не говоря уже о далеком атолле Дьюси. Володя с Людой так страдали от жуткой морской болезни, что и на Питкэрн, и обратно, мы шли под парусом самым кратчайшим путём. Чтобы как можно скорее добраться до твердой земли. И на Тубуаи, и на Тетиароа потом я, увы, был один, без ребят.

    И всё равно. Первая Российская Экспедиция на Питкэрн (так мы без ложной скромности обозвали свою поездку) удалась на славу. "Сбылась мечта идиота". Свершилось то, ради чего я жил в последние несколько лет, - я ТАМ побывал.

    И теперь мне не терпится рассказать обо всем этом...

    Продолжение следует.

    Иллюстрации

    Дмитрий С
    09/07/2009 21:27


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Питкэрна

    17.04.09 На полинезийском острове отменен "сухой закон"
    27.01.09 Новые суммы сбора на визу в Великобританию и заморские территории