Путешествие по северной Польше



    Отдых в Польше по-немецки глазами украинских туристов.

    Идея поездки принадлежала моим немецким друзьям, поэтому отдыхали мы в Польше так, как это обычно делают немцы среднего достатка. В Польше существует широкий выбор коттеджей для семейного отдыха в любой части страны (нам бы так!). Коттедж можно зарезервировать через Интернет, все цены и условия проживания на сайтах (немецких). Цены для украинцев среднего достатка кусаются (от 600 евро в неделю за домик на 7-10 человек в сезон - это июль и август - в другое время дешевле). Но в Украине отдых того же уровня обойдется, я думаю, не дешевле, если вы его вообще найдете. К сожалению,у нас можно найти либо цены на уровне пятизвездочных отелей, либо такие условия, которые даже в кошмарном сне не увидишь.

    Мы отправились в район Кошубы, что примерно в 100 км от Гданьска. Наш коттедж располагался в лесничестве, на берегу огромного озера, в 6 км от ближайшей деревушки. В коттедже было все, что необходимо для проживания 8 человек: электроприборы, посуда, постельное белье, а также масса игрушек, велосипеды, 2 байдарки, дрова для камина и даже роскошный черный кот, который, правда, приходил только поесть. По соседству еще несколько похожих коттеджей, которые практически все время пустовали, и несколько домов местных жителей. Поскольку имелся языковой барьер, мы так и не поняли, живут ли они там постоянно, или это что-то вроде дачи. Итак, перед нами озеро, вокруг нас -километры соснового леса, чистого, в отличие от наших лесов. Весь мусор немногие жители и туристы отвозят к специально оборудованному в лесу месту, где стоят мусорные баки и куда регулярно приезжает мусоровоз. В общем, все цивилизовано. Кстати, забегая вперед, сказать то же о балтийском побережье не могу. Уж не знаю, кто там свинячит – туристы или сами поляки, но грязь еще та.

    Ближайшая деревня в 6 км, впрочем, это скорее недостаток, так как походы в магазин за продуктами превратились в довольно длительные поездки. Со слов своих друзей я знаю, что в предыдущих поездках они тоже жили в лесу, но всего в 1-2 км от деревни, и за продуктами можно было пройтись пешком или быстро добраться на велосипеде. А так как голодная орава из 7 человек, включая 3 детей, сметала все мгновенно, то 2-3-часовые поездки за продуктами отнимали довольно много времени.

    У нас была масса довольно для нас экзотических развлечений : мы собирали чернику, которой было полно в лесу, катались на велосипедах, купались в озере (хотя вода там на любителя, градусов 15, не больше) и катались по озеру на байдарках, а вечером жарили мясо на гриле и до 3 часов ночи болтали у камина. Можно было купить разрешение и заниматься рыбной ловлей, рыбы в озере полно, но среди нас, к счастью, рыбаков не оказалось. Погода очень изменчива, за две недели была и жара до 30 градусов, бывали и дождливые дни, когда температура воздуха опускалась до +13, так что нам пригодился весь наш багаж - от осенних кроссовок и дождевиков до пляжных тапочек и купальников. Единственный минус - это огромное количество жалящих насекомых - днем какие-то мухи, ночью - комары. Спасались мы от них в основном химией, что мне не очень-то по душе, так как мы аллергики. Еще помогала обычная зеленка, правда наш сын в итоге выглядел своеобразно, все лицо и руки в зеленых пятнах. Забегая вперед, скажу, что, несмотря на кучу достопримечательностей, которые мы увидели за две недели, нашему сыну больше всего понравилось собирать чернику и плавать на байдарке, а я в последние дни вообще жалела, что мы куда- то ездили. До меня дошло, правда, с опозданием, что самое интересное было у нас под боком, но нам на это не хватило времени. Кстати, мы все время сравнивали с Украиной – у нас сотни мест ничем не хуже, но полное отсутствие инфраструктуры. А в Польше, кстати, для тех, кому коттедж не по карману, масса кемпингов. Несмотря на сезон, людей мы в лесничестве встречали не часто. В Польше столько лесов, что уединенных мест хватает.

    О транспорте

    Отдельно о дороге из Харькова в Варшаву (через Киев). Я очень переживала, как мы доберемся, потому что дорога до Гданьска должна была с пересадками занять 2 суток (других вариантов на ж/д транспорт не было, автобус – тяжело, хотя в 2 раза дешевле поезда, авиа – дорого и неудобно, так как в Варшаве пришлось бы из аэропорта ехать опять на вокзал. Хочу сказать спасибо пограничникам и таможенникам, и украинским, и польским, ребенка ночью не разбудили, вели себя вежливо и тихо. Сам же поезд Киев – Варшава оставляет желать лучшего. Наше купе напоминало блоки конструктора, которые можно складывать, как вздумается. Ну, хотя бы верхняя полка, которая под тяжестью моего мужа (всего- то 90 кг), просто упала вниз… хорошо, что только с одной стороны. Ребята- проводники быстренько стукнули- грюкнули и все стало на место. Я так понимаю, что это обычное дело в поездах, идущих заграницу, которые таможенники время от времени разбирают на запчасти, что поляки в течение 2-3 часов и делали с соседним купе, правда, ничего не нашли.

    А вот обратная дорога! Мы решили сэкономить и время, и силы, и взяли билеты от Варшавы до Харькова без пересадок. Не делайте этого! Во- первых, в Киеве все равно пришлось выходить из вагона часов на 5-6, так как вагон отгоняли куда-то далеко на запасные пути, где он стоит пустой закрытым до самого отправления, так что туалетом вы не воспользуетесь и на улицу не выйдете. Проводник предлагал нам оставить вещи в купе, но мы решили, что с нами они будут целее. Но видели бы вообще этот вагон. Я вообще не представляла, что такую грязь наши могут возить заграницу. Матрасы такие, что не каждый бомж приляжет. Проводник прикидывался глухонемым до тех пор, пока у меня не сдали нервы и я потребовала жалобную книгу. После этого чудесным образом нашлись матрасы почище и т. д. В общем, от поездки остались самые неприятные впечатления. В Киеве мы даже думали поменять билеты на фирменный поезд Киев- Харьков, но сил на стояние в очередях уже не осталось.

    В Польше ж/д транспорт очень дорогой, но есть ньюанс, который мы, к сожалению, поняли уже перед отъездом. Кроме проездных билетов, которые значительно удешевляют поездки, по крайней мере на поездах интерсити, есть еще какая-то система скидок, причем серьезных, если вы покупаете билеты на несколько поездок сразу. Например, покупая билеты Гданьск-Варшава и Варшава-Киев одновременно, вы сэкономите немало денег. Так это или не так, узнавайте сами. Мы поняли это уже в конце поездки, а поэтому билеты Гданьск- Варшава стоили нам почти столько же, сколько билеты Варшава- Харьков. Причем имейте в виду, что отличие купе 1 класса от 2 - это наличие кондиционера, да и то не всегда.

    Еще один комментарий о польской железной дороге. У них как-то по-дурацки на перроне на табло информация о поезде появляется за 5 минут до его прибытия и это при том, что все поезда идут транзитом и стоянка 5-10 минут. То есть, если вы ошиблись перроном, то шансов попасть на свой поезд у вас практически не остается. Это - таки потрепало нам нервы.

    По Польше в течение 2 недель мы передвигались везде на машине наших друзей. Дороги в этой части Польши пока только строят, из чего вывод - пробки и средняя скорость 50 км/час. Автобанов здесь пока нет. Должна сказать, что общественный транспорт в Польше ходит по расписанию и умудряется, несмотря на пробки, добраться к месту назначения вовремя. Моя подруга с сыном добрались до Гданьска на автобусе гораздо раньше, чем все остальные на машине. Говорят, путешествие им понравилось. Правила на польских дорогах нарушают не меньше, чем на украинских. У нас у всех было состояние глубокого шока, когда на повороте, проезжая под мостом, мы увидели идущую навстречу нам по нашей полосе фуру, обгоняющую грузовик. Нам просто повезло, что была обочина, куда мы и съехали. И это все при том, что на дорогах достаточно много полицейских. Уж не знаю, насколько они строги к местным или к нам, русским и украинцам, но немецкую машину (то есть нас), за превышение скорости, правда, незначительное, на первый раз они отпустили без штрафа.

    Язык

    Подруга уверила меня, что в этой части Польши, бывшей Пруссии, где даже все географические названия имеют свои немецкие аналоги (Данциг, Мариенбург и т.д.),все жители говорят по-немецки или в крайнем случае по-английски. Мы расслабились и даже не взяли польский разговорник. Имея в багаже нашей многонациональной компании 4 языка, а именно: немецкий, английский, русский и украинский, мы были уверены, что проблем в общении не будет. Так вот, нас понимали… по-русски, но отвечали по-польски, все остальные языки нашей компании поляки игнорировали. Английский понимали почему-то только продавцы мороженого. Польский же язык без подготовки понять невозможно, произношение не имеет ничего общего с русским или украинским. Так что мы оказались совершенно беспомощными в этом смысле, из-за чего произошло немало казусов, временами смешных, а иногда довольно нервирующих.

    Ну и конечно, достопримечательности. Пообщавшись с путеводителем, мы наметили их заранее:
    - Словинский национальный парк
    - зоопарк в Оливе, пригороде Гданьска
    - сам Гданьск
    - Хель
    - Мальборк

    Словинский национальный парк

    Он находится рядом с курортным городком Леба, который сам по себе производит приятное впечатление. Жаль, что у нас не было времени, чтобы прогуляться по его набережной, где стоит множество парусников, уж не знаю, действующих или так просто, как объекты для фотографирования. Наш путь лежал дальше, поэтому мы проехали городок и припарковались на стоянке у входа в парк. Дальше только пешком, на велосипеде или специальным местным электротранспортом. Поездка обходится довольно дорого, 10 злотых на человека, на детей скидок нет и мы решили пройтись, тем более что путь пролегает по тенистой аллее. Проносящиеся мимо вагончики и велосипедисты напоминали бегущие стада слонов, слыша которых, нужно прыгать в кусты, а то растопчут и не заметят. Но в целом прогулка была приятной. Правда, сложно разобраться, сколько километров до дюн. Сначала мы думали – 3, потом еще 3, в итоге оказалось, что 10. Поэтому на обратном пути мы все-таки воспользовались транспортом. Но это было уже в конце дня, а дорогу к дюнам мы преодолели совершенно незаметно, никто, в том числе и дети, не устали. По дороге мы сделали один привал, перекусили мороженным и пошли дальше. Кстати, отмечу, что больше здесь еды вы не найдете, поэтому в расчете на свой аппетит берите все с собой, и еду, и воду. Нам пришлось в тот день поголодать.

    Но вот перед нами открылись дюны – цель нашей поездки. Скажу честно, дюны Словинского парка – это зрелище, от которого захватывает дух. Даже наши немецкие друзья, искушенные путешественники, признались, что таких дюн им еще не доводилось видеть, хотя они были и в Уэльсе, и в Скандинавии. Поражает также другое зрелище- огромная гора песка и двигающиеся по ней вниз - вверх,как муравьи, люди. В ситуации, как всегда, первыми разобрались наши дети и через минут тридцать мы с трудом забрали их с этой так называемой "песочной горки". Все это время они провели, сбегая вниз и забираясь наверх. И это при том, что гора высотой с 9-этажный дом и угол наклона градусов 45, и все это под жарким солнцем. В общем, удовольствие посильнее любого аттракциона, и сотни туристов, как я понимаю, того же мнения.

    Дальше был пляж и Балтийское море. Пляж тянется на много километров и это единственное тихое и пустынное место на побережье, которое нам удалось увидеть за всю нашу поездку. Правда, контраст жары 30 градусов и ледяного моря, градусов 12, на мой взгляд, - это развлечение для экстремалов, ну и для наших детей, которые, даже слегка посинев, продолжали играть в воде в футбол и получали массу удовольствия. Правда потом, чтобы согреться, пришлось натягивать на них, все, что было.

    Гданьск

    Такое же впечатление производит Гданьск. На минуту захватывает дух, когда выходишь на его прекрасно отреставрированные центральные улицы. Хотя здесь избавиться от туристического муравейника уже невозможно. Честно говоря, в Украине мы нигде не сталкивались с такими толпами туристов и это большой плюс. Начинаешь чувствовать себя муравьем. Подруга говорила, что в первый раз они были в этих местах поздней осенью и туристов практически не было, но это было 13 лет назад. Интересно, как сейчас? А так шум толпы будет вас преследовать везде, и в Гданьске, и в зоопарке, и в Мальборке, а больше всего в Хеле. Кстати, зоопарк в Оливе, пригороде Гданьска, моему сыну не понравился. Вообще то, нам хотелось увидеть зоопарк западного образца, и хотя в путеводителе было написано, что это лучший польский зоопарк,не знаю, похож ли Оливский на лучшие зоопарки мира, сравнивать нам не с чем. Но животных было плохо видно и главное развлечение детей в зоопарке, кормежка животных, отсутствовала. Видимо, поэтому детям было скучно.

    Хель

    Узкая полоска косы с обеих сторон ограничена водами Балтики. Вот уж куда второй раз ни за какие коврижки – такое впечатление, что муравейник взяли и заперли в маленькую коробочку. Природа напоминает наш родной ЮБК, но Ялтинская набережная в разгар сезона – безмолвная пустыня по сравнению с центральной и почти единственной улицей Хеля, дружно жующей и торгующей сувенирами на каждом квадратном сантиметре. Дети хотели увидеть детенышей тюленей, о которых так много написано в путеводителях, но увидели мы только пару взрослых тюленей. Где были тюленьи дети, мы так и не поняли. Если добавить, что билеты на ракету, доставившую нас из Гдыни в Хель, стоили почти как на космическую, то вы можете себе представить, как я пожалела, что мы не остались в самой Гдыне, где прямо в порту есть музеи на бывших военных кораблях и знаменитый Гдыньский аквариум.

    Мальборк

    Цитадель тевтонских рыцарей, которую удалось взять лишь раз, да и то при помощи денег, не зря находится под патронатом ЮНЕСКО. Билеты стоят недешево и вам придется выстоять огромную очередь, прежде чем попасть в крепость- музей, но это того стоит. У входа продается масса путеводителей по Мальборку, в том числе и на русском языке, можно заказать экскурсию, опять таки и на русском. Народу тьма. Хотя в любом случае сложно увидеть все за один день. Мальборк просто огромен, в нем масса выставок и информации о временах Средневековья. Нам, конечно же, приспичило подняться на башню. Очень высоко, идти по узкой и крутой лестнице мне, например, было страшно, но повернуть назад нереально. Пока дошли, чуть не упали, ноги трясутся. В общем, так как в Мальборке, мы не уставали ни разу. А к тому же здесь, как, впрочем, зачастую во время наших поездок, сложно найти нормальное кафе. Да и сервис "ненавязчивый", напоминает наш "совок". Тщетно прождав официантку в течение получаса, чтобы не умереть от голода, пришлось нам с мужем, попавшим практически в "домашние" условия, брать инициативу в свои руки и отправляться на поиски официантки и еды. Язык общения, как обычно, оказался польский, правда, меню было переведено на английский, но заказав картофельное puree, мы в итоге получили картофельно-луковые шарики, обжаренные слегка в масле. Ну, было съедобно, это главное.

    За 2 недели мы увидели многое, а еще больше не успели. И это только на севере Польши. А есть еще Мазуры, Краков и это наверное не все. И пусть польские дороги пока не намного лучше наших, а польские кафе накормят вас только фаст-фудом (кстати их кондитерские изделия, до которых мы большие любители, показались нам совершенно невкусными, практически несъедобными). Наше путешествие запомнилось нам не этим, а бескрайним лесом с озерами черники и не слишком пугливыми ланями вдалеке, и ослепительно белым песком Словинских дюн, на который с тихим шорохом набегает ледяная балтийская волна.

    В последние дни мы только жалели, что мало провели времени в самом лесу. Я научилась ездить на велосипеде, муж управлять байдаркой, а сын стал большим спецом по сбору черники. А еще они с папой совершали 10-километровые велосипедные прогулки по лесу. а дети сыграли с польской детворой в футбол. Вообще то, я любитель именно таких впечатлений, а достопримечательности в большом количестве утомляют.

    Это путешествие обошлось нам не слишком дешево, но было совсем не похоже на стандартный отдых в Египте или Турции. И как только дороги станут ровнее, а визы дешевле, кто знает, возможно нам захочется совершить это путешествие снова.

    Наталья Журавок
    07/07/2008 13:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Польши

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    27.10.23 Между Польшей и Германией будет курсировать ночной поезд
    19.09.23 МИД России дал рекомендации россиянам в связи с запретом на ввоз в ЕС ряда товаров
    18.09.23 Польша закрыла въезд российским легковым автомобилям
    20.07.23 Аномальная жара пришла в страны Южной и Центральной Европы
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    11.09.22 Латвия, Литва, Польша и Эстония закрылись от россиян
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран