В Ростове Великом

Давно, лет 20 назад мы (я и моя жена) уже были в этом городе. Тогда, ещё в период социализма, мы ездили в составе организованной группы в 40 человек на "Икарусе" из Москвы. Особенность той поездки, это хорошая организация (даже заорганизованность), но минимум свободы – этакий экскурсионный конвейер. Теперь же мы хотели съездить вдвоём на своей машине на выходные с ночёвкой, и чтобы программа посещения была "подстроена под нас", под наши вкусы и желания, и чтобы своим временем мы могли распоряжаться сами. Но в таких случаях вся подготовка к поездке ложиться на плечи самих путешественников. Особенно проблемны бытовые вопросы: где остановиться, где поесть, что посетить? Чтобы поездка прошла удачно, полазили по Интернету. Нашли несколько сайтов местных гостиниц, которые, понятное дело, расхваливали свой сервис, но в выборе мы сомневались: где-то удобства не все, где-то цены великоваты, а отзывы посетителей "не очень". А ещё было желание остановиться где-нибудь в тихом старинном уголке города, чтобы отдохнуть от московской суеты (живём мы в Дмитрове, а работаем в Москве). Совершенно случайно, уже и не помню как, наткнулись на сайт-путеводитель по Ростову Великому. Сайт не очень раскручен, поэтому даю его сноску [URL=www.rostov-putevoditel.narod.ru]. Там дано очень много сведений для подготовки туристов к посещению Ростова. История города, перечень гостиниц и ресторанов, основные исторические объекты, расписание транспорта, планы города и многое другое. Особое умиление вызвало то, что на транспортном плане города даже отмечены обычные места "засад ГАИшников", которые ловят туристов-автомобилистов за превышение скорости. Но самое главное на этом сайте есть номер справочного телефона. Мы, не откладывая в долгий ящик, побеседовали с девушкой, и попросили порекомендовать место ночлега в соответствии с нашими пожеланиями. И нам посоветовали гостевой дом рядом со Спасо-Яковлевским монастырём. Сразу скажу, что пребывание там превзошло все наши ожидания. Гостевой дом расположен на берегу озера, рядом с древним монастырём. Обслуживание лучше, чем в гостиницах, а цены даже несколько ниже. Полноценный бесплатный завтрак на веранде с видом на озеро, ужин у камина под музыку старинного патефона, во дворе лужайка (там же можно и машину поставить) и главное тишина. Правда просыпались мы утром под звоны монастырских колоколов, зовущих верующих на церковную службу, но это нам даже понравилось, потому что спалось там так, что можно проспать весь день, поэтому мы просили радушных хозяев этого дома разбудить нас к определённому времени, если не пересилим себя и снова уснём.

Ну, а теперь вернёмся в нашем рассказе немного назад. От Дмитрова поехали в сторону Сергиева Посада. Дорога выходит на трассу Москва-Архангельск уже за городом, поэтому Сергиев Посад мы не посещали, да и в планы это не входило. На отрезке дороги до Переславля Залесского по кустам прячутся ГАИшники, а дорога там узкая и одни подъёмы и спуски, будьте осторожны. Вокруг Переславля есть окружная дорога, но мы проехали по городу, чтобы посмотреть на его достопримечательности. Город тоже интересный. Улица, по которой мы ехали, центральная и прямая. Заблудиться невозможно, да и все основные достопримечательности города расположены вдоль неё.

В Ростов въехали по "Олимпийской дороге". Как нам потом рассказали, её построили к Олимпийским играм 1980 года. С неё открывается красивая панорама Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и озера. Справа у сараев, под большой ивой при въезде в город действительно сидели ГАИшники и "пистолетом" измеряли скорость. Но мы, своевременно предупреждённые вышеназванным сайтом, с улыбкой проехали со скоростью 60 км/час. Правда в зеркало заднего вида увидели, что ГАИшники не расстроились, так как остановили следовавший за нами автомобиль с московскими номерами, передвигавшийся с превышением скорости. Мы подъехали к монастырю, и встретивший нас мужчина проводил нас в наши апартаменты. Дом-коттедж новый, но вокруг историческая застройка, панорама монастыря, рядом озеро и тишина. То, что нам и было нужно.

После обустройства решили сразу поехать знакомиться с городом. В первую очередь хотелось посетить знаменитый Ростовский кремль, который находится в центре города. Кремль очень красив, просто чудо архитектуры. Кое- где проводились реставрационные работы. За вход на территорию нужно заплатить чисто символическую сумму, а вот оплата за право на фото и видеосъёмку, нам кажется, великовата: 60 и 100 рублей соответственно. Впрочем, билеты выдали, но никто их не проверял. Хотели заказать экскурсию, но нам отказали, сославшись на отсутствие свободных экскурсоводов. Хотя был осенний рабочий день, и экскурсионных групп как–то не наблюдалось. Оказалось, что это стандартная уловка и отговорка в экскурсионном отделе Ростовского кремля. Просто их интересы распространяются на группы более 40 человек, а проводить экскурсию для двоих им просто не хочется. Экскурсионная деятельность в кремле разворачивалась лет 40 назад и с того времени, видимо, не изменилась: всё тот же конвейер. Мы купили единый билет на посещение всех экспозиций музея и в течение двух с половиной часов знакомились с историческими экспонатами. Впрочем, нам повезло. В одном из залов проходила организованная экскурсия для большой группы. Мы тихонько пристроились и оставшееся время ходили вместе с этой группой. Совет туристам, я думаю, понятен. Пообедали в ресторане с красивым историческим названием "Трапезная палата". Цены приближаются к московским, но каких-то изысков мы не заметили. Были ещё неприятные впечатления от посещения Ростовского кремля. Рядом с главным входом слоняется группа подростков-беспризорников. Все нюхают клей и атакуют каждый подъехавший автомобиль с просьбой дать денег и навязчивыми предложениями "посторожить автомобиль", создавая, таким образом, негативные впечатления от посещения Ростовского кремля. Пришлось дать, а то поцарапают ещё. Городским властям нужно обратить внимание на эту проблему, с которой сталкиваются десятки тысяч туристов, посещающих Ростовский кремль. Только отвязались от беспризорников, подошёл чёрный косматый цыган с посохом и стал поздравлять с каким-то праздником (сколько потом не вспоминали, не вспомнили в этот день ни одного праздника), а потом стал… просить денег. Этому не дали ничего, прошли мимо и сразу услышали проклятия в свой адрес. В отчётах властей города, наверное, звучат хорошие проценты развития туризма, но вот вам реальные проблемы, которые надо решать не на бумаге, а в реальной жизни.

После обеда решили часик отдохнуть в нашем новом жилище. Хотелось больше узнать о городе, его достопримечательностях и, наученные горьким опытом экскурсионного обслуживания в кремле, мы решили снова позвонить на справочный телефон уже знакомого нам сайта, памятуя о том, что там предлагают и экскурсионное обслуживание. Мужчина-экскурсовод пришёл к нашему дому в договорённое время, и мы начли знакомиться с историей и архитектурой рядом расположенного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Экскурсия была просто замечательная. Мы путешествуем по стране достаточно много и поверьте, эта была лучшей за всё время наших путешествий. По монастырю мы ходили полтора часа, но совершенно не заметили прошедшего времени. Нам не только рассказали о монастырских святынях, об истории монастыря и его современной жизни, но мы посетили несколько великолепных храмов со старинными росписями, лазили по каким-то лестницам, чердакам, поднялись на балкон под купол великолепного храма, похожего больше на дворец или театр, гуляли по монастырским стенам. А вид на озеро со смотровой площадки монастырской башни просто захватывает дух. Под конец мы посетили действующий монастырский храм и поставили там свечи перед иконами Святых за здравие и успехи в жизни для себя и всех наших родственников и знакомых. Нам так понравился экскурсовод (зовут его Николай Николаевич), что, прощаясь с ним под вечер, мы договорились о продолжении экскурсии на следующий день для ознакомления с остальными достопримечательностями города. Поужинали в ресторане "Славянский". Этот самый раскрученный ресторан находится в центре города недалеко от восточной стены кремля. Впечатления хорошие, но не дешёвый. Кто хочет подешевле, заходите в кафе "Неро", недалеко от западной стены кремля. Качество хорошее. Мы там обедали на второй день.

Читая на сайтах отзывы гостей Ростова Великого, можно удивиться. Одна дама пишет: "В Ростове кроме кремля ничего нет и посмотреть больше нечего". Так и хочется сказать: "Если не знаешь этот город, так не пиши, а лучше спроси у знающих людей". Конечно город специфический - это сосредоточение на небольшом пространстве средневековых и дореволюционных сооружений. И весь туризм построен на этом. Маловато частных музеев, развлечений в вечернее время. Вообще наблюдали близкую к фантастике картину: центр города уже часов в 18 пустеет, просто нет людей. Картина потрясает. Но говорить о том, что посмотреть нечего – это просто от незнания. В небольшом городе с населением 33 тысячи человек, кроме знаменитого Ростовского кремля находятся четыре действующих православных монастыря и ещё один, пятый, пока статуса монастыря не имеет. В городе находится уникальная судоверфь, где строят древнерусские ладьи. Мы осмотрели их под навесами, но хозяин судоверфи, Дмитрий, сказал, что летом 2008 года постарается одну из них спустить на воду, и все желающие смогут прокатиться по озеру Неро и полюбоваться панорамой города. Сейчас, правда, можно сплавать на прогулочном теплоходике или с частниками на моторных лодках. Но с теплоходика плоховато видно, да и экскурсоводом там какая-то вульгарная недалёкая девица. А на лодках мы просто побоялись: спасательных жилетов не выдают, а сами лодочники выглядят, как с недавнего большого бодуна. Ознакомились мы с оставшимися монастырями и с несколькими храмами. Поразило то, что в Ростове почти во всех храмах находятся мощи Святых и Чудотворные иконы.

Два дня в Ростове прошли просто замечательно. Было так интересно знакомиться с городом, его историей и архитектурой, что те недостатки, о которых мы упоминали, прошли как - то стороной. Спасибо отличному сайту, хозяевам уютного дома и прекрасному экскурсоводу! Посмотрели в городе мы, правда, не всё, но в принципе двух дней с ночёвкой достаточно, чтобы ознакомиться с основными достопримечательностями города. Договорились с хозяевами гостевого дома и экскурсоводом, что приедем летом. Уже согласовали предварительную программу экскурсий. Решили, что она должна быть связана с отдыхом на природе, ведь лето всё-таки. И для этого есть все возможности. В 18 км от Ростова расположен очень интересный древний Борисоглебский монастырь с богатой историей. Недалеко протекает речка с чистой водой и песчаными пляжами (нам пообещали даже выловленных раков). Несколько дальше Святой источник с купальней. И всё это среди хвойных лесов. Ещё мы поедем в село Годеново, где в церкви находится Животворящий Крест Господень, а километрах в пяти стоит монастырь на холме, куда по преданию этот Крест опустился с небес. По дороге, среди возвышенностей, расположено живописное озеро Рюмниково с тёплоё водой, где можно искупаться и отдохнуть. Правда, нас предупредили, что территория там сильно замусорена отдыхающими. Посмотрим и решим на месте. И ещё мы узнали, что недалеко от Ростова, на излучине небольшой реки находятся остатки древнего города 7-13 веков "Сарское городище". Это была столица племени меря, которое проживало в этих краях до прихода сюда славян. Город этот жители покинули, и в 13 веке на этом месте построил свой деревянный замок знаменитый русский богатырь Алёша Попович, большая часть жизни которого была связана с Ростовом. Кроме изучения признаков древнего города здесь можно так же отдохнуть на берегу неглубокой речки Сара у соснового леса. Оказывается, что в условиях Ростова Великого вполне можно сочетать познавательную программу с полноценным отдыхом на природе. Приедем, видимо, уже дня на 3-4. Но здесь мы, кажется, забегаем вперёд. Дождемся лета и, главное, хорошей погоды. А о впечатлениях следующего летнего посещения Ростова Великого мы конечно напишем.

Савва
    31/03/2008 08:45

17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны