лучшее письмо месяца

История об отдыхе в городе русской славы

Итак, в августе 2007 года, наконец-то, исполнилась наша с сыном давняя мечта. Мы с Андрюшей побывали в городе русской славы – Севастополе. Хотя к поездке мы готовились заранее, она меня серьезно пугала, ведь мы впервые ехали в неизвестность, ни в гости к бывшему однокурснику, ни к родным, а просто так познакомиться с достопримечательностями города-героя, города, овеянного славой русского военно-морского флота. Увы, сегодня Севастополь лежит на украинской земле. По-моему в этом огромная несправедливость – город принадлежит государству, которого он в своей истории не знал никогда. Да, и что такое Украйна – земля у края России. Да, хоть со мной и не согласятся незалежные и самостийные хлопцы, но истину они затерли сегодня основательно.

Итак, билет до Севастополя от Москвы стоит 1250 руб. Нас двое, туда и обратно всего = 5 тыс. Плюс от Вязьмы до Москвы ещё 250 руб. умножаем на 4 = 1 тыс. Итак, дорога нам стала 6 тыс. Виз, слава богу, никаких не надо, а скорый поезд домчал быстро за 25 часов. Пограничный досмотр был торопливым и от этого нелепым, но с важными лицами пограничников и ощущением ими значимости своей миссии. Наш поезд сделал 21 остановку. На большинстве из них мы выходили, фотографировали вокзалы. Красивые и большие. Но Орел для нас навсегда останется городом, где Андрюшка потерял свою сандалию. Остановку вдруг сократили, поезд поехал, первым заскочил Андрюша, потом я. Тут мимо меня пролетела его обувка, я повернулась проводнику, еще находившемуся на платформе, сказать, мол поднимите, но он не согнулся за ней. С невозмутимым видом взошел на ступеньки и сказал, что поезд уже уехал. Так к нам пришла огромная досада на себя неудачников, на проводника-украинца, которая омрачила настроение. Андрюшка надел мои резиновые тапочки. А в Севастополе за умеренную плату мы сразу купили новые, весьма удачные, а тот башмак, что с его ноги не свалился, мы оставили в поезде с надписью внутри "Эх, Рома…" (имя проводника). Теперь случай с потерей тапочка для стал забавным, и Орел мы не забудем никогда.

Севастополь же нас встретил жарким солнцем, которое сопровождало нас все шесть дней пребывания на крымской земле. Устроиться на ночлег была наша первостепенная задача. После некоторых мытарств (нам предлагали за 20 $ c человека за сутки), мы устроились в ж/д гостинице за 30 гривен с человека, на наши это 150 рублей. На такую цену мы и рассчитывали. Оставили вещи и сразу двинулись к Панораме 1854-1855 гг.. Севастопольская панорама – символ города, в Севастополе все пропитано той войной, все дышит теми событиями: площадь Нахимова, площадь Лазарева, набережная Корнилова, памятник Тотлебену, памятник затопленным кораблям и т.д. и т.п. На памятниках Севастополя можно защитить диссертацию, их так много и все так хорошо выглядят, словно их содержание главная функция местных властей. Панорама нам очень понравилась, рассматривали её долго и на втором этаже и на первом, все разобрали в мелочах, восхитились мастерством художника Мальцева, и тем как чудесно было выстроено круглое здание, которое хоть и было все разрушено в ВОВ, но успешно восстановлено. Само здание – исторический памятник, оно все в монументальных скульптурах – героях обороны. Здесь и Толстой, и Даша Севастопольская, и Нахимов, и другие адмиралы.

Затем мы спустились через площадь Ушакова к Владимирскому собору, где покоится прах четырех адмиралов: Лазарева, Нахимова, Истомина, Корнилова. Внутрь собора, правда мы не попали, но плиты снаружи храма с именами героев обороны, особенно близкого нам Нахимова, мы сфотографировали. Позже, мы встретились с директором военно-морского музея Черноморского флота Клюевым В.В., он сказал, что прах адмиралов находится в цокольной части храма, но туда пускают особо избранных. Из скромности мы не стали настаивать на своей избранности, оставим эту вакансию для следующего раза.

От Владимирского собора мы вышли на набережную Приморский бульвар и сразу сели на катерок, чтобы осмотреть Севастопольскую бухту. Капитан катера рассказал нам все о кораблях, которые стояли в бухте, о доках, об исторических местах на берегах Севастополя. Практически все места мы посетили позже: форты, Артбухту, беседку Екатерины II, Графскую пристань, Хрустальный пляж, НИИ южных морей, аквариум, множество памятников. Как ты понимаешь, уважаемый читатель, купаться в первый день нам не пришлось, но руки и лицо морской соленой водой мы смочили. Настроение было хорошее.

Второй день был полностью посвящен Херсонесу – историко-архитектурному заповеднику-памятнику IV в. до н. э.- VI в. н. э. О, это чудесное место для того, чтобы почувствовать себя счастливым человеком, наследником тысячелетней истории, продолжателем греческой цивилизации и правопреемником славы великороссов. Потрясающее впечатление от тяжести и прелести веков! Здесь древнегреческий театр (порой в нем идут спектакли и в наши дни) соседствует с первым христианским храмом, а дом богатого римлянина – с монетным двором византийского государства. Мы с Андрюшей обходили все территорию Херсонеса, включая крепостную стену, катакомбный храм первых христиан, которые подвергались гонениям римских властей, а также святые места, связанные с нашей славной историей - место крещения (купель) князя Владимира, ведь Корсунь – это и есть Херсонес. Здесь же возвышается великолепный храм Владимира Крестителя, отстроенный обоими президентами (Кучмой и Путиным) в 2001 году, а внутри храма сохранены стены с метр высотой, датируемые VI веком. Здесь же рядом с храмом статуя Андрея Первозванного, покровителя Андрюши. Сфотографировались здесь и возле колокола, отлитого во славу присоединения Крыма, а потом вывезенного французами в XIX веке. На обозрение этих необозримых ценностей у нас ушло более 4-х часов. Но на этом Херсонес не заканчивается, после экскурсии мы пошли купаться. Здесь же на мысе Херсонес – пляж, который принадлежит заповеднику, вода прозрачная, камни огромные и гладкие как футбольные мячи, идти по ним невозможно, передвигаться можно только сидя или лежа, т.е. подошел к воде, лег сразу и плыви животом по дну, не страшно, все гладкое. Андрюшка сидел по шею в море и был очень доволен, особенно когда к пяти часам вечера стала набегать сильная волна. Он боролся с ней, утопал и снова выныривал, хохотал, захлебывался и радовался, что справился со штормом.

Вечером мы отправились на поиски кафе "Макдоналдс", но прежде решили зайти сфотографироваться в парке "Города-Герои Советского Союза" и потом вышли на Графскую пристань. И тут мы увидели знакомых из Вязьмы, моего ученика Пожарова Вову, его сестру и их родителей. Вот так случайно встретились с людьми, которые даже живут в нашем доме, они приехали в Севастополь на машине к своим родственникам. Мы погуляли вместе, обменялись впечатлениями о том, что уже увидели, съели по местному лакомству "Янтарному десерту" и договорились завтра с утра поехать вместе на песчаный пляж "Омегу".

Третий день для нас начался с пляжного отдыха. Пожаровы нас уже поджидали, они были здесь уже свои, а мы новички. Вместе с Вовой и Ирой я плавала до второго пирса, дна там уже не достанешь, что существенно повысило мою самооценку. Пробыли мы на пляже до 12 часов. Потом засобирались на экскурсию на Инкерман, а мама Вовы нам предложила соломенную пляжную подстилку, поскольку они назавтра уже уезжали, а мы еще оставались в Крыму. Но на Инкерман мы не уехали. Купили арбуз, и пока его ели, опоздали на рейс. Но мы отправились в военно-морской музей ЧФ, встретились с директором, сразу пришли в восторг от его кабинета, там были такие мощные кондиционеры, что мы забыли, что на улице жара. Музей очень понравился своим внешним видом и внутренним содержанием. Потом пошли снова к Панораме, поскольку не осмотрели в прошлый раз редут четвертого бастиона с огромными пушками, здесь шли тяжелейшие бои, в ходе которых был тяжело ранен вязьмич впоследствии контр-адмирал Реймерс. В конце Исторического бульвара находится колесо обозрения, мы с Андрюшей на нем не преминули прокатиться. Дух захватывает от высоты и красивейших видов Севастополя. Незабываемое впечатление!

Четвертый день снова для нас был сухопутным – Малахов курган, диорама на Сапун-горе, аквариум. Вот программа на день. Скажу сразу, справились. На Малахов курган всходили с тремя остановками. Как бедные французы пытались его ещё и штурмовать, ума не приложу, просто забраться на него и то проблема. Теперь понятно, что такое "господствующая высота". Здесь расположен и музей в оборонительной башне, в ней жили офицеры, располагалась церковь и санчасть. А рядом с башней два памятных места: слева от башни – место гибели адмирала Нахимова, справа – крестом из ядер выложено место гибели Корнилова, здесь же стоит ему памятник.

Сапун-гора – это высота в 6 км от города, открывавшая Красной Армии дорогу на Севастополь в мае 1944 года. Немцы у стен Севастополя стояли 8 месяцев с октября по июль 1941- 42гг. Когда же в мае 1944 года началось наше наступление, фашисты утверждали, что Красная Армия будет стоять у стен Севастополя 8 лет. Итак, 7 мая начался штурм Сапун-горы, а 9 мая, через два дня, был освобожден Севастополь! Диорама "Штурм Сапун-горы" интересна (угол обзора 120 градусов), интересный рассказ экскурсовода, звуковое воспроизведение боя, и главное - возможность полазить по окопам с колючей проволокой на самой горе, а какой вид открывается с Сапун-горы передать невозможно, а фотоаппарат берет только третью часть обзора. Ради одного вида стоит приехать сюда. А ещё Андрюшу тут нафотографировала в бушлате и бескозырке с винтовкой Мосина.

Часам к трем дня мы были уже у НИИ южных морей, постояли в очереди в кассу (единственный раз за все дни экскурсий) и вошли в аквариум. Пять залов с разными по размеру аквариумами, бассейнами, бесчисленным множеством рыб и других обитателей морей. Мы сделали здесь около двухсот фотографий. Одни рыбки красивы как цветы, другие похожи на обычную селедку, а третьи потрясли нас поведением во время кормления (мы присутствовали при этой процедуре). Интересно и полезно для всех! Завершился день для нас посещением промтоварных магазинов. Купили Андрюше белую рубашку к 1 сентября – чистый хлопок, и на 100 рублей дешевле, чем в Вязьме. В остальном по-моему разницы в ценах нет.

Пятый день в Крыму мы провели в Бахчисарае. Для того, чтобы добраться туда, мы избрали непростой путь: с южной стороны Севастополя на пароме переправились на северную (примечательное путешествие, тем более, что в обороне 1855 года на этом месте был пешеходный мост, по которому ушли последние защитники Севастополя с южной стороны на северную). Потом мы сели на маршрутку и за час доехали до Бахчисарая. Бахчисарай – столица Крымского ханства, город-сад. Ханский дворец – главная достопримечательность города. Здесь, уважаемый читатель, ты сразу ощутишь особый восточный колорит. Дворец построен так, что всегда чувствуешь прохладу, даже когда находишься не в помещениях, а в саду. Сразу поражает входящего Портал – работа Алевиза (1503 г.) Дворец строился с XVI –XVIII вв. Количество комнат, залов для гостей, двориков, беседок, мечетей не имеет счета. Здесь же знаменитый Фонтан слез, воспетый Пушкиным. Раньше он находился рядом с мавзолеем Диляры, два века назад был перенесен на территорию дворца. В верхней чаще фонтана две розы, эту традицию заложил Пушкин, и с тех пор каждое утро в фонтан кладут две розы. В Бахчисарае побывали наверное, все классики русской литературы. А теперь и мы с Андрюшей. Высокая компания возвышает наши души. А горные пейзажи окрестностей Бахчисарая манили нас к себе.

Мы пообедали в уютном кафе "Алия", где преобладает восточная кухня. Все в тему. Далее отправились на экскурсию в каменный город Чуфут-Кале, он расположен на высоте 554 метра над уровнем моря. Путь к нему лежит по горным тропам, подъем хоть и не очень крутой, путь растянут на два километра между громадными отвесными скалами, но такое восхождение смело можно назвать занятием спортом. По середине пути на Чуфут-Кале расположен Успенский храм, где теперь мужской монастырь, который вырублен прямо в горе. Воображение человека из средней полосы России это просто поражает! Поднимаешься по тремстам ступенькам, идешь по террасе с колонками и входишь, уже задыхаясь в церковь, где стены – скалы. К сожалению, монахи запрещают фотографировать все, даже виды. Но мы переполнены увиденным, купили книжку про Скит, поставили свечки и набрали воды из святого источника у подножья храма.

Чуфут-Кале – самый лучший из сохранившихся пещерных городов Крыма, датируемый VI – XVIII вв. Уважаемый читатель, результаты человеческого труда по сооружению подобных жилищ постичь умом трудно. Без техники, только кирка и тележка, запряженная осликом. Вырубить такие квартиры, вывезти высвободившийся камень, и все это притом, что ближайшая вода за 1-2 километра, а пастбища и плодородная почва в ущелье. Больше всего сохранилось сооружений с XIII – XVI вв. Например, кенасы – молитвенные дома караимов. А ещё колодец, в котором вода иссякла в XV веке. Он расположен недалеко от южных ворот. К колодцу ведет подземная 120-метровая галерея, после чего колодец уходит на 25 метров вертикально вниз, и к нему сход идет по винтовой лестнице. Температура там 10 градусов против 40 на солнце. Здесь в 2002 году был обнаружен клад из 4 тыс. золотых и серебряных монет. Признаюсь, из колодца я вышла последняя, но меня задержали не монеты или рисунки на стенах галереи, просто уже не было сил. Смею заверить, в этот день вес моего тела точно уменьшился. Возвратились в Севастополь на поезде. И сразу уснули.

Шестой день мы отдали на путешествие в Балаклаву – рыбный мешок, так переводится это странное название. Рыбы тут было столько, что нельзя было зачерпнуть ведро воды, чтобы ее не выловить. А мешок, потому что Балаклавская бухта – уникальный природный заповедник, здесь никогда не бывает штормов, мягкий климат, а со стороны моря вход в бухту не виден, она как бы спрятана от всего мира. У Гомера есть описание такой бухты, возможно, это она и есть. По склонам гор (на скалах) здесь растет сосна Станкевича, которая обладает мощнейшей асептикой, микробов нет. Мы сначала сходили в храм 12 апостолов, основанный в I веке, потом забрались на самый верх скал (около 100 м) и осмотрели Генуэзские башни. Спустились и обошли бухту, чтобы попасть в музей – самый мощный в мире завод по ремонту подводных лодок. С 1961 по 1991 гг. по этой причине Балаклава была закрытым городом. Теперь здесь нет ВМФ, а завод –грандиозное сооружение в горе Таурус, огромный тоннель, прорытый в 120-метровой горной породе. Завод имел вход и выход в горе – подземный водный канал для лодок, а ещё внутри завода было мощное хранилище для ядерных боеголовок. Все нам показали и рассказали, двери мощные, толщиной по полметра, рельсы, тележки, ремонтные цехи, т.д.

Морская прогулка по бухте и к мысу Айя, осмотр гротов, купание в открытом море – так закончился наш шестой день. Красоту Балаклавской бухты ни с чем нельзя сравнить. Фотоаппарат щелкал бесконечно. А когда вышли в открытое море, то в зобу дыхание, действительно, сперло. Купание на восьмиметровой глубине в открытом море, где нельзя даже опереться на прибрежные скалы, потому что под воду скалы уходят с отрицательным углом, т.е. как бы нависают над водой, даже теперь пугают мое воображение, а как я тогда справилась с волнением и плавала?! Радость – вот, пожалуй, то чувство, которое выражает наше состояние, когда мы на катере шли обратно в бухту.

Седьмой день последний, вечером едем домой. С утра мы отправились на пляж "Омега". Андрюша научился нырять и совсем перестал бояться воды. Я рада этому больше всего. Возможно, это самый главный результат нашей поездки в Крым. Простившись с морем, с пляжа мы заехали на рынок, купили персиков домой для мамы. Сами мы уже наелись. Зашли пообедать перед дальней дорожкой в столовую. Все дорого в этом славном городе: экскурсии, продукты, обеды. Но мы выдержали, питались по вечерам своим пайком, по утрам пили чай или молоко, и только обедать заходили в общепит. Нужно сказать, что из-за жары аппетит был не велик.

Поезд наш отправился в пять часов вечера под музыку "Прощание славянки". Такова традиция Севастополя. Дорога домой показалась легкой и быстрой, у нас были добрые попутчики. В Москве все виделось простым и близким, а в Вязьме нас встречала мама. Хоть я истратила все свои отпускные, все завершилось хорошо. Если уважаемый читатель верит нам, то в Крым обязательно поедет.

Ольга С.

17.11.17 Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия