лучшее письмо месяца

    По Шенгенским рельсам: на поездах через 11 стран



    Идея этой поездки родилась несколько неожиданно. Первоначально планировалась Югославия вместе с Австрией. Но оформлением виз в индивидуальном порядке в ряд республик бывшей Югославии в турфирмах (звонил в несколько) заниматься не захотели, зато в моем любимом Астревеле могли легко оформить Шенген и Швейцарию. Решил воспользоваться этой возможностью.

    Итак, маршрут получился такой: Москва – Вена на поезде, далее по озерам Австрии, потом Венеция и Тренто, затем Швейцария с Лихтенштейном, после них Германия, и дальше Дания, Швеция, паром в Хельсинки и поездом в Москву.

    В прошлом году был круговой маршрут с Киевского вокзала на Белорусский через 6 стран, в этом – с Белорусского на Ленинградский уже через 11 стран. Все-таки Шенген – одно из самых мудрых изобретений человечества. Валюта Евро – еще одно, к сожалению, пока не всеобщее. Но проблемы со всякими кронами и франками легко обходятся с помощью кредитной карточки.

    Для подготовки поездки потребовались по 2 справки с работы на каждого (меня и Надю), несколько фотографий разного образца (для Шенгена и Швейцарии), выписка со счета в банке, и всё. Личного визита в посольство не понадобилось, визы были оформлены быстро, меньше недели на каждую. За что спасибо менеджеру Елене из Астревела. Отели бронировала тоже она, за исключением Йенчепинга, который заказал самостоятельно через Интернет (на сайте букинг,ком). Бронирование через Интернет – удобно и недорого, но из-за визовых правил подходит не для всех стран.

    Стартовали поздно вечером 31 июля с Белорусского вокзала Москвы.

    Страна первая - Белоруссия картофельная

    Белоруссию проехали транзитом на поезде Москва – Вена. Виды аккуратные. В Бресте на длительной стоянке белорусские женщины покормили нас домашними блинчиками из картошки, очень вкусными. Стоянка затянулась. После смены колес и проштамповки паспортов простояли еще часа два. Но за это претензии, видимо, уже к полякам. Кстати, поезда на Западе чистые и быстрые, но тоже часто опаздывают. Особенно в Австрии. По дальнему следованию мы уже не хуже их. А вот наши обычные электрички, дорогие, еле ползущие, критики не выдерживают. Поезд из Владивостока может прийти в Москву минута в минуту, а электричка из Софрино простоять 15 минут перед вокзалом впустую… Если уж про опоздания, то хорошо показали себя Италия, Германия, Швейцария, Дания и Швеция, похуже Финляндия, Польша и Австрия. Последняя – уже второй год подряд точностью не отличается, хотя у неё масса других достоинств.

    Страна вторая – Польша провинциальная

    В отличие от сверкающей Варшавы многие провинциальные польские станции заброшенные и обшарпанные. Ведутся кое-где строительные работы с китайцами в качестве рабочих. Природа красивая, а вот придорожная инфраструктура не совсем европейская. Пока ехали от Тересполя до Катовице, опоздание оставалось, только к концу пути немного нагнали. Восхитились аистами и их гнездами прямо у дороги.

    Страна третья – Чехия ночная

    Чехию проезжали ночью, от Петровице-у-Карвине до австрийской границы. За счет сокращения двухчасовой стоянки вошли в график. Чехия смотрится побогаче Польши, поаккуратнее. На чешскую землю ступить удалось, стоянки были. Паспорт пополнился штампами: после Бреста и Тересполя ещё двумя чешскими. Не думал я, что к этим штампам потом придерутся немцы… Но об этом позже. Австрийцы свой венский штамп тоже поставили. Кстати, виза была австрийской, потому что въезд через Австрию и больше всего дней мы провели в Австрии. Чешской и польской визы не требовалось.

    Страна четвертая – Австрия спортивная. И цветочная

    В Австрии мы с Надей уже были в прошлом году. Отдых на озёрах понравился, решили посетить ещё два. В Вене долго не задержались, так как осмотрели её год назад. Сейчас посетили пропущенный ранее парк Бельведер, недалеко от Южного вокзала, собор Карла, памятник советским воинам. Кстати, вполне ухоженный. Вот что значит, что в Австрии мы только прогнали фашистов и ушли, никого не ссылая в Сибирь и не навязывая социализм. Погуляли три часа по Вене. Погода была солнечная, но не жаркая, не то что в прошлом году. Последний участок до Западного вокзала проехали на метро.

    Купили билет до Зальцбурга. Для справки, все железнодорожные переезды внутри Европы обошлись на двоих в 926 евро, Москва – Вена двухместное купе 11900 рублей, Хельсинки – Москва обычное купе 6 с половиной тысяч. Первый скоростной поезд до Базеля, идущий через Зальцбург, пропустили, в нём было много народу, и спокойно сели в следующий, Вена – Зальцбург, отправлявшийся через 5 минут. Ехали три часа, немножко опоздали, прибыли. Хотя и с сумкой на колесах, но все-таки решили походить по Зальцбургу. Сходили к речке, потом в парк. Пускай Международный олимпийский комитет взвинчивает цены в Сочи, а мы сделали другой выбор, и не пожалели. Туристов много, особенно в парке. Каких только скульптур тут нет, попадаются забавные – единорог, забавная девочка, влюбленная парочка древних богов… И всюду цветы. Австрия вообще – стана цветов. И конечно, повсюду упоминания про Моцарта, который родом отсюда. Даже Вольфгангзее названо в честь него (раньше оно называлось Аберзее).

    На озеро, в городок Санкт-Гильген поехали на автобусе. Он останавливается не только у вокзала, но и у парка. Автобусы удобные, билеты продает водитель. А вот пробки из-за ремонтных работ на австрийских дорогах тоже бывают. Но вид по дороге открывался красивейший. Проехали одно озеро, потом подъехали к нашему. Городок крошечный, тихий, приятный. Спустились к отелю. Нам дали ключ и поселили в другом корпусе. На ночь отель закрывают, один раз у нас был казус – подошли – дверь заперта. Сходил в главный корпус, там тоже все тихо, уже в 22 часа. Но я догадался вторым ключом открыть дверь.

    В первый же день я успел искупаться. Вода прохладная. А место долго искали, искупался в яхт-клубе. Там, кстати, в эти дни парусная регата проходила. А искали место потому, что большинство пляжей и мостиков частные, всюду приват.

    А погода тем временем испортилась, пошел ливень, разразилась гроза. Решили назавтра ехать купаться в теплых источниках. В отеле у нас были ужин и завтрак, кормили хорошо, с супом и фруктами, правда за напитки, даже такие безобидные, как чай, вечером приходилось доплачивать.

    На следующий день, 4 августа, поехали сначала на автобусе до Бад Ишля, потом на поезде до Бад Аусзее. Шел дождь, и мы приобрели огромный зонтик. В каждом городе есть туристический информационный центр, я заходил туда, брал там карту, спрашивал всё, что интересно. Различные экскурсии, рафтинги и каньонинги только рекламировались, но реально не проводились. Пересекли несколько земель Австрии – Зальцбург, Верхнюю Австрию и Штирию. В Бад Аусзее прошли пешком через весь городок, искупались в бассейне с теплой, чуть солноватой водой. И обратно на двух автобусах. Напоследок нырнул в холодное озеро. Потом нашли градусник – оказывается температура воздуха падала до 12 градусов, а ночью до восьми!

    4 августа погода стала налаживаться. Пошли гулять вокруг озера по его северной стороне. Там проложена дорожка между водой и скалами. На озере утки и лебеди. Много бегунов и велосипедистов. А вот машин в маленьких австрийских городках совсем мало, и пешеходов всегда пропускают. Прошли далеко, дошли до скал. Я купался, прыгал с камней в воду. Вода тут прозрачная, а глубина начинается прямо сразу. В середине дня взяли лодку с электромотором, покатались на ней по озеру, прошли полозера, до Санкт-Вольфганга. Много парусников, ходят и пассажирские кораблики. Солнце выглянуло, и кожа сразу стала обгорать, все-таки горная местность. Затем сходили в аквапарк по 3 евро, это прямо на озере, есть мостики, вышки, много народу, купается молодежь, прыгая с мостков с весёлым визгом, и пенсионеры, плавно входя в воду. Её температура никого не пугает. Вечером гуляли уже по южному берегу, до молодежного лагеря. Раньше по берегу проходила железная дорога, потом ее сняли, сделали пешеходно-велосипедную дорожку. А поздно вечером был концерт. Девушки и дети из местной группы пели свои песни, классику и репертуар АББы, очень здорово.

    5 августа стало совсем тепло. Пошли купаться опять к скалам, удалось нырнуть с 4 метровой высоты. Местные ребята и даже девочка тоже прыгали. Вода тут теплее, чем в аквапарке на другом берегу озера. В него потом тоже заглянули. Отдыхающих и туристов очень много, большинство сами австрийцы.

    6 августа переезжали на другое озеро, в Каринтию. Сначала автобус в Зальцбург, потом электричка в Шпиталь, дальше снова автобус в Мильштатт. Здесь озеро более тёплое, и погода теплее (хотя в прошлом году в Клопайнерзее вода была ещё теплее). Разместились в отеле. В ваучере обозначен полный пансион. После расспросов о нём нас напоили чаем со сладостями, других обедов тут не бывает. А вечером и утром еда как обычно, здесь за чай доплачивать не надо, и даже бокал пива был бесплатный.

    Пошли искать пляж. Нам выдали специальный ключ. Ходили-ходили туда и обратно, никак не найдём. В конце концов искупались с пирса парусного клуба. И только позже, ещё раз вернувшись в отель, получили дополнительную информацию и попали на маленький огороженный пляжик отеля, расположенный в полукилометре от него.

    Вечером погуляли по городку, посетили ярмарку, сходили в собор-крепость. Кстати, в соборах и при них всюду кладбища. Австрийские кладбища очень ухожены, все в цветах. В других странах всё было поскромнее. Присмотрели аквапарк с вышками для прыжков в воду, назавтра решили сходить.

    7 августа пошли в аквапарк. Там вышка для прыжков в воду, горки, трамплины. Вышка очень высокая, есть даже платформа 10 метров. Раньше приходилось прыгать много раз с 5 метров, однажды со скал с 7 метров в Сочи. Здесь я прыгнул сначала с 5, потом с 10 метров, впервые с такой высоты. Это уже очень жестко, во время второго прыжка ушиб лицо и голову. Хотя испытать себя на такой высоте хотелось. Австрийские ребята и девушки тоже прыгали, но "солдатиком". Смелые, особенно девчонки, с 10 метров! Потом еще купались здесь и на пляже. Вечером в отеле пел и играл музыкант, но как-то нудно и однообразно, не то что в Санкт-Гильгене.

    8 августа утром уезжали из Австрии. Решили ехать рано, помня про опоздания австрийского транспорта. В 8 утра уже сели в автобус до Шпиталя, потом в поезд до Виллаха. Успели погулять по этому, тоже древнему, городку. И затем в поезд до Венеции. Тут места уже при покупке билета резервировал. Быстро оказались на территории Италии.

    Страна пятая – Италия художественная

    Италия встретила нас хмурой погодой и дождем, то есть на южной стороне Альп было то же, что и на северной. Долго стояли на пограничной станции, хотя, конечно, никто документы не проверял – Шенген. Но экипаж поезда сменился на итальянский. Едем через Удине и наконец попадаем в Венецию, после первой остановки долго едем по дамбе-мосту, прибываем на Санта-Лючию. Сколько же здесь народу! Похоже на московское метро в час пик. Сразу от вокзала садимся в катер до площади Сан-Марко. Катер не очень удобный для обзора. Обратно был рейсовый водный автобус номер 82, с него вид был гораздо лучше, хотя шёл он подольше. Кораблям тесно в каналах, они ждут друг друга. Потом вырываемся на морской простор. И вскоре прибываем. Опять метро в час пик. Голуби тоже есть, но не так много. Первым делам скидываю фото с карточки аппарата на диск. В Австрии с этим были проблемы, далеко не в каждом городе это возможно сделать. А вот позже, в Скандинавии – никаких проблем, всюду Интернет и другие компьютерные услуги. Итак, переписал. Для Венеции нужно много места. Туристов полно, приходится по узким улочкам протискиваться. Но город всё равно впечатляет. Кстати, русская речь слышится постоянно. Было не очень жарко, 26 градусов, легкая дымка облаков.

    В Венеции не ночуем, вечером едем сразу в Тренто, на поезде, с пересадкой в Вероне, так получается быстрее. Заходим в сидячее купе – а там все русские! Точнее, украинцы из Киева, ездили в Венецию с научного конгресса в Турине. Правда, во взглядах мы с ними не сошлись, они, хвалили советские времена и ругали демократию и либерализм… При этом ехали в Турин, а не куда-нибудь в Воркуту…

    В Тренто прибываем уже в 21 час, темно, дождь опять идёт. В Италии поезда шли точно по графику. Переходим через площадь от вокзала и попадаем в Гранд отель. Самый роскошный и красивый на всем маршруте! И по иронии судьбы, самый дешевый, 92 евро за двоих за сутки, тогда как остальные, более скромные, обходились в 100-110 евро. Италия все-таки подешевле. В Тренто проводим две ночи. С вечера идем в ресторан, пробуем антипасту с семгой.

    На следующий день, 9 августа, осматриваем город. Опять не жарко, днем 21 градус, вечером 18. Иногда дождик. Идем в крепость. Сколько там картин древних мастеров 15-16 веков! В Италии каждый город – музей. Страна-музей. В крепости еще разместилась выставка украинской академии наук, древности всякие. И их нельзя фотографировать, тогда как шедевры итальянских мастеров – можно. Ещё там есть Орлиная башня, в неё каждые полчаса экскурсии за 1 евро. Башня показывает жизнь народа в этой местности в каждый месяц, по знакам Зодиака. То сбор винограда, то охота на лисиц, то игра в снежки (Сейчас-то в этих местах снега практически не бывает). И только март, знак Овна, художник фон Лихтенштейн из 15 века пропустил. Ну, у Нобеля жену математик увел, он и не дал им премии своей, тут, наверное, в марте у него что-то неприятное случилось, или Овен какой-нибудь его обидел, или девушка отказала… Так или иначе, но история об этом умалчивает. Еще посетили кафедральный собор, со статуями и картинами. И парк с памятником, напоминающим советские… Но только за итальянскую демократию. Днем попили чаю, вечером спросил у местных жительниц, они подсказали недорогой, но вкусный ресторанчик со шведским столом. Тренто понравился.

    10 августа уезжали на поезде на север, снова в Австрию, в Инсбрук. Ехали через холодные высокие перевалы, как всегда в горах, много тоннелей. В Инсбруке выглянуло солнышко. На город у нас было два часа до следующего поезда. И тут попался русский магазин с матрешками, конфетами и сушками. Хозяйка из Екатеринбурга. Она нам и рассказала, что посмотреть, где старый город. На вопрос Нади, много ли тут русских, сказала – много, но ещё больше чеченцев, которым австрийцы быстро дают политическое убежище и гражданство (ведь они пострадали от русских!), а те начинают воровать и резать друг друга…Пока не австрийцев, а что дальше… Хотя европейцев я понимаю, в любом конфликте они сочувствуют маленьким против больших и сильных – Палестина, Косово, Чечня… Хотя лично нам во всей поездке ни с какими случаями национализма или конфликтов на этой почве сталкиваться не приходилось. В Европе всё было спокойно.

    Итак, Инсбрук. Старый город красивый, улицы узкие. Есть интересная золотая крыша. Вокруг исторического центра трамваи ходят. Много точек питания. Мы поели картошки с салатом прямо на улице. И вернулись на вокзал. Успели еще несколько звонков в Россию сделать. Кстати, по австрийской карточке гораздо дешевле, чем по сотовому с роумингом. За два часа спокойно город осмотрели. И еще забежал в банк поменять немного Евро на швейцарские франки.

    А дальше поезд в Швейцарию. Поезд Вена – Базель. Садимся, вагоны битком! Пятница. Да еще отряд юных альпинистов с палками и рюкзаками. И вагон курящий попался. Перебираемся в другой, там гораздо свободнее. Да и на станциях вскоре много народу вышло. Едем по высокогорью, здесь холодно, народ одетый. Места красивые. Леса, горные речки, вдоль речки Инн долго ехали. Кое-где остатки посеревшего снега на вершинах. На станции Фельдкирх вышли почти все пассажиры, тут пересадка на Брегенц. И вот мы в Швейцарии, проехав по кусочку Лихтенштейна, подъезжаем к станции Бухс. Никто паспорта не проверял! Швейцарская виза у нас была, но её никто не смотрел (эта страна в Шенген пока не входит, и в Евросоюз не входит).

    Идем в отель, он близко от вокзала, бросаем вещи и едем на автобусе в соседнее государство. Ехать всего 18 минут.

    Страна под микроскопом – Лихтенштейн

    Уютный автобус, небольшой переезд по мосту через Рейн, и мы в другом государстве. С одной стороны гора, с другой река. Проехали Шаан, потом оказались в Вадуце, столице. Местный житель на вопрос, где исторический центр, растерянно отвечает – тут… И ещё замок на горе. Смотрим магазинчики – часы за 3, 5, 8 тысяч евро… Здесь в ходу и швейцарский франк, и евро тоже принимают. Неплохо живут. Перекусили в турецком кафе, посмотрели соревнования по пляжному волейболу, пошли в сельские кварталы. Всё в цветах, ухожено, маленькие садики и огородики. При этом в палисаднике под окнами и цветы, и немножко капустки с картошечкой. Тишина, покой, красота и богатство. А может быть, великая держава – это страна, в которой люди живут спокойно, сыто и счастливо? (А территории, ракеты, производство – всё-таки не самое важное?) Тогда великие державы - это Лихтенштейн и Люксембург, а вовсе не Индия или Китай… К чему хотим быть ближе мы, россияне – решать нам…

    Погуляли по сельскому Вадуцу, садимся в обратный автобус. Хочу заплатить, водитель говорит – касса ист капут, то есть он её сдал уже, и денег принять не может… После 8 вечера в Лихтенштейне коммунизм. Хотя они его никогда не пытались построить.

    Страна седьмая – Швейцария богатая

    Ночуем в Бухсе (этот город я включил в маршрут ради Лихтенштейна), осматриваем городок. Магазины, цветы, дождик. Похоже на Австрию. Только ещё всё дороже. Едем на поездах с двумя пересадками в Люцерн. Беру билеты по кредитной карточке (кстати, рублевая кредитка Райффайзенбанка во всех странах работала повсюду). В поездах народу не очень много. Едем вдоль озёр. Много туннелей. Переезды по Швейцарии не длительные, страна небольшая (а по населению меньше одной Москвы).

    Люцерн, 11 августа. Город красивый, на берегу озера. В городской черте купальных мест нет. Много красивых зданий. Добираемся пешком до отеля. В этот день у меня было плохое самочувствие, немного простудился (погода-то холодная была, да и народ кашляет вокруг…), поднималась температура. Надя беспокоилась, хотела меня отвести к врачу или вызвать его, я отказался, зная такое состояние раньше, и что оно должно пройти, немного отлежался, потом пошли по городу, перекусить, в итоге только чай попили, всё очень дорого и в плане еды ничего интересного. Магазины и аптеки в субботу закрываются в 16 часов, а в воскресенье вообще закрыты. В отеле на рецепции сказали, что медпункт на вокзале есть, сходили туда, но температура уже стала спадать, и фельдшер сказал, что ничего серьезного. Так и есть. Страховку они не взяли, денег тоже. А вызов врача стоит у них 500 крон, как говорил русский служащий отеля, который работал в ночную смену. Поздно вечером поели в испанском ресторане отеля. Со здоровьем все было на следующий день нормально. Красный крест в стране красного креста не потребовался. (В Швейцарии красный крест виден повсюду. И это не особое пристрастие к медицине. Просто флаг у них такой государственный, квадратный, и крест белый на красном фоне. А кажется – не страна, а сплошной медпункт).

    12 августа. Утром едем на поезде в Берн. Надя вспоминает историю про Штирлица. Никакой Блюменштрасе тут нет. В Берне сплошной ремонт, на улицах, в парламенте. Слышим русскую речь – это экскурсия, экскурсовод в красной кепке с серпом и молотом и буквами СССР рассказывает: вот часы на башне, такие же, как и у нас в Нюрнберге(???). Оказывается, это группа русских немцев. Пристроились, услышали много познавательного и забавного про этот город. И медведей как его символ видели. А про Штирлица – по мнению экскурсовода, они могли бы давно всё это обустроить как в книге, и деньги делать на туризме… (Но зачем, они ведь и так богатые, не страна, а сплошной банк).

    Еще одно лирическое отступление – о СМИ в нашей жизни. По итальянскому и по российскому телевидению шли репортажи о сильных наводнениях в Италии, Люцерне и Цюрихе. Мы стояли и смеялись. Так, небольшой дождик. Ну, речка в Берне немного поднялась. (То же самое в прошлые годы про наводнение я слышал по телефону, находясь в Индонезии и Перу. Если бы не сказали, то и не знал бы…). Ну любят журналисты из мухи слона делать…Наверное, потому, что читатели любят про это читать и пугаться… Поэтому не всегда, прочитав, или тем более увидев по ящику, что в такой-то стране что-то такое произошло ужасное, надо бросаться сдавать билеты.

    В Берне не ночуем, вечером едем в Цюрих. Тут тепло, солнышко. А ночью снова жуткая гроза была. А утром снова солнышко. Цюрих – самый большой город Швейцарии. Но особой толкотни или небоскрёбов не увидел. Вокзал большой, конечно. Беру карту. На сей раз до отеля надо ехать на трамвае. Ничего трамвайчик, удобный, и ходит по расписанию. Только 80 рубликов проезд (3,9 франка). Билет на трамвай на час, и Надя предложила покататься подальше дополнительно, чтобы выжать из этого билета все его возможности. Мы так и сделали. Доехали, поужинали в отеле. Супчик за 9 евро, на следующий день в Германии точно такой же за 3 евро съели. Потом гуляем по парку, на кладбище заходим. Совсем скромное, цветов мало, не чета австрийскому. Экономят что ли, кальвинисты разэдакие…

    13 августа на утро идем осматривать Цюрих. Ходим всюду пешком, и не очень быстро, но почему-то на город 2-3 часов обычно хватает. Покупаем сувениры, гуляем около озера (тут тоже купаться и прыгать можно, но нам уже некогда), смотрим историческую часть, двуглавый собор, ратушу на воде, многочисленные магазины с олигархическими ценами.

    К обеду возвращаемся на вокзал. Сумку в Берне и Цюрихе сдавали в камеру хранения за 7 франков, гуляли налегке. Едем на электричке в Романсхорн, чтобы переправиться через Боденское озеро. Добираемся до этих "романтических рогов" (тоже названьице…явно имеются в виду не козлиные и не оленьи рога), пересаживаемся на корабль-паром, который ходит каждый час. Пересекаем 5-километровое озеро, составляющее часть течения Рейна. Прибываем на немецкий берег. Швейцарскую визу никто так и не спросил. (У тех, кто ехал обратно, проверяли).

    Зато на немецкой стороне очень даже спросили. Шенген у нас двухкратный был, как раз ради Швейцарии. Но пограничник придрался, что мы уже использовали эту визу, так как стояли штампы Тересполя и Вены, венский, по его мнению, на поезде не нужен был. Но мы не виноваты, что его нам поставили. Объясняю ему всё, и что Польша в Шенген ещё не вошла. Он уносит паспорта, и через 20 минут возвращается после консультаций с начальством, поставив въезд и сказав, что виза больше для новых въездов не действительна. Вот так бюрократическую европейскую машину иногда заедает.

    Страна восьмая – Германия яблочная. Apfeln uber alles!

    Попав все-таки на немецкую землю, оказались во Фридрихсхафене. Ищем туристическое бюро, заодно осмотрели город. То и дело попадаются русскоговорящие местные жители и отдыхающие – русские немцы. Обращаюсь по-немецки к даме с собачкой, явно местной, – отвечает по-русски! В общем, нас сориентировали. Бюро нашёл, карту тоже. Но наш отель не здесь, а в деревеньке Айлинген, ехать на автобусе. Едем. В Бодензее так и не искупались, около города таких мест не попалось, а дети резвятся в фонтанах.

    Прибыли в Айлинген, нашли отель. Уютная избушка в три этажа, номера в деревенском стиле. Ночуем две ночи. Такое чудесное местечко оказалось, тихое, природное. Служащего отеля еле нашёл, вечером вход в другом месте, ключ дали. Ужинаем в ресторанчике под большим деревом на улице. Вечером гуляю, прямо на меня выбегает по асфальту ёжик и долго за мной бежит.

    Но главное – это яблоки. Это яблочный рай, яблочное безумие! Километры садов. Ещё в Италии мы с Надей гадали, яблоки это или помидоры на низкорослых деревьях. Надя оказалась права, яблоки! Жуткое количество яблок. Они падают, мы их подбирали, кое-где срывали. И сливами полакомились, и грушами. В номер днём принесли в подарок корзину фруктов. Погуляли в лесу.. Лес очень похож на наш. Даже свалки есть. Погода хорошая была, к вечеру второго дня даже жарко стало. А ночью звёзды наблюдали.

    Тихая, мирная жизнь. Море фруктов и чистый воздух. И гораздо приятнее, чем огромный Гамбург, куда мы направились после Айлингена. Всё-таки маленькие европейские городки – это чудо!

    15 августа. Если переезд из Австрии через Венецию в Тренто был самым насыщенным, то этот переезд Айлинген – Гамбург – самым длинным. Билеты взял ещё при прибытии два дня назад, аж до самого Копенгагена, и всё равно уже по полной цене (со скидкой надо сильно заранее брать). Итак, на дизель-поезде едем сначала в Ульм, потом на обычном поезде через Штутгарт до Франкфурта-на-Майне. Вот этот город огромный, с небоскрёбами, но мы там не задерживаемся и сразу на скоростном поезде ICE до Гамбурга. Поезда все транзитные, то из Австрии то из Швейцарии, маршруты причудливые, но билеты продают сразу на весь маршрут, с указанием времени, пути отправления, мест пересадок. К 18 часом добираемся до Гамбурга. Отель далеко от вокзала, идем с сумками через город, устаём. Обратно полпути на метро проделали. Станции очень частые, часть пути на улице. В Гамбурге красива только ратуша. Можно зайти внутрь, посмотреть политическую жизнь, сколько каких депутатов. Город и земля Гамбург управляются женщинами, и в парламенте их больше. Вокруг ратуши фонтаны с девушками. Видели Эльбу и огромного Бисмарка. (А вот злодеев Гитлера и Муссолини нигде не видели. Не пора ли и Ленина убрать у нас?). Рядом с отелем парк, где перекусили картошкой и сладостями. В Гамбурге прохладно, и дождик принимался иногда. В общем, большую часть пути в Европе погода была близка к средней, привычной для этих мест.

    Страна девятая – демократичная Дания

    16 августа. Покидаем Германию на удобном дизельном поезде датских железных дорог и отправляемся дальше на север. Часть пути поезд проделал во чреве парома, заехав туда. А мы вышли и прогулялись на верхнюю палубу. Солнце и облака быстро сменяли друг друга. Датские деревушки обычные, аккуратные, но неброские. Вечером прибыли в столицу. Город немного погрязнее германских и австрийских, но и демократичнее. Всюду море велосипедов. Прохладно и дождливо. Пришлось поменять деньги – евро на кроны, с некоторой комиссией. Упрямые, не перешли на евро, а ведь любой обмен валюты – это денежные потери. Правда, потом менял в Дании датские кроны на шведские – уже без комиссии (когда продаешь, её не берут). Но почти везде расплачивался кредитками, даже за чай, билеты метро и прочие мелочи в Скандинавии это возможно. Если с кредитки брать нал в банкомате, то свой банк берет 3 евро, а если ею расплачиваешься – не берет ничего. Добыл карту, узнал, что международная касса вечером закрыта, спросил про отель, он близко к вокзалу, удобно. Заселяемся. Тут много молодежи и много испанцев. Вечером немного погуляли. В этом городе много эротики, различные шоу рекламируются. Поели в ресторанчике со шведским столом за фиксированную плату, на двоих 200 крон. Но в целом Дания и Швеция – страны очень дорогие.

    17 августа. Утром купили билеты на поезд на завтра, переписал фотографии (жутко дорого!) наметили маршрут – и в путь. Пешком, с надеждой добыть бесплатный велосипед. Это трудно, их разобрали. Посетили блошиный рынок, взяли сувенирчики. Двигаемся дальше. Нашли один велик, катаемся по очереди. Его отстёгиваешь, опуская монетку в 20 крон, она ездит с тобой, когда снова пристегнёшь на любой станции, монетка выскочит. Так и дошли до королевского дворца, где караул менялся, там тоже русские туристы были, дальше держим путь к русалочке. Какая она маленькая! А народу сколько! И опять есть наши, на автобусе приехали. Я к ней сходил, разувшись, через воду.

    Двигаемся обратно. Около церкви и крепости стражник остановил меня на велосипеде по валу, там нельзя на нём, а внизу можно. Дальше в сад идём, где памятник Андерсену, на выходе находим второй велосипед и делаем большое кольцо по городу. Очень удобно, везде дорожки, водители вежливые.

    Пристёгиваем велики, зашли поесть, днём дешевле, чем вечером, всего 100 крон на двоих, хотя еды не меньше. Гуляем снова, к мосту на Христианхавн (в саму Христианию не пошли). Вечером попили чаю в чайном автомате в магазине, и очень дешево, за 5 крон всего (а в других местах от 20 и больше).

    Надя обратила внимание, что в Дании народ, особенно женщины, одеты слишком просто и даже некрасиво, у некоторых из-под платья штаны, из-под них гольфы, и не причёсаны порой… В Швеции тоже, но в меньшей степени. И мода у них такая, на витринах точно так же одетые девушки. Но скандинавки сами по себе симпатичные. А одежда не главное. Зато никто ничего своими внешними атрибутами (одежда, машина) не доказывает, не выпендривается, живут естественно. И ещё Надя обратила внимание, что очень мало по мобильникам разговаривают, особенно в маленьких городах. (Хотя у каждого сотовый там есть, да и тарифы приемлемые).

    Страна десятая - удобная Швеция

    18 августа. Идём после завтрака на вокзал и едем в Швецию. Сначала на электричке в Мальмё через пролив по мосту. Город понравился. Как всё удобно! Во всей Швеции ни разу сумку не поднял, везде катил. Есть старинная часть города. Собор с органом, а на соседней площади рок-концерт. Чисто, аккуратно, спокойно.

    Из Мальмё на скоростном стокгольмском поезде едем до станции Нессиё, два часа примерно. Поезд идёт очень быстро, но билеты на него дорогие, дороже, чем на обычный. Внутри похоже на самолет. А от Нессиё на двухвагонной электричке едем в Йенчёпинг. Природа южной Швеции очень похожа на российскую. Такие же леса, луга. Сельское хозяйство. Только дома и дороги аккуратные и чистые.

    Йенчепинг стоит на берегу красивейшего озера Веттерн. На вокзале сразу беру билеты на послезавтра в Стокгольм, карту, и мы идём в отель. Это единственный отель ("Савой"), который я сам бронировал в Интернете. И очень хороший. Тут есть чайник! А это удобство и экономия, так как чай пить всюду дорого, от 1,3 до 3 евро. И пол в ванной тёплый. А цена совсем не дорогая, получилось примерно 75 евро на ночь на двоих, а всюду 100-110 евро за ночь. Оплатил при прибытии карточкой. Отель около собора Софии, но он так и не был открыт.

    Вечером гуляли по парку, он немного на холмах. Старинные избы, мельница. У шведских изб особенность – на крыше земля с травой. Видели танцплощадку с танцующими пожилыми людьми. Спускались к озеру, мимо нас заяц промчался. Вдоль озера тоже дорожки, рыбацкие пристани. И рядом поезда идут.

    Ночью город живёт. Магазины работают до 21-22 часов, это вам не Швейцария. Ребята и девушки гуляют, кстати, шведки одеты довольно легко для этого холодного лета. Привычные, тоже надоело кутаться. Все в основном светленькие. Хотя темноволосые приезжие тоже есть, они заметно отличаются. Попадались нам в Швеции, Дании и других странах отдельные бомжи и алкоголики, но их очень мало и ведут себя они тихо.

    Удобный вокзал, со второго этажа выход в город, с первого к автодороге и рядом переход к озеру. Красиво и тепло в здании.

    Погулял по ночному городу, у собора по кладбищу прошел, аккуратное.

    Продукты для ужина купили в супермаркете и пили чай в номере.

    19 августа. Утром было прохладно, днём стало жарко. Пошли гулять. На маленьком озере соревновались воднолыжницы на досках и лыжах за катером, в основном одни девушки, получалось у них ловко. Гуляли с детьми и с собачками. Потом в лес сходили. Видели дачки, похожие на наши, но все ухоженные. Добрались до озера. Стало жарко. Шведы стали раздеваться, загорать. Но в воду никто не шёл. Я слазил. До колена, озеро долго мелкое, но ноги уже сводит от холода. Чуть побрызгался и вылез. Не теплее Байкала.

    Вечером гуляли ещё.

    20 августа. Утром в понедельник наблюдали трудовую жизнь города. Вот девушка мусор убирает – изящно накалывая палочкой и опуская в мешочек. В 8 утра в понедельник люди пошли на работу. В основном пешком и на велосипедах, машин очень мало. Собираемся на вокзал и едем на поездах в Стокгольм, с пересадкой в Фольчёпинге. В середине дня добираемся до шведской столицы.

    После Йенчёпинга Стокгольм поражает размерами и шумом. На вокзале нет информационного бюро для туристов, решил зайти в ближайший отель, там дали карту города. Идём, как обычно, пешком до отеля, хотя и не близко. Много русских туристов. Проходим деловую и торговую часть, попадаем на набережную и в свой отель, существующий с 1910 года. А дальше – в старый город Гамла Стан. Красивые соборы. А вот для жизни узкие улочки не очень удобные – там же в окнах темно… Видели Академию наук, выдающую нобелевские премии. Погода была неплохая, солнечная. А на следующий день вообще тепло, 23 градуса.

    Поели в Макдональдсе, остальное показалось очень дорогим. Вечером ещё продуктов купили. Прошлись по городу. Потом ещё сходил в парк имени Нобеля, уже когда стемнело. Народ бегает и гуляет, в том числе одинокие девушки. В Швеции всё спокойно.

    Утром пошли в парк Скансен. В музей Васа не пошли – чего смотреть на позор шведского флота… А парк понравился. Там избушки, изображающие жизнь шведов в прошлые века – магазины с ведрами и утюгами (как наши деревенские еще недавно были), мастерские со стеклодувами и деревообработчиками, старая закрытая обсерватория, сельские избы с прялками и работающими на них девушками. И зоопарк с волком, медведем, кабанами (по-шведски вильдсвин, то есть дикий свин), огромной совой и домашними овечками. Попалась избушка почти на курьих ножках.

    После парка надо было уже ехать на паром Силья Лайн. Поехали на метро, всего 2 остановки. Поезда там идут по разным линиям, на табло высвечивается, какой куда. Но цена… 26 крон, то есть 2 с половиной евро за одну поездку. 85 рублей за метро. Приехали, дошли пешком до терминала, паром уже стоял. Зарегистрировались, как на самолет. У нас каюта Си Сайд, то есть с окном на море, покупал билеты ещё в Москве в паромной компании на цветном бульваре, удалось купить за 120 евро вместо 190, заранее и на определенные дни такое возможно (только не в пятницу, когда паром переполнен).

    Вскоре посадка. На нужный этаж доставляет лифт. Всего на пароме 12 этажей, сверху палуба прогулочная, нижние этажи автомобильные. В середине палуба с магазинами и ресторанами. Мы заказали ужин по 33 евро на человека и завтрак по 10 евро, оплатили карточкой. Ужин в две смены, с 17 до 19 и с 20 до ночи. Мы пошли в первую. Это обжираловка! Сёмга горячая и холодная, отварная картошка, много видов мяса, бутылка вина входит, и вино хорошее, чилийское, чай и пиво можно неограниченно наливать. Завтрак немного поскромнее, но тоже сытный.

    Паром отошёл в 17 часов, и до самой ночи плыли по шведским шхёрам – красивым морским каналам между островками с сосновым лесом и дачными домиками. Правда, на верхней палубе холодный ветер. В 22.45 Силья причалила в Мариехамне на Аландских островах, а после этого направилась в Хельсинки. Утром был туман, и корабль периодически гудел. В Хельсинки прибыли по расписанию, к 9 утра по-шведски (10 по-фински).

    Страна одиннадцатая – Финляндия знакомая

    В Хельсинки мы с Надей уже были 4 года назад, и этот город отлично помнили. Сошли с парома, взял карту. Во время её изучения подошёл финн и дал несколько советов, как лучше идти. То же и в Швеции было, скандинавы готовы помочь, не такие уж они и холодные. Но тут начало темнеть, включились фонари (в 10.30 утра!). И пошел дождь со страшнейшей грозой. На улицах слой воды в полколеса машины. Мы спрятались под козырьком магазина. Буря продолжалась около часа, потом шёл обычный дождь, а после полудня вообще разгулялось. Зашли на крытый рынок, попили чаю, купили домой голубики. Рынок чистый и сверкающий, правда, цены дикие.

    Потом шли мимо президентского дворца, очень серого и скромного. Такой же и парламент. Не тратят они деньги налогоплательщиков на роскошь власти. А президент у них – наёмный работник гражданского общества для выполнения определённых функций. Впрочем, вполне скромны и монархи Дании и Швеции.

    Когда же и у нас будут смотреть на власть не как на манну небесную, которая должна решить все наши проблемы, а как на наёмных функционеров гражданского общества?

    Посетили кафедральный собор, пришли к вокзалу, сбросили сумку – и дальше, в сторону парламента, дворца Финляндия и парка. На обратном пути поели в деловом скромном ресторанчике. Обычно обед или ужин в ресторанах обходился нам на двоих в 25-30 евро. Сюда входило первое блюдо для каждого, обычно одна огромная тарелка второго на двоих, и ещё чай, пиво, какие-то десерты. В прошлой поездке официанты в азиатских странах путались, ставя мне пиво, Наде чай или сок, а надо наоборот, а вот сейчас, в Европе не путались. Переговоры вёл я, как организатор маршрута и более знающий иностранные языки. Но по-немецки Надя тоже с местными жителями разговаривала.

    О языках. В немецкоязычных странах использовали немецкий, в Италии испанский (понимали нормально, при знании испанского можно общаться в португало- и италоязычных странах) , а в Скандинавии – английский. Кстати, шведский язык выучить можно, с датским и тем более финским сложнее… В Хельсинки надписи на финском и на шведском, причем два названия иногда совершенно не похожи, никакого общего корня в словах, обозначающих то же самое место.

    Напоследок побродили по хельсинкским магазинам. Представляю, каким шоком они были для советского гражданина, сумевшего вырваться из-под железного занавеса… А сейчас материальная сторона жизни Запада уже не поражает. В Москве, да и в других российских городах можно купить всё то же самое. А в Москве и деньги для этого заработать можно не меньше, чем на Западе. По материальным параметрам мы Запад догнали, не при Сталине и Хрущёве, а как раз при Ельцине и Гайдаре.

    И всё-таки разница пока ещё есть. И касается она в основном культуры, жизненного уклада. И чтобы догнать Запад здесь, нам нужно перестать прогибаться перед властью или что-то от неё ждать, перестать бояться и ненавидеть людей, чем-то на тебя непохожих – цветом кожи, разрезом глаз, сексуальной ориентацией или материальным уровнем. Перестать хамить и выпендриваться за рулём. Там только подойдёшь к переходу, все машины тормозят. А начать можно с того, что перестать бросать бумажки в городах и оставлять гору мусора после отдыха на природе. Вот это отличается больше всего. Хотя 400 лет назад и они выливали помойку из окна и не мылись…

    Поезд Хельсинки – Москва, с аккуратными вагонами и вежливыми проводниками, отошел по графику. На остановках в купе подсело два финна, один из них путешествует по маршруту Хельсинки – Москва (к другу) – Екатеринбург – Улан-Батор – Шанхай – Ханой – Токио – Хельсинки, и в России бывал и раньше. Потом поезд опаздывал, простояв на станции Тиккурила (из-за дождей что-то на финских дорогах не срабатывало). Но после Выборга вошли в график. И прибыли в Москву утром 23 августа точно по расписанию. Москва оказалась самым жарким пунктом всего маршрута. На Комсомольской площади нас встречала огромная надувная девушка в русском наряде. Путешествие завершилось успешно, с несколькими рекордами – 11 стран, 26 поездов в одной поездке. А в Европу хочется возвращаться ещё.

    Павел Максимов
    30/08/2007 16:30


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Финляндии

    31.08.17 Finnair будет летать из Хельсинки в Москву трижды в день
    30.08.17 "Аэрофлот" продлил действие скидки на линии Москва - Хельсинки
    18.08.17 Finnair и "Аэрофлот" сделали скидку на билеты Москва - Хельсинки
    15.08.17 "Аэрофлот" хочет чаще летать из Москвы в Хельсинки
    11.08.17 В Финляндии - 30-часовая забастовка на железных дорогах
    Lux Express проводит распродажу билетов
    21.06.17 Авиарейсов между Москвой и Хельсинки может стать больше
    16.06.17 Роуминг внутри Евросоюза стал бесплатным, но у туристов будут сложности
    07.06.17 Музей Муми-троллей в Тампере откроется по новому адресу
    23.05.17 Срок оформления финских виз в Санкт-Петербурге составляет пять недель
    [an error occurred while processing this directive]